Консультация для педагогов «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»
консультация
Консультация для педагогов
«Использование нестандартных средств
математического развития
детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»
Консультация для педагогов
«Использование нестандартных средств математического развития
детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Иванова Н И., воспитатель
г. Канск
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач программы «Развитие» Л.А. Венгера. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы - педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковой, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом, математиком Золтаном Дьенешем.
Блоки Дьенеша – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковым по всем свойствам (показ набора).
Комплект блоков Дьенеша состоит из геометрических фигур:
- четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- трех цветов (красный, желтый, синий);
- двух размеров (большой и маленький);
- двух видов толщины (толстый и тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух толщин.
Работа с блоками Дьенеша позволяет решать комплекс задач:
- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, классификация, абстрагирование). Формировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, толщиной, размером объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Для работы с детьми на протяжении всего дошкольного детства, помимо объемных наборов, потребуются плоские наборы логических фигур (показ), которые можно изготовить самим из картона и цветной бумаги.
Наряду с логическими блоками в работе применяются кодовые карточки на которых условно обозначены свойства блоков. Их так же можно изготовить самим (11 штук).
Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины – черным цветом или черным контуром (показ), а обозначение цвета – цветным расплывчатым пятном, облаком (показ). Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались.
Следует изготовить карточки с отрицанием свойств (11 штук, знаки перечеркнуты) (показ).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогут детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал – игрушки – персонажи, обручи, веревочки и др.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то часть.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны – форм геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, представьте возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по-своему усмотрению в разных видах деятельности.
Итак, с чего начинается работа с блоками.
I ЭТАП. Знакомство.
Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами.
Отметить, что их много, они разные, по цвету, форме, размеру, с ними можно играть: выстраивать домики, дорожки, башенки. Предложить детям поиграть с ними. После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.
- Найди какая это фигура по форме (цвету, размеру).
- Найди все большие, маленькие.
- Найди все синие (красные, желтые) фигуры.
- Найди две одинаковые фигуры.
II ЭТАП. Учим воспитанников оперировать и классифицировать по одному признаку (свойству).
- Игра «Подбери по величине» (геометрические фигуры большие и маленькие).
- Игра «Цветок» (подбираются круги только одного цвета).
- Игра «Найди фигурам домики» (по размеру).
- Игра «Разложи по цвету» (круги трех цветов).
- Игра «Веселые обручи» (в один обруч положить все синие фигуры, в другой – красные).
- Игра «Воздушные шары».
На этом этапе знакомим с карточками – символами.
Проводятся игры с карточками (Загадки - нахождение блока по карточке).
Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник; не красный, значит синий, или желтый, или зеленый; не большой, значит маленький).
III ЭТАП. Учим детей оперировать и классифицировать по двум признакам.
Дети открывают для себя, что одни фигуры «дружат» и «не дружат» - одновременно (сходство – отличие) (отличие по цвету, а сходство - по форме).
- Игра «Выложи узор» (форма и размер).
- Игра «Дорожки».
- Игра «Подарим кукле бусы» (цвет и форма).
- Игра «Веселые обручи».
IV ЭТАП. Учим детей классифицировать по трем, четырем признакам.
Используются те же игры, но с усложнением.
Логические блоки можно использовать:
- в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
- как настольно – печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).
- в сюжетно – ролевых играх «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми картинками.
«Поезд» - билеты обозначаются блоками, а места обозначаются кодовыми карточками.
«Почта» - адрес на посылке, письме обозначается блоками, адрес – на домике обозначается кодовыми карточками.
Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Бабочка» и т. д.).
Особенности структуры дидактических игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность использования на различных этапах обучения.
Каждую игру можно использовать в любом возрасте (усложняя или упрощая задания), тем самым представляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать возможно только в системе на личностно-ориентированной модели общения (сотрудничество, партнерство).
Использование блоков Дьенеша позволяет педагогу решить задачу чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивать способность к моделированию и работе со схемами.
Важно, чтобы педагог был инициативным, думающим, любящим детей человеком, способным на творческий подход в работе.
Рекомендуемая литература:
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников»;
- Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. «Математика до школы»;
- Михайлова З. А. «Математика от трех до семи»;
- Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников»;
- Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ»;
- Фидлер М. «Математика уже в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...
Мастер –класс с педагогами «Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»
Мастер –класс с педагогами«Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста (палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша)
Из консультации родители узнают, как интересно, в игровой форме можно развивать математические способности у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...
Консультация для педагогов «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов с презентацией...
Консультация для педагогов «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицирова...
Консультация для педагогов «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенк...