Тема проекта: “Азбука здоровья ” - использование нестандартного спортивного оборудования в физкультурно–оздоровительной работы с дошкольниками .
проект на тему
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_purtova_a.sadovskiy_detskiy_sad.docx | 784.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Садовский детский сад
Проект “Азбука здоровья”-
использование нестандартного спортивного оборудования в физкультурно–оздоровительной работе с дошкольниками
Автор: Пуртова Анна Ивановна
п. Садовый, Краснозерский район
Паспорт представляемого на конкурс оздоровительного проекта
Тема проекта: “Азбука здоровья ” - использование нестандартного спортивного оборудования в физкультурно–оздоровительной работы с дошкольниками .
Автор проекта: Пуртова Анна Ивановна, воспитатель
Место реализации проекта: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Садовский детский сад.
Адрес: Россия, Новосибирская область, Краснозерский район, поселок Садовый, улица Школьная, 8
Номинация: “Лучший педагогический проект”
Аннотация
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Проблема повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, особо остро обозначившаяся в последнее время в связи с ухудшающимся здоровьем детей. Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей. Одним из важнейших показателей здоровья детского организма является его естественная подвижность. Двигательная активность – биологическая потребность ребёнка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка.
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сохранение здоровья воспитанников в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения.
Коллектив нашего детского сада стремится создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и гармоничного физического развития каждого ребенка. Накоплен богатый опыт работы по физкультурно - оздоровительной работе. В практику работы широко внедрены здоровьесберегающие технологии. Оснований для модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
- необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Ежегодно работа нашего дошкольного учреждения начинается с педагогической диагностики (наблюдений) физического развития и двигательной активности детей, по результатам которой планируется и ведется физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, индивидуальная работа, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни). Данные о состоянии здоровья воспитанников моей группы на начало 2014года свидетельствуют о снижении числа абсолютно здоровых детей. По результатам анализа заболеваемости на первое место выходят заболевания: ЛОР заболевания, дефекты речи, нарушение осанки, плоскостопие, невроз. Из 20 детей группы с 1 группой здоровья детей, со 2 группой - детей, с 3 - детей. У многих детей низкий уровень физического развития.
Уровень физического развития детей
Проведённое анкетирование среди родителей по теме «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье» позволило сделать вывод, что 13% родителей занимаются оздоровлением своих детей, а 87% - не занимаются.
Всё вышеперечисленное показало актуальность проблемы укрепления здоровья моих воспитанников. Следовательно, возник вопрос: Как укрепить здоровье детей в условиях малокомплектного детского сада, имеющего дефицит площади учреждения и спортивного оборудования. Результатом моих педагогических исследований и размышлений стал проект “Азбука здоровья ”, основная цель которого создать условия для повышения эффективности физкультурно–оздоровительной работы с детьми через использование нестандартного спортивного оборудования. Его использование позволяет в игровой форме развивать у детей интерес к физическому развитию, формировать двигательные умения и укреплять здоровье. Оно просто в изготовлении, не занимает много места, позволяет размещать его в любой части группы в зависимости от конкретных задач. Развивающая двигательная среда играет особую роль в укреплении здоровья детей, так как для полноценного их развития и формирования двигательных навыков, умений, качеств необходимо соблюдение режима двигательной активности в течение дня. В нашем дошкольном учреждении существует отдельный спортивный зал, расчерченная спортивная площадка на улице, беговая дорожка. Это все способствует решению следующих задач:
"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его"
Установленное за период реализации проекта красочное многофункциональное нестандартное оборудование в групповой и спортивном зале, вызвало большой восторг у детей. Позволило расширить возможности организации физкультурно – оздоровительной деятельности через проведение разнообразных игр, гимнастик с выполнения многообразных движений и упражнений. Посредством использования нестандартного оборудования, внося элементы необычности, мы вызывали интерес к занятиям и желание поиграть с новыми для них атрибутами. Сейчас дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Движение - основа здоровья, поэтому разрабатывая проект, ставила перед собой следующие задачи:
- создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
помочь ребенку накопить опыт знаний для укрепления физического и психического здоровья;
- стимулировать его к включению в процесс двигательной активности, побуждать к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
- направить совместную работу педагогического коллектива и родителей на развитие и оздоровление детей, формирование основ ЗОЖ;
- формировать навыки саморегуляции поведения ребенка, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, чтобы быть физически, душевно и социально более благополучным при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление группы и спортивного зала, чтобы придать им яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы они не напоминали казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками, и переоснащение с этой же целью “Уголка здоровья” в группе. Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Их использование позволило применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.
Невозможно было бы решить главную задачу проекта без организации совместной деятельности с родителями. Ведь основа ЗОЖ закладывается в первую очередь в семье, а в детском саду мы продолжаем ее. Родителям было предложено принять активное участие в изготовлении нестандартного оборудования, и они охотно согласились. Им были даны рекомендации: из какого материала и как изготовить оборудование и пособия, придумывала для них эскизы. По окончании реализации проекта организовала выставку изготовленного оборудования. Она получилась интересной, эстетично выдержанной, грамотно оформленной, к каждому оборудованию были сочинены четверостишия и варианты игр - упражнений. Тематика выставки была разнообразная: раздаточный материал, оборудование для основных видов движения (ходьбе, метанию, перебрасыванию, прокатыванию, прыжкам); корректирующие дорожки для профилактики плоскостопия, массажа; массажеры для спины и ног; оборудование для развития дыхательной системы; для тренировки мышц рук, ног. Это повысило интерес родителей к оздоровлению детей. А вниманию воспитателей детского сада мною были предложены занятия и игры, которые соответствуют возрастным особенностям и санитарным требованиям (см. Приложение). Анализируя полученные результаты, мы – педагоги и родители, увидели необходимость и важность проделанной совместной работы.
Уровень физического развития детей
(итоговая диагностика)
Методологической основой проекта явились основные положения теории и методики физического воспитания в дошкольных учреждениях (Л.Д. Глазырина, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, Т.А. Тарасова, В.И. Усаков, Д.В. Хухлаева); технологии повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы (Н.А. Гордова, Е.Н Вареник, М.Д. Маханёва, Н.В. Полтавцева); теоретические положения по физическому развитию и оздоровлению детей (К.К. Утробина, Р.А. Юдина, Л.В. Яковлева).
Содержание
- Актуальность ………..………………….....…………............стр.7-9
- Цель, задачи проекта……………………………………….....стр. 9-10
- Участники, срок и ожидаемые результаты
реализации проекта…………………………………………….стр.10
- Ресурсы, методы и технологии реализации проекта ….стр.11-12
- Управление проектом…………………………………………стр.12-13
- Содержание и этапы, проектной деятельности.……стр.13-17
- Результаты реализации проекта
и критерии оценки результатов.…………………………..стр.18-19
- Пост проектная деятельность……….…………………...стр.19
- Приложения к проекту:
- игры и конспекты занятий из цикла
«Азбука здоровья»…………………………………………….стр.20-28
- рекомендации родителям по изготовлению
нестандартного физкультурного оборудования………..стр.28-31
- Литература………..…………………………………………..стр.31-32
- Актуальность
«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении. Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению, защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из собственных практически наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, я сделала вывод, что необходимо:
1) повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
2) увеличить объём двигательной активности детей;
3) побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;
4) поднять эмоциональный настрой детей.
Это и определило актуальность разработанного мною проекта “Азбука здоровья ”. Эффективность реализации задач образования дошкольников в образовательной области физического развития и оздоровления во многом зависит от наличия рациональной предметно – игровой среды в дошкольном учреждении, куда входит разнообразное физкультурное, в том числе нестандартное спортивное оборудование. Именно использование нетрадиционного оборудования в образовательной деятельности по физическому развитию, а также в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности повышает интерес к двигательной деятельности, помогает проводить её комплексно, живо, эмоционально и интересно.
Инновационная направленность проекта заключается в том, что обучение и оздоровление дошкольников в результате использования нестандартного оборудования происходит с легкостью, выполняемые упражнения остаются в памяти детей надолго и автоматически используются ими в свободной игровой деятельности в повседневной жизни.
В рамках проекта разработаны конспекты образовательной деятельности, игр и развлечений с использованием изготовленного совместно с родителями нестандартного физкультурного оборудования и обновлен "Центр физического развития" в группе, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое. Оно соответствует требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергается санитарной обработке, обеспечивает безопасность детей во время игр и различных видов деятельности.
Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор. А мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам, многообразен и непредсказуем. И эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик, радуя и развивая детей.
- Цель, задачи проекта
Цель: Создание оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного оборудования, способствующей повышению двигательной активности детей и эффективности физкультурно – оздоровительной работы.
В основу проекта положена следующая гипотеза. Использование не только современного, но и нестандартного спортивного оборудования будет способствовать повышению двигательной активности детей, уровню их физического развития и эффективности физкультурно – оздоровительной работы.
В ходе достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи проекта:
1. Выявить уровень физического развития детей, их потребности и функциональные возможности в разные временные отрезки.
2. Определить теоретические основы создания нестандартного оборудования с учетом особенностей детей.
3. Разработать и смоделировать эскизы оборудования.
4. Спроектировать двигательную среду с целью повышения двигательной активности детей и эффективности организации и проведения физкультурно – оздоровительной работы.
5.Разработать цикл краткосрочных проектов - игр “Азбука здоровья “ по использованию нестандартного физкультурного оборудования.
6. Мотивировать родителей на помощь в создании нестандартного оборудования, с целью оздоровления и повышения двигательной активности детей в детском саду и дома.
7. Обобщить и распространить опыт работы по созданию нестандартного оборудования для двигательной среды.
- Участники, срок и ожидаемые результаты
реализации проекта
Участники проекта: дети и воспитатели группы, медсестра, заведующая и родители воспитанников.
Срок реализации проекта: 2015 – 2061 учебный год.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты:
- В работе с детьми:
- улучшатся показатели здоровья воспитанников;
- предметно – развивающая среда наполнится нестандартным, многофункциональным физкультурным оборудованием;
- повысится интерес у дошкольников к занятиям физической культурой.
- В работе с педагогами:
- будет разработан цикл краткосрочных проектов – игр “Азбука здоровья “ по использованию нестандартного физкультурного оборудования;
- будут разработаны рекомендации для педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей;
- будет обобщён опыт работы по использованию нестандартного физкультурного оборудования в системе внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с дошкольниками.
- В работе с родителями:
- повысится уровень участия родителей в оздоровлении детей;
- будут разработаны рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Возможные риски:
- эпидемия ОРВИ или ОРЗ;
- частые пропуски ребенком посещения детского сада по прочим причинам и др.
- Ресурсы, методы и технологии реализации проекта
Ресурсное обеспечение проекта:
Методическое:
- Коростелева Т.М. Нестандартное игровое оборудование / Т.М. Коростелева // Игра и дети. – 2004. – N 3. – С. 22-23.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 1997. – 88 с.
- Медведева Л. Использование гимнастических мячей при нарушении осанки детей / Л.Медведева, В. Баранова // Дошкольное воспитание . – 2005. – N 6. – С. 77-81.
- Мещерякова Л. Мой веселый, звонкий мяч /Л.Мещерякова //Дошкольное воспитание. – 2005. – N 6. – С. 82-86.
- Нечаева Р. Упражнения с резиновыми жгутами / Р.Нечаева // Обруч. – 2004. – N 6. – С. 41-42.
- Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5 – 6 лет в соответствии с ФГОС / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
- Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей в соответствии с ФГОС / М.А. Рунова. – М.: Линка – Пресс, 2015. – 96 с.
- Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость (спортивные игры с нестандартным оборудованием) / Л.Н. Сивачева. - Санкт – Петербург: Детство Пресс, 2005. – 48 с.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – Пресс, 2005. – 416 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 386c
- Тарасова Т.А. Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений / Т.А. Тарасова. - Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2004. – 158 с.
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства.// Дошкольное воспитание,2004,№1,с 114-117.
- Федорцева М.Б. Здоровьесберегающая деятельность педагога дощкольного образовательного учреждения: учебное пособие. /М.Б. Федорцева, Т.В.Шелкунова – Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2014,-11бс – Хобразование и здоровье) ISBN 978-5-7291-0456-7
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта;
- подборка иллюстраций и материала для разработки эскизов и изготовления оборудования;
- спортивный зал и “Центр физического развития”.
Кадровое:
- профессиональные педагоги с достаточным уровнем творческого потенциала для реализации цели проекта.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии, занятия - игры, анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной работы; контрольные испытания для выявления уровня физического развития детей дошкольного возраста, педагогические наблюдения.
- Управление проектом
Во главе структуры управления стоит координатор проекта - заведующий. Он организует командную работу сотрудников, родителей, социума; решает финансовые вопросы. «Вдохновителем» проекта является автор. Им организуется система физкультурно – оздоровительной работы, включение в деятельность по реализации проекта родителей, сотрудников и по необходимости социума.
Проект рассчитан на широкий круг участников образовательного процесса: дети, семьи воспитанников, сотрудники МКДОУ, социум.
Взаимодействие с социумом
Детский сад взаимодействует с МКОУ Садовской СОШ, Домом культуры (функционирующим в нем филиалом ДЮСША), сельской библиотекой, акционерным обществом.
Механизм реализации проекта:
- Определение социального запроса на реализацию деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Разработка содержания, форм работы по здоровьесбережению в группе.
- Педагогическая диагностика результативности работы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
- Обобщение результатов реализации проекта.
- Содержание и этапы проектной деятельности
Этапы проекта
Теоретико-методологическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили ход работы, которая проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с августа 2015 по август 2016 года. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования.
На первом, поисковом, этапе (август – сентябрь 2015 г.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста. В ходе данного этапа применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; опрос и анкетирование; изучение состояния здоровья детей; тестирование.
На втором, формирующем, этапе (сентябрь 2015 г. – апрель 2016 г.) осуществлялся сбор и обработка набранного материала, разработка и апробация цикла игр “Азбука здоровья”, создание предметно – оздоровительной среды. Проводилась основная работа над проектом. На данном этапе работы применялись следующие методы исследования: анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной работы; контрольные испытания для выявления уровня физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста; педагогические наблюдения.
На третьем, контрольно-прогностическом, этапе (май - август 2016г.) осуществлялись статистическая обработка, логический анализ и систематизация полученных данных с формулировкой выводов и практических рекомендаций. Решению поставленных на данном этапе задач способствовало использование следующих методов исследования статистические методы обработки материала; анализ и обобщение полученных результатов.
Содержание проектной деятельности
N | Мероприятия | Сроки |
1 | Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурно – оздоровительной работы с использованием нестандартного спортивного оборудования | Август - сентябрь 2015 г. |
2 | Анализ документов планирования физкультурно-оздоровительной работы | Август – сентябрь 2015 г. |
3 | Педагогическая диагностика для выявления уровня физического развития детей группы | Сентябрь 2015 г. |
4 | Отбор упражнений, игр с учетом группы здоровья, возрастных особенностей и желания детей. Подготовка эскизов нестандартного спортивного оборудования для их проведения. Проведение диалогического и консультационного общения с семьями воспитанников. | Сентябрь – октябрь 2015 г. |
5 | Организация и проведение образовательной работы по физическому развитию, утренней и корригирующей гимнастики, игр, спортивных праздников и развлечений, Дней здоровья с применением нестандартного спортивного оборудования | В течение года 201 5– 2016 г. |
6 | Отслеживание динамики заболеваний с учетом проводимых мероприятий, осуществление медико – педагогического контроля за проведением занятий. | В течение года 2015 – 2016 г. |
7 | Пополнение предметно – развивающей среды новым нестандартным оборудованием. | В течение года 2015 – 2016 г. |
8. | Организация обобщения опыта работы по организации физкультурно – оздоровительной деятельности и результатов реализации проекта. | май – август 2015 – 2016г. |
Тема проекта идет в контексте новых требований предъявляемых к современному дошкольному образованию. Потребность в здоровом образе жизни и ценностное отношение к здоровью необходимо формировать уже на этапе дошкольного детства. В ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Физическое развитие», ее содержание направлено на охрану здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. Разрабатываются и внедряются в практику дошкольного образования программы и технологии формирования основ здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста, базирующиеся на активности самого ребенка. Современная система здоровьесбережения в дошкольном учреждении — это не только здоровьесберегающая среда, комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья ребенка-дошкольника, но и широкая педагогическая работа по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни и культуре здоровья, формированию их здоровьесберегающей компетентности, опыта здоровьесозидания и привычки к здоровому образу жизни.
Вместе с тем, ФГОС ориентируют на новое взаимодействие ДОУ и семьи: «родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями».
Принципы построения работы:
− Принцип практической применяемости педагогических подходов;
− Принцип полноты, необходимости и достаточности содержания;
− Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста;
− Принцип интеграции образовательных областей;
− Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей
− Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.
Перспективный план мероприятий с родителями
по реализации задач проекта
Цель:
- повышение грамотности родителей в области физического развития и оздоровления детей, организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
N | Мероприятия | Сроки |
1. | Анкетирование родителей Посещение на дому с целью выявления условий для физического развития и оздоровления детей в семье. Консультация «Организация физического воспитания в семье» Информирование родителей о правилах взаимодействия с ребенком во время занятий. | сентябрь |
2. | День открытых дверей (просмотр родителями утренней гимнастики, подвижных игр, образовательной деятельности по физическому развитию, прогулок) с использованием нестандартного спортивного оборудования. Игровая программа с участием родителей «Вместе с мамой, вместе с папой» Наглядная информация «Требования к развитию движений ребенка в домашних условиях» | октябрь |
3. | Папка-передвижка «Как приучить ребенка к зарядке» Семинар-практикум «Играем вместе!» Консультация «Спортивный уголок дома» Вечер вопросов и ответов Посещение семей на дому с целью выявления, учтены ли рекомендации по оборудованию уголка для физического развития. | ноябрь |
4. | Наглядная информация: « Это интересно!», «Не такой упорный недуг респираторный» Приобщение родителей к изготовлению нестандартного оборудования. Игровая программа с участием родителей «Цирк зажигает огни» Круглый стол «Делимся опытом оздоровления детей» | декабрь |
5. | Акция-конкурс «Мы это сделали сами!» Физкультурный досуг на воздухе с использованием снежных построек и нестандартного оборудования Папка – передвижка «Игровые упражнения с нестандартным оборудованием для развития речевого дыхания» Консультация ««Двигательная активность как средство развития познавательных процессов» | январь |
6. | Семинар-практикум «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у дошкольников» Папка-передвижка «Профилактика плоскостопия у детей» Беседа с родителями «Использование нестандартного оборудования для образовательной области физическое развитие» Памятка «Нестандартное оборудование» | февраль |
7. | День здоровья «Прыг да скок - за здоровьем» Мастер-класс «Игры детства родителей» Физкультурный досуг с участием родителей «Поездка в Простоквашино» | март |
8. | Организация выставки «Удалая мастерская» - изготовленного совместно нестандартного спортивного оборудования «Играем вместе» - презентация цикла игр – занятий «Азбука здоровья». | апрель |
9. | День открытых дверей Фоторепортаж «Мама, папа, я – дружная семья» Презентация проекта Физкультурный праздник «Веселые старты» | май |
- Результаты реализации проекта и механизм оценки результатов
Механизм оценки результатов:
- отслеживание динамики физического развития дошкольников (тестовые методики);
- анкетирование
Результаты реализации проекта
В результате реализации проекта отмечается:
У детей:
- снижение уровня заболеваемости детей;
- улучшение здоровья воспитанников;
- проявление здоровьесберегающей компетентности;
- изменение предметно – развивающей среды за счет пополнения нестандартным физкультурным оборудованием.
У родителей:
- повышение педагогической культуры и степени заинтересованности родителей в вопросах развития и оздоровления детей;
- сформированы определенные навыки здорового образа жизни.
У педагогов:
- разработан цикл мини-проектов и игр «Азбука здоровья»;
- создан цикл консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей;
- разработаны эскизы и изготовлено, апробировано и внедрено в педагогический процесс детского сада нестандартное физкультурное оборудование;
- обобщен опыт работы на муниципальном уровне по физическому развитию и оздоровлению детей через использование нестандартного физкультурного оборудования.
Практическая значимость проектной деятельности для социума:
- наметились новые формы взаимодействия ДОУ с социумом: проведение «Весёлых стартов» с детьми, посещающими филиал кружка ДЮСША «Здоровячок»;
- пропаганда ведения здорового образа жизни среди социума.
Важным условием успешного воспитания дошкольников является диагностическая работа, которая проводится с детьми воспитателями и медицинской сестрой нашего детского сада. С помощью диагностики исходного уровни развития, мы определяем для каждого ребёнка оптимальную «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Это позволяет в течение года конкретизировать работу по двигательному развитию детей. Обследования проводим в образовательной области физическое развитие или и свободное время в индивидуальном порядке. Данные обследования заносим в таблицы.
В конце учебного года по итогам работы по проекту, проводим повторную педагогическую диагностику по всем показателям, оцениваем результаты, намечаем очередные задачи двигательного развития и оздоровления детей. Данные сравниваем с показателями предыдущего учебного года, чтобы
выяснить степень прогресса в результате проведенных мероприятий.
Отрадно заметить, что применяя нетрадиционное оборудование в образовательной области физическое развитие, играх и игровых упражнениях, эстафетах, играх на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой, укрепляем здоровье.
- Пост проектная деятельность
1.Распространение опыта работы по проекту на методическом объединении воспитателей малокомплектных ДОУ Краснозерского района в августе 2016 года.
2. Презентация цикла мини проектов “ Азбука здоровья” педагогам района.
3. Представление опыта на выставке – ярмарке инновационных образовательных проектов “Воспитатель - творец”, посвященной Дню дошкольного работника в сентябре 2016г.
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- Игры и конспекты образовательной области физическое развитие с нестандартным физкультурным оборудованием из цикла
“Азбука здоровья”
Игры
- «Весёлые дорожки»:
а) «Не намочи ноги»- младший возраст- ходьба в прямом направлении по сигналу педагога или родителей.
б) « Не упади»- старший и младший возраст- ходьба по канату в прямом направлении на вей стопе и боком на пятках, на носках, на середине стопы.
- «Многоуровневые стойки»:
а) « Перепрыгни - не задень»- прыжки на двух ногах через перекладину в высоту.
б) «Подлезь - не задень»- подлезание под перекладину (можно использовать в эстафетах на скорость).
в) « Не задень верёвку»- в эстафетах бег змейкой по сигналу педагога или родителей.
- «Туннель»:
а) «Пролезь в туннель» - в игре принимают участие две команды по пять человек (на скорость).
- «Забавные клоуны»:
а) «Всем здравствуйте»- младший возраст- подлезть на четвереньках под клоуном и поздороваться с ним за руку.
б) «Поздоровайся с клоуном»- старший возраст - подлезание в прямом направлении, правым и левым боком.
- «Кольцеброс»:
а) «Попади в цель»- старший возраст - играющие договариваются о количестве колец, которые каждый из них будет набрасывать, становятся на определённое расстояние (от 1м-до 3-хм) от клоуна и набрасывают по одному все кольца.
Конспекты по образовательной области физическое развитие (разновозрастная группа от 2 – 4 лет)
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на игры и желание участвовать в них. Задачи:
Ход Звучит музыка "Звуки леса", детей встречает "Гриб". Гриб: здравствуйте, ребята! А вы знаете кто я такой? Правильно, я - гриб и живу в этом лесу. Я здесь все знаю. Пойдемте, я вам лес покажу. Я думаю, вам понравится. А чтобы нам не потеряться, давайте возьмемся вот за эту волшебную веревочку (подает детям веревку из цветных косичек). Идите все за мной и будьте внимательны. Гриб: Идите осторожно. Через камушки, через камушки. Перешагивают ножки. Дети перешагивают через препятствия. Вот ручеек у нас на пути Дети проходят по веревочной лестнице, имитирующей подвесной мостик. Ручеек мы перейдем, Дети пролезают в обруч, закрепленный на стойке. Посмотрите, как много мышек живет в одной норке. А ведь каждая мышка хочет иметь свою норку! Давайте подумаем, как мы можем помочь мышкам. (Выслушивает предложения детей). А давайте разъединим нашу волшебную веревочку сделаем из нее норки для мышек. Дети разъединяют веревку на части и соединяют маленькие косички в кольцо, имитируя норку, и сажают туда мышек. Мышки остались очень довольны, ну а нам нужно идти дальше. По тропинке мы шагаем Дети шагают по мягким подушечкам - кочкам. Не устали вы идти? Дети бросают в даль "камушки" - мягкие шарики. Все препятствия прошли Вот и бабочки летают, Дети выполняют дыхательную гимнастику. Ребята, послушайте, как весело поют птицы. Это они с вами здороваются. А вы хотите превратиться в птиц? Ну, тогда возьмите вот эти волшебные крылышки (детям раздают ленточки). Раз, два, три повернись, Давайте с вами полетаем по лесу, как это делают птицы. Дети бегают по залу, машут ленточками, изображая птиц. Молодцы! У вас замечательно получается. Но нам пора возвращаться. Раз, два, три, четыре, пять Мы с вами пойдем по той же дорожке, по которой шли сюда. Только теперь у нас нет волшебной веревочки. Но ведь уже знаем дорогу и сможем обойтись без нее. Правда же? Ну, тогда идите за мной. По тропинке мы шагаем Дети шагают по мягким подушечкам - кочкам. Вновь ручеек у нас на пути Дети проходят по веревочной лестнице, имитирующей подвесной мостик. Шагают наши ножки. Дети перешагивают через препятствия. Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А за то, что вы были такие ловкие и дружные примите от меня вот эти подарки. (Раздают детям подарки). |
- "Волк и семеро козлят"
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на игры и желание участвовать в них.
Задачи:
- Учить детей бросать предметы в вертикальную цель одной или двумя руками на расстояние 2–2,5 метра.
- Отрабатывать навыки подтягивания, лёжа на гимнастической скамейке с продвижением вперед.
- Формирование у ребёнка чувства уверенности в преодолении препятствий при перепрыгивании через 2 линии. Расстояние (10–15 см).
- Совершенствовать у детей навыки ходьбы и бега через их усложнение (перешагивание через предметы, бег между линиями).
- Продолжать развивать сенсорные способности .
- Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Оснащение: игрушка козочка, мячи для метания (по количеству детей), силуэт волка, гимнастическая скамейка, канат.
Ход
Игровой момент. Воспитатель вносит игрушку козочку, дети и воспитатель рассматривают её.
Воспитатель: какая красивая пришла к нам козочка. Давайте послушаем про неё сказку.
Дети: да.
Воспитатель: тогда слушайте.
Рано утром, как только взойдет солнце, коза идет в лес за грибами и ягодами для своих козлят.
Ходьба детей на носках, чередуя широкий и мелкий шаг в течение 2-3 минут.
Идет коза в лесок набрать
Ягод в туесок.
Гуляла козочка по лесу, от одного кустика с ягодами к другому перебегала. (Бег врассыпную)
Перебегала от одного грибка к другому,
Увидела пеньки.
Стала ноги поднимать,
Чтоб пеньки не задевать.
Шагала, шагала козочка и не заметила,
Как ушла далеко от дома от своих деток козлят.
Ходьба детей, перешагивание через предметы.
Волк-кусака жил в лесу.
Не спал, не дремал, сразу к дому побежал,
В дверь к козлятам застучал.
Козлятушки-ребятушки,
Отопритесь, отворитесь.
Бег детей с переходом на ходьбу перестроение в круг на вытянутые руки.
Общеразвивающие упражнения (козлятки)
Мы, козлята, - молодцы! Волка мы не пустим.
Исходное положение. Основная стойка. Ноги узкой дорожкой, руки вперед, вверх, вернутся в исходное положение (4-5 раз).
Мы были с мамой-козочкой на лугу,
Пили шелковую росу
Исходное положение. Основная стойка. Ноги узкой дорожкой. Наклоны вниз, не сгибая колени. (4-5 раз).
Мы были маленькие козлятки,
А теперь – большие.
Исходное положение. Основная стойка. Ноги узкой дорожкой. Приседание. Подняться на носочки руки вверх. (4-5 раз)
Скоро на полянку с мамой мы пойдем,
Быстро прыгать мы начнем.
Исходное положение. Основная стойка. Ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах (4-5 раз).
Основные виды движений
Игры детей с цветными мячами: красными, желтыми, синими, зелеными.
Поняли козлята, что это волк-кусака. Решили его прогнать из своего леса. Стали бросать в него мячики.
Бросание мяча в цель, одной и двумя руками в силуэт волка.
Пошли козлята дальше в лес искать свою маму. Увидели на дорожке лужи. (Ребятки-козлятки, какого цвета лужи?) Стали козлята резвиться, перепрыгивать через лужи.
Произвольное перепрыгивание через лужи.
Навеселились козлята и пошли дальше искать маму-козу. За козлятами из леса прибежал волк, но козлята были ловкие и убежали от него. Подтягиваясь по скамейке на животе – вот так. А волк не умел так делать.
Ручки ты вперед тяни.
На животике ползи.
Ножки ты не опусти.
Голову вверх подними.
Подтягивание на гимнастической скамейке, лежа на животе. Голову держать вверх - произвольно.
Подвижная игра «Мама-коза и дети-козлятки»
Вариант ходьбы и бега, прыжки.
Убежали козлята от волка. Прибежали в лес на полянку. Нашли маму-козу и стали дружно играть вместе.
Мы на полянку пойдем, прыгать мы начнем.
Прыгаем, травку кушаем, тишину слушаем.
Волк не дремлет и не спит, за козлятами следит.
Козлятки, волк идет, убегаем в домик! Какие проворные козлятки, никого волк не догнал.
Игра повторяется 2 раза.
Ходьба и дыхательная гимнастика.
Волк воет: "У-у-у".
Тихая ходьба по желтенькой дорожке.
Вот козлята наигрались и решили домой вернуться. Чтобы это сделать, надо пройти тихо и не разбудить волка.
По тропинке вы идите,
Волка вы не разбудите.
Вот и закончилась наша сказка-путешествие. Давайте заберем козочку и волка к себе в группу и будем с ними дружить.
- Рекомендации для педагогов и родителей
Виды нестандартного физкультурного оборудования
"Балансир"
Цель: совершенствовать равновесие и координацию движений, укреплять мышцы тазобедренного сустава и голеностопной части ноги, развивать двигательную и эмоциональную активность.
"Кольцеброс"
Цель: учить набрасывать кольца, совершенствовать технику броска, развивать меткость, глазомер, учить творчески подходить к выполнению ОРУ (использовать кольца) .
"Коврики-следы"
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах прямо и боком, укреплять мышцы ног.
«Лыжи»
Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями членов команды, упражнять в имитации движений на лыжах, развивать чувство ритма, воспитывать интерес к спортивным упражнениям.
Гантели «Конфетки»
Цель: учить выполнять ОРУ с предметом, развивать силу рук, воспитывать любовь к спорту.
«Змейки»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах, перешагивания через преграду, развивать мышцы стоп, укреплять суставно-связочный аппарат.
«Разноцветные обручи»
Цель: учить забрасывать мяч в горизонтальную цель, совершенствовать технику броска и развивать глазомер.
«Тоннели»
Описание: на обруч набита ткань, другой конец - свободный
Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.
Ты не бойся темноты, по тоннели проползи
«Пеньки»
Описание: натуральные срезы разной высоты
Цель использования: закрепление ОВД: прыжки, ходьба, бег
С пенька, на пенек, вот и весь урок
Между елок пробегу и в лесочек попаду
- Литература
- Л.Глазырина. «Физическая культура – дошкольникам». М.: «Владос», 2001год.
- Б.Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001год.
- Н.Попова, Е.Харламов. «Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях». Издательский центр «Март». Москва- Ростов-на-Дону, 2004год.
- М.Рунова. «Корригирующая лечебная гимнастика». Журнал «Дошкольное воспитание». 1999год, №12.
- М. Рунова. «Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки». Журнал «Дошкольное воспитание». 2002год, № 12.
- А. Саркисян, Г. Овакемян. Как выработать правильную осанку у младших дошкольников». Журнал «Дошкольное воспитание». 2014год,№ 4.
- Л.Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Москва: Просвещение,1984год
- Т.Е.Харченко Организация двигательной деятельности в детском садуМ.: «Детство-пресс»2010год.
- Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду.
М.: Просвещение, 1992.
10. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2006
11. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И.
- Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нестандартного спортивного оборудования в работе с дошкольниками"
Консультация для воспитателей...
Информационный творческий проект "Использование нестандартного спортивного оборудования для оздоровления и физического развития детей"
Данный проект предполагает изготовление и использование нестадартного спортивного оборудования на занятиях, в режимных моментах, в свободное от непосредственной образовательной деятельности время в гр...
Возможности использования нестандартного спортивного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе в детском дошкольном учреждении.
Статья-сообщение о личном опыте использовании нестандартного оборудования на занятиях физической культуры в детском саду....
Использование нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здороьесберегающих технологий.
Создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок трёхлетнего возраста обычно...
Использование нестандартного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ
В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» и в результате: -увеличивает...
Проект "Здоровячок" Использование нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьясберегающих технологий.
Проект разработан в целях использования нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста и применения средств здоровьясберегательных технологий в обр...
Презентация на тему: "Использование нестандартного спортивного оборудования с целью развития двигательной активности у дошкольников".
Понятие «нестандартный» - не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Можно сказать, что это оборудование, сделанное своими руками, любой предмет, ...
- Мне нравится (1)