Педагогический проект "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
проект на тему

Курлина Татьяна Михайловна

В методической разработке даётся описание работы образовательной организации по реализации долгосрочного педагогического проекта по формированию у детей здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_luchshiy_ugolok_zdorovya_v_doo.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Развитие»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Верхний Уфалей, 2015 г.

Название проекта: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

 Тематическое поле: здоровьесбережение детей в ДОО, формирование знаний о ЗОЖ,  физическое развитие, двигательная активность детей в ДОО и семье.

 Проблема:

     Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

    Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОО является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

    Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив детского сада встал на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья.

    Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОО и семье.

    В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения   является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МАДОУ ЦРР - детский сад № 2 «Развитие» постоянно работает над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате накоплен достаточный  опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Цель: повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОО путем внедрения системы по формированию ценностей здорового образа жизни у дошкольников, создания условий для разнообразной  двигательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи:

  • обучающие:

- ознакомить со строением тела человека: руки, ноги, голова, туловище и др., их функциями;

- дать детям элементарные знания о здоровой пище, о необходимости соблюдать культурно – гигиенические правила при употреблении пищи (для чего нужна пища, что полезно есть);

- формировать навыки личной гигиены (мыть руки с мылом, пользоваться личными вещами: расчёской, носовым платком, полотенцем);

- научить детей полоскать рот после еды;

- ознакомить с понятиями «здоровье», «болезнь», дать элементарные знания о причинах недомогания;

- формировать представления о роли закаливающих мероприятий в профилактике заболеваний;

- ознакомить с понятием «физическая культура», формировать представление о значении физических упражнений для здоровья;

- научить различным способам практической деятельности с традиционным и нетрадиционным спортивным оборудованием с целью использования оборудования в разнообразной самостоятельной  двигательной деятельности.

- ознакомить с праздником Всемирного дня здоровья 7 апреля;

  • развивающие:

- развивать физическую активность детей через вовлечение их во все виды деятельности: прогулка, занятия, подвижные игры, утренняя гимнастика, основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, народные игры, игры – забавы, закаливание;

- развивать самостоятельное двигательное творчество, активность;

- приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих;

  • воспитывающие:

- воспитывать культурно – гигиенические навыки;

- воспитывать навыки правильного питания, сервировки стола, поведения за столом;

- воспитывать уважительное и безболезненное отношение к врачам;

- ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат: 

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

 2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

 3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

 4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;

5) Развитие самостоятельной двигательной активности.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.

 2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

 3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОО.

Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

 2) Повышение профессионального уровня педагогов.

 3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

 4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Вид проекта: педагогический, практико – ориентированный, долгосрочный.

Сроки реализации: 2015 – 2016 год.

Состав участников: заведующий,  ст. воспитатель, воспитатели, педагоги – специалисты, медперсонал ДОО, родители, объекты социума: городской Физкультурно-оздоровительный комплекс,  детская поликлиника.

Основные направления деятельности ДОО в период реализации проекта

1. Воспитательно-образовательная деятельность:

С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:

  • Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.

  • Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается проведение комплекса занятий, включающих в себя использование электронных образовательных ресурсов.

  • Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание будет уделено организации спортивных секций и кружков на базе ДОО для детей, совместных для детей и их родителей, и для персонала ДОО, а также создание условий для самостоятельной разнообразной двигательной деятельности детей в группах и на участках.

  • Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.

2. Поисково-экспериментальная деятельность

    Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка планов, программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается  изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск новых форм деятельности.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов

    Участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.

4. Работа с родителями

    Направлена на информирование родителей о содержании работы ДОО, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Проведение традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей,  совместное посещение спортивных мероприятий, мастер – классы, консультации по созданию спортивно- оздоровительной среды в семье для развития самостоятельной двигательной деятельности детей и др.

5. Взаимодействие с социумом

   Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация и участие в городских детских спартакиадах, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.

Этапы работы по реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки

Ответственные

Информационно-аналитический        

- Информирование коллектива и родителей о реализации проекта

- Анализ предметно – развивающей среды в ДОО, оценка условия для самостоятельной здоровьесберегающей и двигательной деятельности детей

- Создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОО.

- Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.

- Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами.

- Разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности.

август - сентябрь-  2015

сентябрь 2015

в течение года

в течение года

сентябрь 2015

сентябрь 2015

Заведующий,

 ст. в-ль

Ст. в-ль, воспитатели,

инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию

Ст. в-ль, воспитатели,

инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию, ст. м/сестра

Ст. в-ль, воспитатели,

инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию, ст. м/сестра

Ст. в-ль

Ст.в-ль, ст. м\сестра

Практический        

- Реализация новых программ и технологий физического развития и оздоровления детей.

- Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность в рамках проекта.

- Укрепление материально-технической базы ДОО.

- Пополнение предметно – развивающей среды в группах, на участках для создания условий для совместной со взрослыми и самостоятельной здоровьесберегающей и двигательной деятельности детей.

- Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни, ОБЖ.

- Организация семинаров-практикумов по ознакомлению педагогов со здоровьесберегающими технологиями, по созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.

- Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по программе физического развития).

- Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей.

- Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни, по развитию навыков самостоятельной двигательной деятельности в группах и на участке.

- Разработка и проведение развлечений, праздников, викторин, соревнований и др. с участием родителей, педагогов и сотрудников социальных институтов.

- Организация встреч детей с медицинскими работниками.

- Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни, по развитию двигательной активности.

- Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий.

- Организация в группах  и пополнение материалами  Уголков здоровья.

- Проведение консультаций с родителями по темам здоровьесбережения, создания условий для самостоятельной двигательной активности детей дома.

- Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д.

- Организация экскурсий в ФОК, на стадион, в поликлинику, больницу и т.д.        

- Создание системы взаимодействия педагогов ДОО, родителей.

- Проведение конкурса «Спортивная семья».

- Мини – проект «О пользе правильного питания».

- Проведение Недели здоровья.

- Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья.

- КВН «Если хочешь быть здоров».

- Викторина «О правильном питании»

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

сентябрь 2015

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

ежедневно

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

февраль 2016

ноябрь 2015

декабрь 2015

апрель 2016

ноябрь 2015

март 2016

Ст. в-ль, педагоги, ст. м/сестра

Заведующий,

 ст. в-ль

 

Заведующий, ст. в-ль, педагоги, родители

Заведующий, ст. в-ль, педагоги, родители

Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре,

инстр. по плаванию, воспитатели

Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре,

инстр. по плаванию

Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре,

инстр. по плаванию

Воспитатели, инструкторы по ф/к, по плаванию, родители

Воспитатели, инструкторы по ф/к, по плаванию, родители, ст. м/сестра

Ст. в-ль, воспитатели,

инструкторы по ф/к, по плаванию, муз. руководители

Ст. м/сестра, воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, инструктор по ф/к

Воспитатели, родители

Ст. в-ль, воспитатели

Ст. в-ль, воспитатели,

инструкторы по ф/к, по плаванию

Инструктор по ф/к, воспитатели

Воспитатели, родители, ст. м/сестра

Инструктор по ф/к, воспитатели, ст. м/сестра

Инструктор по ф/к, инструктор по плаванию,  воспитатели, ст. м/сестра

Ст. в-ль, воспитатели

Воспитатели, родители, ст. м/сестра

Контрольно-регулировочный

- Обмен педагогическим опытом.

- Обобщение и документальное оформление педагогической  деятельности.

- Мониторинг заболеваемости и физического развития детей

- Трансляция результатов реализации проекта.

- Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей.

в течение года

в течение года

в течение года

май 2016

в течение года

Ст. в-ль, воспитатели, специалисты

Ст. в-ль, воспитатели, специалисты

Заведующий, ст. в-ль, инстр. по ф/к, ст. м/сестра

Ст. в-ль, воспитатели, инструкторы по ф/к., по плаванию

Ст. в-ль, воспитатели,

 инструкторы по ф/к., по плаванию, ст. м/сестра

Мероприятия по реализации проекта

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Уголок здоровья».

   На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. В детском саду функционируют спортивно – тренажёрный  зал, прогулочные  площадки с физкультурным оборудованием  для разных возрастных групп, спортивный стадион (беговая дорожка, поле и ворота для игр в футбол, хоккей, баскетбольные стойки, волейбольные стойки с сеткой),  зона подвижных игр на асфальте, музыкальный зал, комплекс «бассейн – сауна – фитобар».

    Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, для получения знаний валеологического характера в каждой группе оборудованы физкультурные уголки и Уголки здоровья, оборудованные различными материалами (см. презентацию):

 традиционное спортивное оборудование:

- мячи различных размеров и видов;

- кегли;

- кольцебросы;

- скакалки;

- обручи;

- ракетки для игр в бадминтон, теннис;

- цветные ленточки;

- флажки;

- серсо;

- атрибуты для подвижных игр;

- массажные дорожки, массажёры;

- гимнастические палки и т.п.

  • нетрадиционное спортивное оборудование:

- «мяч в мешке»;

- «мягкие палочки»;

- «мяч над головой»;

- «дорожки и коврики здоровья»;

- «мягкая мишень»;

- «канат и дорожка из пробок»;

- «ходули»;

- «массажные палочки»;

- «мягкие мячи»;

- «парашют».

    В «Уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия, плакаты по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Работа в уголках помогает ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

    В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

  На занятиях детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, детей знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

    Имеющийся в штатном расписании инструктор по плаванию организует занятия с детьми в бассейне. Эти занятия решают не только образовательные и воспитательные задачи, такие как - научить детей плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание организма. Регулярно проводятся досуги на воде, игровые и развлекательные занятия.

   На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.

    Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом по физкультуре на занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.

    Задачи физического, валеологического воспитания и развития детей реализуются на занятиях в спортивной секции «Юный спортсмен», в группе по укреплению здоровья для часто болеющих детей «Крепыш».

    Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

    Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

    В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, С - витаминизированные напитки, кисели,  молоко.

    Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

    Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

     Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, фотогазеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

    Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений

Повестка:-Актуальность проблемы.-Итоги тематического  контроля  «Состояние работы в ДОУ  по созданию  условий, направленных на формирование  основ физического воспитания...

Педагогический совет "Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений"

План.-Актуальность проблемы.-Итоги тематического  контроля  «Состояние работы в ДОУ  по созданию  условий, направленных на формирование  основ физического воспитания и з...

педагогический совет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Педагогический совет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка: педагогический совет "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Методическая разработка для педагогического совета для актуализации знаний о формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаз в соотвествии с ФГОС ДО....