Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Педагогический проект на тему: «Здоровьесбережение детей дошкольного возраста в ДОУ»
План проекта: Анализ ситуации. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуальность целевого проекта. Выявление проблемы. Цель, задачи педагогического проекта. Стратегия, методы, принципы реализации проекта. Программа реализации проекта. Рабочий план реализации проекта. Предполагаемые результаты. Дальнейшее развитие проекта. Список используемых источников. Приложение.
1. Анализ ситуации.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:
1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.
2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
3. Организация оздоровительной работы.
4. Профилактика вредных для здоровья привычек.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
2. Актуальность проблемы.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
3. Выявление проблемы.
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
4. Цель проекта.
1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
3.Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
5. Условия реализации проекта:
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Методы реализации:
1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития.
2. Проведение исследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение).
3. Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов. 4. Мониторинг.
6. Программа реализации проекта.
Нормативно-правовая и документальная база
Программы формирования здорового образа жизни дошкольника являются: Проект закона Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) 2.9.; Конвенция по Правам ребёнка.
7. Рабочий план реализации проекта.
ЭТАПЫ
ЭТАП I
Подготовительный
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
- проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
- изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;
- изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;
- осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента
Содержание I этапа:
- анализ научно-методической литературы;
- создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
- оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;
- анкетирование родителей.
^ Ожидаемый результат
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг).
ЭТАП II
Прогностический
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;
- подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;
- обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
Содержание II этапа:
- повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);
- разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;
- изменение режима деятельности ДОУ;
- разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
^ Ожидаемый результат.
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.
ЭТАП III
Практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Задачи:
- создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;
- разработать и внедрить рабочую программу «Здоровячок» с элементами валеологии;
- разработать валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;
- разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;
- состоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.
Содержание III этапа:
- освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;
- занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;
- организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);
- организация логопедической работы с детьми;
- приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.
^ Ожидаемый результат.
Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.
ЭТАП IV
Заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;
- развивать познавательную активность дошкольников;
- активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;
Ожидаемый результат.
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.
Содержание работы
8. Прогнозируемые результаты.
Дети должны знать
| Уметь
| ^ Здоровье и здоровый образ жизни
| Сущность понятия “здоровье”
-Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле
О роли правильного питания
Значение гигиенических процедур для здоровья
| Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма
Соблюдать правила питания
Выполнять гигиенические процедуры
| ^ Спорт – это жизнь
| О роли двигательной активности в повышении работоспособности
Правила закаливания организма
О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия
| Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях
Выполнять доступные виды закаливания
| ^ Твой выбор
| Полезные и вредные привычк.
Привычки укрепления здоровья
О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье
| Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ
| Саморазвитие
| Знать самого себя и свои возможности.
Способы взаимодействия с людьми
Качества, достойные человека
Черты характера людей
Причины неуверенности в себе
Виды давления
Причины неуверенности в себе
| Оценивать самого себя
Отстаивать свою точку зрения
Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном
Говорить “нет” в опасных ситуациях.
Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях
Находить друзей по интересам
|
9. Дальнейшее развитие проекта.
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления
10. Список используемых источников.
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
5. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
6. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
|