«физкультурные занятия. Основные понятия предмета»
материал (младшая группа) на тему
Основные понятия методики физического воспитания фундаментальны и научно обоснованы. Знание и понимание специальной терминологии поможет педагогам творчески реализовать задачи данного раздела программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturnye_zanyatiya_g.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
2015 г.
Основные понятия методики физического воспитания фундаментальны и научно обоснованы. Знание и понимание специальной терминологии поможет педагогам творчески реализовать задачи данного раздела программы.
Здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения, под этим подразумевается гармоничная, слаженная работа всех органов и систем, благоприятные социальные условия и микроклимат, в котором воспитывается ребёнок. Если на первые два компонента педагог повлиять не в состоянии, то обеспечение благоприятного микроклимата на занятиях является его прямой обязанностью.
Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребёнка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие физическое развитие в более узком смысле слова означает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной ёмкости лёгких; состояния осанки; изгибов позвоночника и др.)
Понятие физическое развитие более широком смысле слова включает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.)
Физическая культура- часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Под физической культурой понимается творческая деятельность направленная на преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений.
Формируя культуру тела, важно гармонически развивать личность ребёнка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. Понятие «физическая культура» тесно связано с понятием «физическое воспитание».
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства. Оно играет важную роль не только в формировании физической культуры ребёнка, но и в усвоении им общечеловеческих и национально-культурных ценностей.
Физическая подготовленность-соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование - овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребёнка. Физические упражнения - специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности ребёнка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребёнка.
Двигательная деятельность - это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребёнка.
Двигательная активность - основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребёнка. Она подчинена главному закону здоровья: приобретая расходуем. Согласно теории индивидуального развития ребёнка, особенности энергетики всего организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность направлена на обязательное избыточное восстановление энергетического фонда. Благодаря двигательной активности ребёнок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. Двигательная активность носит биосоциальный характер.
Спорт - достижение наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований в каком-либо виде физических упражнений.
Понятия теория и методика физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества постоянно совершенствуются, углубляются и уточняются.
Опираясь на научный понятийный аппарат педагог должен самостоятельно и творчески осуществлять выбор вариативных, парциальных и других программ. Ведущим принципом отбора разнообразных форм организации двигательных действий является известный принцип «Не навреди»
В настоящее время необходимо серьёзно пересмотреть методику обучения и воспитания дошкольников. Особого внимания требуют занятия по физической культуре. Во- первых потому, что в некоторых программах к занятиям относят утреннюю гимнастику, физкультурные праздники, досуги и другую двигательную деятельность. Во- вторых ряд авторов выступает против обучения движению, несмотря на то, что все произвольные движения человека являются результатом обучения.
Физкультурные занятия - основное средство обучения детей физическим упражнениям. Методика их проведения должна быть направлена на поэтапное, последовательное и систематичное формирование двигательных навыков ребёнка. Важную роль на занятиях играет сочетание наглядного, словесного, практического, игрового, соревновательного и других методов и приёмов, обеспечивающих сознательное и творческое освоение движений ребёнком. Зачастую педагогами не соблюдается методика повышения физической, психологической и эмоциональной нагрузки.
Каждый ребёнок неповторим и уникален. При обучении необходимо развивать его индивидуальность, вооружать определенным двигательным опытом. При этом педагог должен помнить, что все движения приобретаются прижизненно как результат научения.
Важную роль в формировании грациозности, пластичности, выразительности, красоты движений, в развитии психофизических качеств играют общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения - специально подобранные упражнения, направленные не оздоровление организма. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов деятельности нервной системы. С их помощью развиваются и укрепляются крупные группы мышц- плечевого пояса, туловища, ног; подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; также они содействуют развитию психофизических качеств ребёнка.
Общеразвивающие упражнения способствуют постепенному вовлечению организма в деятельное состояние, повышению жизненного тонуса. При составлении комплексов таких упражнений следует придерживаться анатомического принципа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое воспитание как педагогический процесс, и его основные понятия.
В статье раскрыты основные понятия теории и методики физического воспитания....
Физкультурные занятия - основная форма профилактики плоскостопия.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоров...
Основные понятия о здоровом образе жизни
Презентация для педагогического совета на тему " Понятие - здоровый образ жизни"...
Физкультурное занятие с гимнастическими предметами "Я хочу гимнастом стать-пусть меня научат!"
Закрепление перестроений при движении.Обучение и выполнение упражнений со спортивными предметами.Воспитание сплоченности при выполнении физических упражнений....
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...
Физкультурное занятие - основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников (консультация для воспитателей)
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры дошкольников.В своей работе воспитатели чаще всего используют традиционную (класическую) форму проведения занятия, ...
Конспект занятия основной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе на тему: «Неравенство двух групп предметов».
Цель: Развитие умения различать равенство и неравенство двух групп предметов.Задачи:Познавательное развитие:- Учить определять неравенство двух групп предметов.- Закреплять представление о геометричес...