Хатха-йога для дошкольников
материал (старшая группа) на тему
В настоящее время в практике дошкольных учреждений в качестве средств оздоровления детей, повышения уровня физической подготовленности используются различные виды дыхательных, релаксационных упражнений, точечный массаж, витаминотерапия, фитотерапия, различные виды гимнастики: ритмическая, степ-аэробика, фитбол-аэробика, у-шу, хатха-йога.
Хатха-йога – Это специальная йога для детей основанная на позах животных и окружающих предметах доступных дошкольникам. «Ха» - обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии. «Тха» - луна, холод, пасивность и торможение. Занятия хатха-йогой физически совершенствуют и укрепляют детский организм, помогая сбалансировать процессы возбуждения и торможения в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yoga.ppt | 1.54 МБ |
dyhatelnaya_gimnastika.doc | 23.5 КБ |
pozy.doc | 48 КБ |
hatha-yoga_planirovanie.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Профилактика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей. Задачи: Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво Развивать гибкость и эластичность позвоночника, формировать правильную осанку Закреплять навыки правильного дыхания Воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость. Цель и задачи:
Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой и доступной форме
Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза – «улитка», «дерево», «лотос», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика "Король ветров".
Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
- Вертушка или ватные шарики.
- Дети дуют на вертушку или шарик, расположенный на ладони: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
- На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким, сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.
Дыхательная гимнастика "Совушка - сова"
Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
- По сигналу "день" дети-"совы" медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу "ночь" дети смотрят вперед и взмахивают руками-"крыльями". Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят "у..у..ффф". Повторяют 2-4 раза.
Дыхательная гимнастика "Пастушок дудит в рожок".
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
- Рожок, дудочка, трубочка для коктейля, сложенные руки в трубочку
- Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок.
Дыхательная гимнастика "Вперед быстрей иди, только не беги".
Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.
- Задача заключается в том, чтобы по сигналу как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на четвереньках и др. достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются обратно.
Предварительный просмотр:
Название позы | Цель | Выполнение |
| Собирает внимание и силу внутри, укрепляет мышцы туловища, направляет энергию в позвоночник, дает свободу дыханию. | Сядьте на пол, скрестив ноги. Возьмите стопу одной ноги и положите ее на бедро другой ноги подошвой вверх. Возьмите другую стопу и так же положите ее на противоположное бедро. Со вдохом потяните макушку вверх и выпрямите спину. Если пока не получается уложить обе стопы, положите только одну или просто скрестите ноги и оставьте стопы на полу. Можно также сесть на подставку. Закройте глаза и посидите тихо, слушая звук своего дыхания и биения сердца. |
| Развитие подвижности тазобедренных суставов, успокаивает ум. | Сидя на полу со скрещенными ногами, обнимите свое колено одной рукой, а второй придерживайте голень, как будто держите в руках малыша. Покачайте ногой из стороны в сторону и почувствуйте, как вращается в разных направлениях тазобедренный сустав. Теперь возьмитесь за пятку и потяните ногу вверх, выпрямляя колено, как будто подбрасываете малыша вверх. Малыши очень любят, когда их поднимают высоко! Потом поменяйте ноги. |
| Развитие гибкости позвоночника, улучшает осанку, учит терпению и смирению. | Лежа на животе, опустите лоб и плечи на пол. Передвиньте ладони ближе к плечам, прижмите их к земле и вытяните пальцы в стороны. Соедините ноги и стопы вместе, вытяните носочки. Со вздохом потяните ладонями пол на себя и оторвите от земли голову и плечи, понемногу выпрямляя локти. Прогнитесь назад в шее и в области сердца. С каждым вдохом раздувайте капюшон кобры – уводите плечи назад и вниз от ушей и прогибайтесь дальше. Если получится, выпрямите локти полностью, согните ноги в коленях и притяните стопы к голове – сверните кобру в колечко. |
| Успокаивает, делает мышцы спины длинными и эластичными, учит благодарности. | Со вдохом сядьте на колени и опустите таз на пятки. С выдохом потянитесь руками вперед и опустите лоб на землю. Отдохнув, поднимитесь и снова сядьте на пятки, ладони положите на бедра. |
| Успокаивает, делает мышцы спины и ног длинными и эластичными, поясницу и тазобедренные суставы подвижными. | Сидя на пятках, поставьте ладони на пол по сторонам от бедер. С выдохом вытяните одну ногу назад, оставаясь сидеть на другой пятке. Попробуйте опустить таз с пятки на пол и увести колено согнутой ноги чуть в сторону. Если пока это трудно – подложите под таз подставку. Чуть толкнувшись ладонями от пола со вдохом немного прогнитесь плечами назад, как в позе Кобры, а подбородок, наоборот, опустите вниз. Дышите и раздувайте грудь, как голубь. С выдохом наклонитесь вперед, возьмите себя за локоть\и и опустите руки и плечи на пол. Положите голову на сложенные ладони, закройте глаза, дышите спокойно. Со вдохом поднимитесь и поменяйте ноги. |
| Дает отдых телу и уму. | Лежа на животе, выпрямите ноги, чуть разведите их в стороны и уложите стопы на пол носочками наружу. Скрестите руки и положите ладони на противоположные плечи. Вытянитесь на полу и положите лоб на перекрест рук. Затаитесь, как крокодил в воде, дышите, отдыхайте. |
| Укрепляет мышцы ног, стоп и всего тела. Улучшает осанку, дает силу, внимание и спокойствие. | Сидя на коленях, соединить руки «в замок» над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться к потолку. Спина прямая. Руки не сгибать в локтях. А тянуть вверх, как бы толкая ладонями потолок. Грудную клетку развернуть, шею не напрягать. Дыхание спокойное. |
| Делает позвоночник гибким и сильным, помогает переваривать пищу, успокаивает ум. | Лягте на спину и согните ноги в коленях. Оттолкнувшись стопами от пола, поднимите таз вверх и поставьте ладони на поясницу для поддержки. Ноги уведите за голову и по возможности поставьте пальцы ног на пол, а коленями зажмите уши. Если получается, уведите руки назад и положите их на голени – рожки вашей улитки. Дышите спокойно. |
| Восстанавливает силы во всем теле, успокаивает, дает уверенность в себе. | Лягте на спину. Прижмите колени к груди, обхватите их руками, подтяните лоб к коленям. Сожмитесь в маленький клубочек, зажмурьте глаза, подожмите пальцы ног, изо всех сил напрягите все тело, как будто хотите превратиться в крошечную невидимую песчинку. Находясь в этом напряжении, посчитайте до 5 или до10 и на последний счет резко расслабьтесь и развернитесь, разбросив в разные стороны руки и ноги, как лучи морской звезды. Если хотите, можете прикрыться легким покрывалом. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и с выдохом растекитесь по земле еще больше. Станьте неподвижным мягким морским существом. Отдыхайте. |
| Укрепляет ноги и стопы, делает суставы ног и плеч подвижными, помогает держать хорошую осанку, учит вниманию и целеустремленности. | Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повернуть друг к другу. Тянуться всем телом вверх. Спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут. Через 10-15 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки. |
| Придаёт гибкость, силу позвоночнику, полезно при сколиозе, оказывает положительное воздействие на все органы малого таза. | Встать на колени, руки и бёдра поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднимать голову. Внимание на позвоночник. Плавно максимально прогнуться в пояснице. Удерживать позу 10-15 с. Дыхание спокойное. |
| Укрепляет мышцы спины, ног, улучшает работу почек, желудочно-кишечного тракта. | Лёжа на животе, подбородком коснитесь пола. Руки вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. Упираясь руками в пол, поднимите как можно выше левую ногу. Оставаясь в этом положении, внимание сконцентрируйте на левой стороне поясницы. Дыхание спокойное. Удерживайте позу 5-10 секунд. |
| Улучшает функцию дыхательных органов, пищеварительного тракта, улучшает подвижность суставов ног, укрепляет позвоночник, оказывает положительные действия на мышцы лица. | Встаньте на колени. Поставить колени и пятки на ширину плеч. Сесть на пол между пятками. Медленно ложитесь на спину, последовательно опираясь на локти, затем на затылок. Руки положите под голову. Внимание концентрируйте на позвоночнике или суставах ног. Удерживайте позу 10 – 20 секунд. Затем спокойно, помогая руками, вернитесь в и.п. Дышите произвольно, спокойно. |
| Способствует исправлению осанки, укрепляет мышцы живота. | Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуть в коленях. Руки положить вдоль туловища, ладонями к полу. Медленно поднимать таз вверх, удерживать позу в точке подъема до 10 сек. Затем плавно опуститься на спину, расслабиться и немного отдохнуть. |
| Укрепляет пресс и позвоночник. | Лежа на боку, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно сгибать колени, прижимая их руками к груди. Дыхание произвольное. Задержаться в позе 5-10 сек., затем вернуться в исходное положение. |
Предварительный просмотр:
Месяцы | Недели | Утренняя гимнастика | Гимнастика после сна |
Сентябрь | 1 | Комплекс 1 |
|
2 | Комплекс 2 |
| |
3 | Комплекс 3 |
| |
4 | Комплекс4 |
| |
Октябрь | 1 | Комплекс 5 |
|
2 | Комплекс 6 |
| |
3 | Комплекс 7 |
| |
4 | Комплекс 8 |
| |
Ноябрь | 1 | Комплекс 9 |
|
2 | Комплекс 10 |
| |
3 | Комплекс 11 |
| |
4 | Комплекс 12 |
| |
Декабрь | 1 | Комплекс 13 |
|
2 | Комплекс 14 |
| |
3 | Комплекс 15 |
| |
4 | Комплекс 4 |
|
Январь | 1 | Комплекс 1 |
|
2 | Комплекс 2 |
| |
3 | Комплекс 3 |
| |
4 | Комплекс 4 |
| |
Февраль | 1 | Комплекс 5 |
|
2 | Комплекс 6 |
| |
3 | Комплекс 7 |
| |
4 | Комплекс 8 |
| |
Март | 1 | Комплекс 9 |
|
2 | Комплекс 10 |
| |
3 | Комплекс 11 |
| |
4 | Комплекс 12 |
|
Апрель | 1 | Комплекс 13 |
|
2 | Комплекс 14 |
| |
3 | Комплекс 15 |
| |
4 | Комплекс 4 |
| |
Май | 1 | Комплекс 5 |
|
2 | Комплекс 2 |
| |
3 | Комплекс 11 |
| |
4 | Комплекс 8 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...