От чистоты природы к здоровью человека
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы
Тема: «От чистоты природы к здоровью человека».
Воспитатель
МБДОУ №3 «Огонек»
пгт. Камские Поляны
Юнусова Е.М.
воспитатель первой квалификационной категории
2017 г.
Тема: | От чистоты природы к здоровью человека. |
Образовательные области: | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. |
Вид: | Познание (экология, валеология). |
Тип: | Интегрированное. |
Программное содержание: | Цель: обобщение представления детей о том, как человек использует факторы природной среды для укрепления своего здоровья. Систематизация знания детей по экологическому воспитанию. Задачи: Познавательное развитие: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют солнце, воздух и вода для всего живого на земле; расширить знания о роли этих природных факторах в жизни человека; - закрепить знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира; -формировать интерес к опытно-экспериментальной работе: - развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать; - воспитывать бережное отношение к органам чувств, культуру их охраны; - расширять представления о своем организме, о его строение. Речевое развитие: -продолжать развивать связную речь детей; - расширять и активизировать словарный запас; Социально-коммуникативное развитие: -закрепить элементарные нормы и правила здорового образа жизни; - формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; - формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Физическое развитие: - развитие физических качеств и укрепление здоровья детей. - создать мотивацию к здоровому образу жизни через все органы человеческого организма. |
Методические приемы: | Наглядный: показ, демонстрация. Словесный: беседа, художественное слово, вопрос – ответ. Игровой: дидактические игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игры-эксперименты. Практический: экспериментальная работа. |
Словарная работа: | -активный словарь:солнце, воздух, вода, глаза, уши, нос, язык, руки, полезный, вредный. - пассивный словарь: здоровье, организм, органы чувств, зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, сердце, желудок, легкие, микробы, витамины, ученый, лаборатория. |
Оборудование и материалы: | Демонстрационный: номер лаборатории (от 1 до 5), картинки с изображением органов чувств, плакаты, баночки с продуктами (лук, чеснок, шоколад, апельсин), диск «Звуки природы». Раздаточный: ваза с яблоками, лупы, салфетки, мешочек с предметами, овощи (капуста, огурец, морковь, лук), тарелочки и вилки для салата, салфетки, подносы. Оборудование: ноутбук, аудиозапись, магнитные доски, столы. |
Предварительная работа: | Беседы, рассматривание пособия «От чистоты природы к здоровью человека», отгадывание загадок, чтение художественных произведений, дидактические и подвижные игры, наблюдения на прогулке, опыты с водой, воздухом, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, просмотр презентаций, прослушивание музыкальных записей. |
Структура: | Вводная часть – 7мин. I.Орг. момент. Беседа о здоровом организме человека, природных факторах, которые влияют на него. II. Создание мотивации: ученые в экспериментальных лабораториях. Основная часть – 15мин: III.Экспериментальные лаборатории - зрения. Гимнастика для глаз. - обоняния. Д/и «Узнай по запаху». Дыхательная гимнастика «Чудо-нос». - слуха. Д/и «Угадай, что слышишь». М/п игра «Узнай по голосу». - вкуса. Д/и «Волшебный мешочек». - осязания. Д/и «Угадай на вкус». Д/и «Какой орган узнает об этом?». Заключительная часть – 3 мин: VI. Подведение итогов. |
Предполагаемый ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте! Исемнесез!
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все здоровы, и беседовать готовы?
Дети: Каждый весел и здоров и беседовать готов!
Воспитатель: Ребята, скажите, что означает фраза: здоровому человеку – все здорово?
Дети: У него хорошее настроение, ему весело, он может все делать: прыгать, играть, рисовать…, у него ничего не болит, он может заниматься спортом и др.
Воспитатель:А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети: Заниматься спортом, есть полезные продукты, чистить зубы, мыть руки, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня, закаляться, следить за чистотой своего тела и т.д.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, без чего не могут существовать живые организмы: растения, животные, человек? Какие природные факторы здоровья вы знаете?
Дети:Все живым существам нужны: солнце, воздух и вода.Солнце дает тепло и свет. Воздухом- дышим. Воду – пьем.
Воспитатель: Представим на минутку, что исчезнут солнце. Воздух и вода. Смогут ли растения, животные и сам человек существовать?
Дети: Нет, без них все живое погибнет, поэтому на других планетах нет жизни, ведь там нет ни солнца, ни воздуха, ни воды. Жизнь есть только на нашей планете – Земля.
Воспитатель: Что такое тело (организм) человека?
Дети: Голова, шея, руки, туловище, ноги.
Воспитатель: Что находится внутри нашего организма?
Дети: Головной мозг, сердце, желудок, легкие, скелет, кровь.
Воспитатель: Ребята, какие органы чувств вы знаете?
Дети: Глаза (зрение), нос (обоняние), уши (слух), язык (вкус), руки (осязание).
Воспитатель: Сегодня мы будем учеными. А кто такие ученые?
Дети: Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, ставят опыты, проводят эксперименты.
Воспитатель: Коллеги, надевайте халаты – отправляемся в Институт Здоровья.
Воспитатель: Как вы считаете, какой орган чувств важнее и как влияет окружающая среда на их здоровье?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте разберемся. Пройдите, пожалуйста, к наиболее важному, по-вашему, органу чувств, которые расположились в экспериментальных лабораториях Института Здоровья.
Дети делают свой выбор.
Воспитатель: В первой лаборатории изучают глаза. Закройте глаза, что я сейчас сделала?
Дети: Не знаем, потому что мы не видели?
Воспитатель: Вот что я сделала (показывает поднятую руку).
Дети: Мы видим, что вы подняли руку.
Воспитатель: Ваши глазки были закрыты и вы не могли видеть, что происходило вокруг. Ребята, почему вы считаете, что глаза это самый важный орган чувств?
Дети: Потому что глаза – это орган зрения, они нужны, чтобы видеть окружающий нас мир. Чтобы сохранить хорошее зрение нужно его беречь: проводить гимнастику для глаз, массаж глаз, больше есть витаминов и полезных продуктов, проверять зрение у доктора. Нельзя читать лежа или в транспорте, близко смотреть телевизор, носить длинную челку, долго сидеть за компьютером.
Воспитатель: Вика, проведи, пожалуйста,с ребятами гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Руку к носу поднесите
И мизинец отогните
На него вы все смотрите
Влево, вправо поверните.
Теперь руку опустите
На меня скорей взгляните
Левым глазом подмигните
Правым глазом мне моргните.
Отдыхать пришла пора
Закрывайте все глаза.
А теперь их открывайте
Быстро, быстро поморгайте.
Дети: Значит каждому из нас
Нужно пару зорких глаз!
Воспитатель: Проходите во вторую лабораторию.
Д/и «Узнай по запаху»
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Воспитатель: В этих баночках находятся продукты. Вы сейчас закроете глаза, я поднесу вам баночку, вы понюхаете и попробуете отгадать по запаху, что в них находится (чеснок, лимон, духи, шоколад).
Воспитатель: Как вы определили, что находится в баночке? Какой сделаем вывод?
Дети: Мы узнали по запаху. Нос – орган обоняния.
Воспитатель: Чем мы дышим и как? Как необходимо оберегать дыхательные органы и для чего? Как необходимо оберегать дыхательные органы и для чего?
Дети: С помощью носа мы можем дышать, различать запахи. Чтобы нос хорошо дышал нужно не болеть, закаляться, чистить нос, нельзя засовывать в нос посторонние предметы.Нос – это ворота, через которые воздух попадает в легкие. Вокруг носа кружится много частичек – это микробы, грязь, пыль, т.е. грязный воздух, когда он попадает в легкие и человек может заболеть. Чтобы дышать чистым воздухом, нужно сажать много деревьев, ходить гулять в лес, парк, не допускать дыма от заводов, дыма из выхлопных труб у машин, не курить, не сжигать вредный мусор.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, как работают ваши носики.
Дыхательная гимнастика (релаксация)
(после слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание)
«Чудо-нос»
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Бер, ике,өч, дүрт, биш
Носиком дышу.
Воспитатель: Проходите в третью лабораторию. Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Д/и «Угадай, что слышишь» (шум дождя, татарская народная мелодия, пение птиц).
Правила игры: дети отгадывают звуки природы, называют их.
Воспитатель: Как вы определили, что поют птицы или журчит ручеек?
Дети: Мы услышали, нам помогли наши уши.
Воспитатель: Для чего нам нужны уши и как их беречь?
Дети: Чтобы слушать, слышать звуки. Чтобы сохранить слух нельзя засовывать в уши посторонние предметы, при купании надевать резиновую шапочку, а в холодное время года теплую шапку, закрывать уши от сильного шума, правильно питаться, делать зарядку, не шуметь, проверять уши у врача.
Воспитатель:Давайте поиграем.
Игра «Узнай по голосу».
Все встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Арина, ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя «Ау!»
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 3 раза).
Воспитатель: Проходите в следующую лабораторию. Ребята, что это?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Угощайтесь!
Дети: Сначала их нужно помыть, потому что они грязные, на них много микробов. А если микробы попадут в организм человека, то он заболеет.
Воспитатель: Возьмите лупы и рассмотрите яблоки, свои руки, что вы видите?
Дети: Яблоки грязные, на них сидят микробы.
Воспитатель: Как же с ними бороться?
Дети: Надо мыть руки, делать уборку, проветривать помещение, пить кипяченую воду, чистить зубы, наблюдаться у врача.
Воспитатель: Проверим, сможете ли вы определить, что лежит в мешочке. Опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках.
Д/и «Волшебный мешочек».
Воспитатель: Какой орган чувств помог вам определить, что лежит в мешочке?
Дети: Руки – это орган осязания.
Воспитатель: Для чего нам нужны руки?
Дети: С помощью рук мы можем определить форму предмета, из чего он сделан, горячий или холодный предмет.
Воспитатель: Как мы должны заботиться о наших руках?
Дети: Мыть руки, смазывать их кремом, не играть с огнем, надевать варежки в холодное время года, не трогать утюг, онможет быть горячим, не трогать посуду на кухне, в ней может быть кипяток, не гладить бродячих кошек и собак, закаляться, правильно питаться.
Воспитатель: Проходите в последнюю лабораторию. Для чего нам нужен язык?
Дети: Язык – это орган вкуса. С его помощью можно различать вкус продукта, разговаривать. Утром и вечером нужно чистить язык массажером, нельзя употреблять слишком горячую и холодную пищу, говорить можно только красивые и добрые слова.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Попробуйте определить на вкус продукты, из которых я приготовила для вас угощение.
Д/и «Угадай на вкус» (капуста, лук, морковь, огурец).
Воспитатель: Как вы думаете, что это за угощение?
Дети: Овощной салат. Он богат витаминами.
Воспитатель: Д/и «Какой орган узнает об этом».
Трава зеленая, а шар круглый – глаза, орган зрения.
Лед холодный, а чайник горячий – руки, орган осязания.
Сигналит машина, играет музыка – уши, орган слуха.
Конфета сладкая, а лимон кислый – язык, орган вкуса.
На кухне испекли вкусные пирожки – нос, орган обоняния.
Воспитатель: Ребята, какой же из органов чувств - главный?
Дети: Все органы чувств важны для человека. Они наши помощники, которые помогают узнавать об окружающем нас мире. О них мы должны заботиться и беречь. Если нарушится работа одного органа, то человека нельзя будет назвать здоровым.
Воспитатель: А как вы думаете, что у человека самое ценное?
Дети: Здоровье.
Воспитатель: Как же нам вырасти здоровыми?
Карина: Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым
Чтоб прогнать усталость, лень,
Ешьте витамины каждый день!
Рано утром не ленитесь, на зарядку становитесь!
Помогают нам всегда – солнце, воздух и вода!
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были прилежными и старательными, растите здоровыми, а для этого нужно выполнять все правила о которых мы говорили.
Воспитатель: Кого вы можете научить, как заботиться о своем здоровье?
Что вам сегодня запомнилось, понравилось больше всего?
Дети: Играть, экспериментировать и т.д.
Воспитатель: И прежде чем мы пойдем мыть руки и угощаться, давайте пожелаем здоровья нашим гостям и угостим их нашим витаминным салатом.
Дети: Будьте здоровы! (Угощают гостей).
Воспитатель и дети:До свидания! Саубулыгыз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект МБДОУ д/с №35"Здоровая природа- здоровый человек"
Тип проекта: Практико-оринтировочный. Тема: " Здоровая природа- здоровый человек".Сроки реализации проекта: долгосрочный, 5 лет. Проблема: Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме э...
Экспериментально-исследовательская работа в секции "Человек и природа"(экология и здоровье человека) "Сохраним планету своими руками"
Экспериментально-исследовательский экологический проект...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы
Человек – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Потому что идеал находится в нем самом. Препятствия к достижению идеала – в нем самом. Твое положение есть тот ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Если здорова природа - будет здоров человек!"
Конспект НОД "Если здорова природа - будет здоров человек" поможет воспитателям обобщить и расширить представления детей о многообразии природы, важности и неповторимости каждого ее компонента и необх...
Конспект занятия по экологии "«Если здорова природа – будет здоров человек»
Итоговое занятие по формированию у детей дошкольного возраста правила экологически грамотного взаимодействия с природой....
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект занятия с детьми старшего возраста из цикла «Природа и здоровье человека». Деревья – наши друзья, доктора и целители.
Цель: выявить взаимосвязь между природой и человеком.Задачи:1. Формировать у детей элементарные представления о деревьях кустарниках как о живых организмах, их влияние на самочувствие и здоровье...