Комплексы упражнений для физкультурных минуток в дошкольном образовании
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Физкультминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха, прекрасная возможность снять отрицательное воздействие от статической нагрузки, и размяться между занятиями, которые требуют усидчивости и повышенного внимания малыша.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка!
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiz.minutki.docx | 496.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений для физкультурных минуток в дошкольном образовании
Воспитатель:
Астраханцева Наталья Петровна
- ФМ общего воздействия, разминки (двигательно-речевые)
Физкультминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха, прекрасная возможность снять отрицательное воздействие от статической нагрузки, и размяться между занятиями, которые требуют усидчивости и повышенного внимания малыша.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка!
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
«Птички»
Совместное действие под музыку.
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)
«Весёлый гном».
Жил да был весёлый гном. (поднимают руки над головой, изображая колпак)
С круглыми ушами (описывают вокруг ушей круги)
Он на сахарной горе (складывают руки «горой»- треугольником)
Спал под воротами. (пальцами изображают ворота)
Вдруг откуда ни возьмись, великан явился (руки высоко над головой)
Скушать гору он хотел (делают руками движения, как будто едят руками)
Только подавился. ( хватают воздух ртом, надувают щёки).
Ну а что весёлый гном? Так и спит глубоким сном.( руки под щёчку, глазки закрыты).
«Медведь и заяц».
У медведя дом большой, (развести руки в стороны)
А у зайца – маленький (руки свести вместе)
Наш медведь пошёл домой, (имитируют походку медведя)
А за ним и заинька. (руки на поясе, прыжки).
Мы медведя провожаем и занятье продолжаем.
2. Комплексы упражнений для глаз
Одним из важных направлений работы является овладение простейшими приемами охраны зрения и дыхания. С детьми проводятся задания и упражнения: «Поморгаем глазками», «Глазки смотрят в глазки», «Смотри дальше, смотри ближе», «Расскажи, что далеко, что близко», «Расскажи, что высоко, что низко», «Смотрю и всматриваюсь» (напряженный и расслабленный взгляд), «Я смотрю на мишку и думаю о нем», «Я смотрю на березу и думаю о ней», «Темно — светло». Обучение пальмингу — упражнений по снятию напряжения с глаз. Для этого детям предлагают спокойно посидеть 7—10 минут, плотно закрыв глаза ладонями, поставив при этом локти на опору. «Носиком вдыхаем легко и непрерывно», «Нос дышит, рот закрыт», «Ротик на замок», «Легкое дыхание», «Дышим, как птички на веточке», упражнения с зеркалом на фиксацию выдыхаемого воздуха «Мыльные пузыри».На занятиях детям предлагаются специальные задания, направленные на обучение приемам укрепления здоровья глаз (см. рис. 1).
Эти упражнения проводятся педагогом как на занятиях, так и в процессе выполнения режимных моментов. Для их выполнения целесообразно изготовить таблички размером 30 на 30 сантиметров и, предъявляя детям по 2—3 из них на каждом занятии, обучать их выполнять движения глазами в заданном на табличке направлении. Нумерация в приведенном выше рисунке условна. После того как дети выучат способ выполнения того или иного движения, задания можно предъявлять и в иной последовательности. Отметим, что на начальных этапах обучения показ выполнения данных движений глазами педагог должен сопровождать с тактильно-двигательным подкреплением. При этом траектория движения руки педагога повторяет выполняемые им движения глазами, а затем дети выполняют это движение самостоятельно. Важно, что, предложив детям приступить к самостоятельному выполнению движения глазами, педагог не должен выполнять это движение одновременно с детьми, чтобы не отвлекать их внимание.
Существует несколько основных классов, на которые разделены все упражнения для малышей. Обычно детский сад применяет все
Словесные инструкции. Это комплекс упражнений, который включает в себя особые задания. Это могут быть несложные стишки, которые проще запоминаются и содержат указания к действиям. В такой игровой форме малыш чувствует себя спокойно и будет легче выполнять упражнения.
Зрительные тренажеры. Это могут быть картинки, предметы, которые позволяют тренировать зрение. С их помощью проводятся занятия в детском саду. Особенно в старших группах.
Игровая физминутка. Она обычно проводится в перерывах между занятиями в детском саду или младшей школе. В процессе «урока» выделяется пара минут, чтобы выполнить с детками простые упражнения
.
Комплекс упражнений
- Часто поморгай несколько раз. Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.
- Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3. Затем открой глаза и посмотри вдаль, сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.
- Вытяни правую руку вперед. Медленно двигай указательным пальцем влево-вправо, вверх-вниз и следи за ним взглядом. Голову держи неподвижно. Повтори упражнение 4-5 раз.
- Вытяни руку вперед. Слегка согни ее в локте. Посмотри на указательный палец, сосчитай до 4. Затем переведи взгляд вдаль и сосчитай до 6. Повтори упражнение 4-5 раз.
- Проделай в среднем темпе 3-4 круговых движения глазами вправо, затем столько же – влево. Расслабь глазные мышцы, посмотри вдаль и сосчитай до 6. Повтори упражнение
Зрительная гимнастика в стихах.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
«Жук»
Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
К журавлю жук подлетел,
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж.»
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно—
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
«Ж-ж-ж.»
3. Пальчиковая гимнастика
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Цветок
У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
• Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
• Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
• Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
• К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).
• И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
• До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).
Пальцы вытянуть пошире
• Пальцы вытянуть пошире (на эти слова пальцы растопырены, напряжены).
• Раз, два, три, четыре, пять (на каждый счет убирать в кулак по одному пальцу на обеих руках начиная с большого и заканчивая мизинцем).
• Сжать их вместе — три, четыре — и на месте поплясать (пальцы раскрываются и выполняют движение «фонарики»).
• На носок (подушечки мизинцев встречаются, остальные пальцы, помимо большого, согнуты, прижаты к ладоням).
• Потом на пятку (встречаются подушечки больших пальцев).
• Дружно делаем (соприкосновение подушечек мизинцев).
• Зарядку (соприкосновение подушечек больших пальцев).
Улитка
Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены.
• Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе, улитка, я пирога. (Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.)
• Улитка (большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол).
• Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол).
• Высуни (указательные пальцы делают то же самое).
• Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак).
• Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол).
• Улитка (такое же движение делают мизинцы).
• Я (выходят из кулака указательные пальцы).
• Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак).
Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой — мизинец — указательный.
Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").
Список литературы
- Елена Черенкова: Оригинальные пальчиковые игры Дом 21 век, 2011 г
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
- Любовь Останко: Физкультминутка для крохи Литера, 2015 г.
- Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражнения Дошкольное воспитание, 2000. № 10.
- http://www.liveinternet.ru/users/veravena/post338955910/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений при плоскостопии для детей дошкольного возраста
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Именно в дошкольном возрасте формируется физическое здоровье подрастающего поколения.Плоскостопие – деформац...
Комплекс упражнений для работы с детьми дошкольного возраста c использованием Тренажерно – информационной системы «ТИСА»
Комплекс упражнений для работы с детьми дошкольного возраста c использованием Тренажерно – информационной системы «ТИСА» :Виброскамейка с ММПБКП.Вестибуплатформа с ММПБКП.Устройство для моделирования ...
Комплекс упражнений гимнастики пробуждения для детей дошкольного возраста.
Проведение гимнастики пробуждения может стать традицией в вашей семье ,а мы Вам в этом поможем!...
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста . Материал для практической подготовки студентов "Дошкольное образование"
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия...
Игровые комплексы упражнений для утренней гимнастики (старший дошкольный возраст)
Утренняя гимнастика - важный режимный момент в жизни дошкольников. Представленные игровые комплексы упражнений помогут воспитателям внести разнообразие в ежедневный ритуал проведения утренней гимнасти...
комплекс упражнений утренней зарядки для детей дошкольного возраста
комплекс упражнений утренней зарядки для детей дошкольного возраста...
Комплекс упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста на тему "Мамин день"
Комплекс упражнений затрагивает все области речевого развития: фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слова, связную речь, развитие артикуляционной м...