Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) по теме
Опыт работы на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 413.62 КБ |
zdorove.pptx | 432.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С О/В № 13
Сообщение на тему:
«Использование
здоровьесберегающих технологий
в педагогическом процессе ДОУ.»
Выполнила:
Часовских О. И.,
воспитатель старшей группы
Славянск-на-Кубани, 2017.
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Известно, что почти каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет те или иные проблемы со здоровьем. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности показателей своего здоровья.
В соответствии с Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая (разновидность лечебной гимнастики, представляющая собой систему спец. физ. упражнений, применяемых, в основном, для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника, гимнастика ортопедическая (для стоп), cтретчинг (комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц), ритмопластика (использования игровых музыкально-ритмических упражнений).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика (специальные занятия, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики), фонетическая и логопедическая ритмика.
Со своими детьми я провожу следующую работу. Для профилактической работы по предупреждению нарушения зрения я использую зрительную гимнастику. Это разные виды упражнений, которые выполняются эмоционально и носят игровой характер. Например, офтальмотренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Они могут быть сюжетные, графические, модульные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д.
Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.
На схемах (лист ватмана размером А3 или А2) изображаю какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т.д. Толщина линии - примерно 1 см. Плакаты размещаю выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте и предлагаю «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами в игровой форме: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу» и т.д.
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами провожу в положении сидя или стоя.
Упражнение «Машинки».
Примите удобную позу, сделайте несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксируйте взор на лошадке. Это начало пути. Следите за дорожкой глазами, голова при этом остается неподвижной.
Мы поедем на машинке, по красной дорожке, по зеленой дорожке.
Упражнение «Геометрические фигуры».
Задаем вопросы: На какую фигуру села бабочка? Какого цвета?
Кто быстрей придет в гости.
Массаж
Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Простые манипуляции с пальчиками и огромная польза!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение – это три.
Например, "Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.
«Решетка».
Берем решетку для раковины, которая состоит из множества «ячеек». Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».
«Шли мы как-то по дороге,
Видим, ходят чьи – то ноги,
Смотрим выше кто же он?
Это толстый серый слон!»
Футбол – пальчиковая игра.
Какой мальчишка не любит футбол? Пальчиковый футбол, когда нужно вести мяч пальчиками или ловить мяч, чтобы не пропустить гол. Оба футболиста могут быть на руках ребенка, а можно разделить.
Пособие «Смешарик»
Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Смешарик» с разноцветными волосами и весёлым личиком.
«Котенок».
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Контрастные водные ванночки для рук. Автор Алямовская В.А
Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом.
Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Например, упражнения «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Пастушок», «Шарик» и др.
Музыкотерапия – это метод, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыки оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания.
Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух.
Знаете ли вы, что
- во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения.
- детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием).
- при первых же звуках любимых пьес у деток лучше переваривается пища.
- Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
- Музыку можно не только слушать, но и ей можно лечить.
Хочется подвести итоговую черту словами В.А.Сухомлинского о том, что к воспитаннику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.
Непременным условием при использовании здоровьесберегающих технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.
Литература
1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста в физкультурном зале | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка |
Подвижные и спортивные игры | Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр |
Релаксация | В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную музыку, звуки природы |
Гимнастика утренняя | Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах | В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах | Различные варианты проведения
|
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей |
Образовательная деятельность по физической культуре | 3 раза в неделю в спортивном зале и на улице младший возраст – 15 – 20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст – 25-30 мин. | Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ |
Самомассаж | В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы С детьми старшего возраста | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. |
Информация для детей по теме « Здоровье» | Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач | Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.
Группы здоровьесберегающих технологий: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы подвижные и спортивные игры релаксация гимнастика пальчиковая гимнастика для глаз гимнастика дыхательная гимнастика бодрящая гимнастика корригирующая cтретчинг ритмопластика
Группы здоровьесберегающих технологий: 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые ( игротренинги и игротерапия ), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж , точечный самомассаж .
Группы здоровьесберегающих технологий: 3 . Коррекционные технологии: арттерапия , технологии музыкального воздействия, сказкотерапия , цветотерапия , психогимнастика фонетическая и логопедическая ритмика .
Зрительная гимнастика
Машины
Геометрические фигуры
Кто быстрей придет в гости.
Массаж. Сухой дождь.
Решётка .
Футбол – пальчиковая игра .
Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Знаете ли вы, что - во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения . - детям полезны не все классические произведения (« Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием). - при первых же звуках любимых пьес у деток лучше переваривается пища . - Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. - Музыку можно не только слушать, но и ей можно лечить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...
Выступление на МО инструкторов по физической культуре "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"
Презентация направлена на объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы( опыт работы по методике В.Ф.Базарного)....
Статья" Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ"
Из опыта работы....
Сохранение физического и психического здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ
quot;Использование здоровьесберегающих т݅е݅х݅н݅о݅л݅о݅г݅и݅й݅ в п݅е݅д݅а݅г݅о݅г݅и݅ч݅е݅с݅к݅о݅м݅ п݅р݅о݅ц݅е݅с݅с݅е݅ ДОУ"...
«Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ»
laquo; Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада».
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ»
В консультации описаны современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....