Использование нестандартных средств и форм на логопедических занятиях.
статья на тему
Применение нестандартных средств и методов в сочетании с логопедическими задачами - оказалось действенным и полезным в обучении. Техника использования Шаров здоровья, Су-джок терапии, аромотерапии. Нестандартеые формы проведения логопедических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_integratsii_v_obshchestvo_rebyonku_s_narusheniem_zreniya.docx | 958.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нестандартных средств и форм на логопедических занятиях.
Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь (восточная мудрость).
Для интеграции в общество ребёнку с ограниченными возможностями развития, нужна специальная коррекционная, медико-педагогическая помощь. В детском возрасте все психологические процессы пластичны, и важно, чтобы окружающие ребенка люди: педагоги, врачи и родители создали благоприятные условия для гармоничного развития, тогда результат превзойдет ожидания. Для достижения положительных результатов, в своей логопедической работе, стараюсь построить занятие так, чтобы ребенку было интересно, чтобы он - не чувствовал утомления, видел в занятии - игру и с удовольствием «играл». Применение нестандартных средств и методов в сочетании с логопедическими задачами - оказалось действенным и полезным в обучении.
1.Шарики здоровья. В своей работе я успешно апробировала шарики здоровья. Вращая в ладони китайские шарики, стимулируются многие акупунктурные точки. Медициной доказано, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует подготовке кисти руки к письму и является мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга. Звук, производимый шариками во время занятий, оказывает успокаивающее и в то же время стимулирующее воздействие.
Шарики можно использовать:
- в играх на развитие слухоречевой памяти и слухового внимания: «Где позвонили?», «Тихо - громко», «Повтори заданную мелодию». - вращение шариков между ладонями по часовой стрелке и против часовой стрелки. Например, обыгрываем шар здоровья, как яйцо птички по стихотворению О.И.Крупенчук - «Мне дала синичка хрупкое яичко»:
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила, — (ребёнок сводит ладони в форме гнезда )
И снесла яичко Умница-синичка, — взрослый кладёт шар здоровья («яйцо») в
Ты яичко покатай, Но из рук не выпускай: «гнездо».
Очень хрупкое оно — Так у птиц заведено. (С этими словами ребёнок катает шар здоровья между ладоней — одна сверху, другая снизу). 2.Су-Джок терапия. Су –Джок терапия, также успешно дополняет мои логопедические занятия. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Пальчиковая гимнастика с использованием шариков су-джок проводится следующим образом: шарики катают между ладонями, затем раскрывают шарики и достают кольца. Кольцо надевают по очереди на каждый палец. Действия сопровождаются речью. Для автоматизации звуков в речи с использованием колечек су-джок использую считалки Т.А.Куликовской. На основе ее книги «Логопедические скороговорки и считалки» - у меня создана картотека для су -джок. Например: Раз — шуршит в шкафу мышонок (надеваем кольцо на мизинец правой руки). Два — в кадушке лягушонок (надеваем на безымянный палец правой руки).
Три — шакал пошел в камыш (надеваем кольцо на средний палец правой руки).
А четыре — в шляпе мышь (надеваем на указательный палец правой руки).
Пять — напишем в школе «шишка» (надеваем на большой палец правой руки). Шесть — шалит, шумит мартышка (надеваем кольцо на мизинец левой руки). Семь — на крыше наша кошка (надеваем на безымянный палец левой руки). Восемь — шмель влетел в окошко(надеваем кольцо на средний палец левой руки). Девять — шапку шьёт швея (надеваем на средний палец левой руки). Десять — шёл по шпалам я (надеваем кольцо на большой палец левой руки). 3. Ароматерапия. Ароматерапия тоже присутствует на моих занятиях. Предполагается, что ароматерапия помогает людям бороться с плохим настроением, стрессами, активизирует мыслительные процессы, повышает работоспособность. Пламя огня будто завораживает детей, создается ситуация таинственности, сказочности. Дети затихают, слушают с интересом каждое слово. Лучше справляются со сложными заданиями. Масло азалии оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Масло гвоздики - способствует восстановлению сил после нервного и физического переутомления, увеличивает объем и активность памяти. Масло розы - вызывает чувство бодрости, выравнивает поведенческие реакции, устраняет неврозы, повышает работоспособность.
Для повышения активности детей, я иногда провожу занятия в нестандартных условиях, например в спортивном зале. Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, проведенного вместе с физкультурным инструктором.
Конспект занятия Программное содержание: Закреплять правильное произношение звука «Р» в словах, в предложениях, в стихах; Развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, подвижность артикуляционного аппарата, мимику, дыхание; Развивать ориентировку в пространстве, координацию движений, ловкость, быстроту реакции, зрительное восприятие; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выполнять упражнения коллективно; Содействовать возникновению у детей чувства радости, удовольствия от выполнения упражнений, игр. I часть. Организационный момент: Логопед: Ребята, отгадайте загадку: Сам металлический, Мозг электрический. (Робот) Логопед: Правильно, робот. К нам на занятие пришел робот. Он просит нас о помощи. Его заколдовала злая колдунья и сейчас он не может двигаться. Чтобы восстановить его движения, необходимо разыскать пульт управления. Пульт управления, спрятан в стране роботов, которая называется Роботстрой. Поможем роботу? Дорога нам предстоит не легкая. Как вы думайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все препятствия? Дети: Силой, выносливостью, умом… Логопед: Вы все обладаете этими качествами, но что бы попасть в Роботсрой, нужно еще уметь правильно произносить это слово. Кто попробует? А какой первый звук в этом слове? Давайте все вместе порычим: Р-Р-Р-Р. (Дать характеристику звуку Р.)Чтобы, злая колдунья нас не узнала, давайте наведем боевой раскрас как у индейцев.
II часть. Самомассаж:
Как индейцы краснокожие, Яркой краской красим кожу мы. (разглаживание мышц лица). Лоб украсят два кружка, (указательными, средними и безымянными пальцами рук рисовать круги на лбу) Три полоски на щеках, (теми же пальцами рисовать полоски на щеках) Много точек вокруг рта - вот какая красота! (указательными пальцами обеих рук выполнять точечный массаж вокруг рта)
Видим впереди мы лес непроходимый. (круговыми движениями «наводим» резкость бинокля») Всё равно пойдём вперёд - пусть листва нам лица бьёт, (похлопывание подушечками пальцев) Ветки хлещут по щекам, (похлопывание ладонями) Жалят пчёлы лица нам, (надавливание ноготками) Паутинки прилипают (продольные и поперечные растирания пальцев) И пиявки нас кусают, (пощипывание) Не беда, что мы устали. Джунгли к нам добрее стали. Листья гладят наши лица, (разглаживание мышц лица) По щекам роса струится, (волнообразные движения вниз по щекам) Лепесток прильнул к губам, (лёгкие круговые движения возле губ) И не страшно в джунглях нам. Логопед: Сейчас нам действительно, ничего не страшно. Давайте построимся и отправимся в путь.
2. Шеренга: «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!» 3. Ходьба: - «Мы роботы»: Ходьба на прямых ногах, руки вниз - в стороны, пальцы сжаты «скобкой». - Ходьба на пятках, руки вниз – в стороны, пальцы сжаты «скобкой». 4. Бег: - Обычный, на носках, руки согнуты - Обычный, на носках, с остановкой и поворотом на 180 градусов. Услышав слово со звуком «Р» - остановка, повернуться на 180 градусов, продолжить бег. 5.Перестроение: Лицом к зеркалу, на любой цветной указатель (ориентир) на ковре. III часть:
1. Чтобы отыскать пульт, нам нужно привести все мышцы в порядок, разминку проведем. Артикуляционная гимнастика + общеразвивающие движения (под музыку «Русский сарафан»): 1.«Удивление - улыбка» + «руки в стороны - вверх» 2. «Трубочка-улыбка» + «руки вперед - вверх» 3.«Качели» - «руки вверх - вниз» 4.«Кусаем кончик языка» - «Руки вытянуты вперед, быстрые движения пальцами» 5.«Грибок» - «Присесть, руки в стороны» 6.«Лошадка» - «пружинистые приседания»
- Физкультурный инструктор: Садимся в самолеты, вы пилоты, летим в город Роботстрой. Подвижная игра: «Самолеты»
«Заведи мотор» - Круговые движения руками, произносить звук «Р», «Полетели» - бег врассыпную, руки в стороны, произносить звук «Ж», «Посадка на аэродром» Встать на одно колено, сесть по-турецки. Нас встречает робот Рой, он обещает нам помочь, если мы ему поможем собрать конструкцию из болтов. 3.Эстафета "Придумай слово". Две команды. На полу картинки и сзображением болтиков. Дети прыгают на одной ноге, наступив на болт, нужно придумать слово со звуком «Р». 4. Гимнастика для глаз Следить глазами за направлением лазера (схема на стене). Выполнять 18-20 сек., темп медленный. Быстро поморгать глазками. 5. Эстафета «Где живет звук «Р» ?» : Определение позиции звука в слове. (На стене прикреплены три картинки с роботами, внизу схемы: у первого звук Р – вначале, у второго звук Р – в середине, у третьего звук Р – в конце.) 6.Летим на другую планету. Подвижная игра «Космонавты». «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок на планеты, но в игре один секрет, опоздавшим места нет». 7. Логопед: Необходимо отдохнуть, восстановить силы. Релаксация: дети лежат на полу, музыка Бетховен «Лунная соната». “Закроем дети глазки. Представим, что мы в сказке. Мы, словно цветы, на поляне лесной, Согретые солнцем, умыты весной. Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая, И ласковый ветер нас тихо качает, И нежные песни нам птицы поют, И соки земные нам силы дают”. - Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, медленно садимся и аккуратно встаем. 8.Физкультурный инструктор: Ищем пульт по схеме действий 9. Речь с движением. Произнесем волшебное заклинание – «Этот робот не простой, Этот робот заводной, Робот крутит головой, Робот двигает рукой, Робот топает ногой – Он тогда такой смешной!» IV. Итог занятия: Пультом управления приводим робота в движение. Логопед: Ребята, мы сделали доброе дело. Помогли роботу. Какое задание вам показалось наиболее сложным? Наиболее интересным? Вы были сегодня, особенно ловкие, быстрые, умненькие и очень организованными. Молодцы! (Робот провожает детей до выхода из зала.)
Использование нестандартных средств и форм, при проведении коррекционно-логопедической работы способствует решению задач гармоничного развития детей с ограниченными возможностями развития и помогает более результативно и в короткие сроки активизировать развитие психических процессов и формировать личность ребёнка в целом.
Список использованной и рекомендуемой литературы: О. И. Крупенчук, Стихи для развития речи, Литера, С-Пб,2003 Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки» / Речевой материал для автоматизации звуков/ М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...
Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях.
Оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБ...
Консультация для родителей «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста (палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша)
Из консультации родители узнают, как интересно, в игровой форме можно развивать математические способности у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...
Обобщение опыта работы"Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"
Обобщение опыта работы "Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"...
Консультация для педагогов «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование нестандартных средствматематического развитиядетей дошкольного возраста»...
План самообразования на тему: «Развитие математических способностей детей через использование нестандартных средств: Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
Актуальность выбранной темыСегодня в дошкольной педагогике актуальным, является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогиче...
- Мне нравится (1)