Педагогический проект "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
проект на тему
В методической разработке даётся описание работы образовательной организации по реализации долгосрочного педагогического проекта по формированию у детей здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_luchshiy_ugolok_zdorovya_v_doo.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Развитие»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Верхний Уфалей, 2015 г.
Название проекта: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Тематическое поле: здоровьесбережение детей в ДОО, формирование знаний о ЗОЖ, физическое развитие, двигательная активность детей в ДОО и семье.
Проблема:
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОО является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив детского сада встал на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья.
Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОО и семье.
В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МАДОУ ЦРР - детский сад № 2 «Развитие» постоянно работает над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате накоплен достаточный опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.
Цель: повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОО путем внедрения системы по формированию ценностей здорового образа жизни у дошкольников, создания условий для разнообразной двигательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи:
- обучающие:
- ознакомить со строением тела человека: руки, ноги, голова, туловище и др., их функциями;
- дать детям элементарные знания о здоровой пище, о необходимости соблюдать культурно – гигиенические правила при употреблении пищи (для чего нужна пища, что полезно есть);
- формировать навыки личной гигиены (мыть руки с мылом, пользоваться личными вещами: расчёской, носовым платком, полотенцем);
- научить детей полоскать рот после еды;
- ознакомить с понятиями «здоровье», «болезнь», дать элементарные знания о причинах недомогания;
- формировать представления о роли закаливающих мероприятий в профилактике заболеваний;
- ознакомить с понятием «физическая культура», формировать представление о значении физических упражнений для здоровья;
- научить различным способам практической деятельности с традиционным и нетрадиционным спортивным оборудованием с целью использования оборудования в разнообразной самостоятельной двигательной деятельности.
- ознакомить с праздником Всемирного дня здоровья 7 апреля;
- развивающие:
- развивать физическую активность детей через вовлечение их во все виды деятельности: прогулка, занятия, подвижные игры, утренняя гимнастика, основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, народные игры, игры – забавы, закаливание;
- развивать самостоятельное двигательное творчество, активность;
- приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих;
- воспитывающие:
- воспитывать культурно – гигиенические навыки;
- воспитывать навыки правильного питания, сервировки стола, поведения за столом;
- воспитывать уважительное и безболезненное отношение к врачам;
- ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Ожидаемый результат:
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;
5) Развитие самостоятельной двигательной активности.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОО.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Вид проекта: педагогический, практико – ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации: 2015 – 2016 год.
Состав участников: заведующий, ст. воспитатель, воспитатели, педагоги – специалисты, медперсонал ДОО, родители, объекты социума: городской Физкультурно-оздоровительный комплекс, детская поликлиника.
Основные направления деятельности ДОО в период реализации проекта
1. Воспитательно-образовательная деятельность:
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:
- Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
- Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается проведение комплекса занятий, включающих в себя использование электронных образовательных ресурсов.
- Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание будет уделено организации спортивных секций и кружков на базе ДОО для детей, совместных для детей и их родителей, и для персонала ДОО, а также создание условий для самостоятельной разнообразной двигательной деятельности детей в группах и на участках.
- Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.
2. Поисково-экспериментальная деятельность
Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка планов, программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск новых форм деятельности.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
Участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.
4. Работа с родителями
Направлена на информирование родителей о содержании работы ДОО, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Проведение традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей, совместное посещение спортивных мероприятий, мастер – классы, консультации по созданию спортивно- оздоровительной среды в семье для развития самостоятельной двигательной деятельности детей и др.
5. Взаимодействие с социумом
Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация и участие в городских детских спартакиадах, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.
Этапы работы по реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки | Ответственные |
Информационно-аналитический | - Информирование коллектива и родителей о реализации проекта - Анализ предметно – развивающей среды в ДОО, оценка условия для самостоятельной здоровьесберегающей и двигательной деятельности детей - Создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОО. - Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей. - Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами. - Разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности. | август - сентябрь- 2015 сентябрь 2015 в течение года в течение года сентябрь 2015 сентябрь 2015 | Заведующий, ст. в-ль Ст. в-ль, воспитатели, инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию Ст. в-ль, воспитатели, инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию, ст. м/сестра Ст. в-ль, воспитатели, инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию, ст. м/сестра Ст. в-ль Ст.в-ль, ст. м\сестра |
Практический | - Реализация новых программ и технологий физического развития и оздоровления детей. - Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность в рамках проекта. - Укрепление материально-технической базы ДОО. - Пополнение предметно – развивающей среды в группах, на участках для создания условий для совместной со взрослыми и самостоятельной здоровьесберегающей и двигательной деятельности детей. - Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни, ОБЖ. - Организация семинаров-практикумов по ознакомлению педагогов со здоровьесберегающими технологиями, по созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. - Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по программе физического развития). - Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей. - Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни, по развитию навыков самостоятельной двигательной деятельности в группах и на участке. - Разработка и проведение развлечений, праздников, викторин, соревнований и др. с участием родителей, педагогов и сотрудников социальных институтов. - Организация встреч детей с медицинскими работниками. - Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни, по развитию двигательной активности. - Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий. - Организация в группах и пополнение материалами Уголков здоровья. - Проведение консультаций с родителями по темам здоровьесбережения, создания условий для самостоятельной двигательной активности детей дома. - Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д. - Организация экскурсий в ФОК, на стадион, в поликлинику, больницу и т.д. - Создание системы взаимодействия педагогов ДОО, родителей. - Проведение конкурса «Спортивная семья». - Мини – проект «О пользе правильного питания». - Проведение Недели здоровья. - Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья. - КВН «Если хочешь быть здоров». - Викторина «О правильном питании» | в течение года в течение года в течение года в течение года сентябрь 2015 в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года ежедневно в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года февраль 2016 ноябрь 2015 декабрь 2015 апрель 2016 ноябрь 2015 март 2016 | Ст. в-ль, педагоги, ст. м/сестра Заведующий, ст. в-ль
Заведующий, ст. в-ль, педагоги, родители Заведующий, ст. в-ль, педагоги, родители Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре, инстр. по плаванию, воспитатели Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре, инстр. по плаванию Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре, инстр. по плаванию Воспитатели, инструкторы по ф/к, по плаванию, родители Воспитатели, инструкторы по ф/к, по плаванию, родители, ст. м/сестра Ст. в-ль, воспитатели, инструкторы по ф/к, по плаванию, муз. руководители Ст. м/сестра, воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели, инструктор по ф/к Воспитатели, родители Ст. в-ль, воспитатели Ст. в-ль, воспитатели, инструкторы по ф/к, по плаванию Инструктор по ф/к, воспитатели Воспитатели, родители, ст. м/сестра Инструктор по ф/к, воспитатели, ст. м/сестра Инструктор по ф/к, инструктор по плаванию, воспитатели, ст. м/сестра Ст. в-ль, воспитатели Воспитатели, родители, ст. м/сестра |
Контрольно-регулировочный | - Обмен педагогическим опытом. - Обобщение и документальное оформление педагогической деятельности. - Мониторинг заболеваемости и физического развития детей - Трансляция результатов реализации проекта. - Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей. | в течение года в течение года в течение года май 2016 в течение года | Ст. в-ль, воспитатели, специалисты Ст. в-ль, воспитатели, специалисты Заведующий, ст. в-ль, инстр. по ф/к, ст. м/сестра Ст. в-ль, воспитатели, инструкторы по ф/к., по плаванию Ст. в-ль, воспитатели, инструкторы по ф/к., по плаванию, ст. м/сестра |
Мероприятия по реализации проекта
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Уголок здоровья».
На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. В детском саду функционируют спортивно – тренажёрный зал, прогулочные площадки с физкультурным оборудованием для разных возрастных групп, спортивный стадион (беговая дорожка, поле и ворота для игр в футбол, хоккей, баскетбольные стойки, волейбольные стойки с сеткой), зона подвижных игр на асфальте, музыкальный зал, комплекс «бассейн – сауна – фитобар».
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, для получения знаний валеологического характера в каждой группе оборудованы физкультурные уголки и Уголки здоровья, оборудованные различными материалами (см. презентацию):
традиционное спортивное оборудование:
- мячи различных размеров и видов;
- кегли;
- кольцебросы;
- скакалки;
- обручи;
- ракетки для игр в бадминтон, теннис;
- цветные ленточки;
- флажки;
- серсо;
- атрибуты для подвижных игр;
- массажные дорожки, массажёры;
- гимнастические палки и т.п.
- нетрадиционное спортивное оборудование:
- «мяч в мешке»;
- «мягкие палочки»;
- «мяч над головой»;
- «дорожки и коврики здоровья»;
- «мягкая мишень»;
- «канат и дорожка из пробок»;
- «ходули»;
- «массажные палочки»;
- «мягкие мячи»;
- «парашют».
В «Уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия, плакаты по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Работа в уголках помогает ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
На занятиях детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, детей знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Имеющийся в штатном расписании инструктор по плаванию организует занятия с детьми в бассейне. Эти занятия решают не только образовательные и воспитательные задачи, такие как - научить детей плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание организма. Регулярно проводятся досуги на воде, игровые и развлекательные занятия.
На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.
Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом по физкультуре на занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
Задачи физического, валеологического воспитания и развития детей реализуются на занятиях в спортивной секции «Юный спортсмен», в группе по укреплению здоровья для часто болеющих детей «Крепыш».
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, С - витаминизированные напитки, кисели, молоко.
Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.
Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, фотогазеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Ивановой Марины Владимировны по теме «Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта воспитателя....
Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"
В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....
Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений
Повестка:-Актуальность проблемы.-Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по созданию условий, направленных на формирование основ физического воспитания...
Педагогический совет "Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений"
План.-Актуальность проблемы.-Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по созданию условий, направленных на формирование основ физического воспитания и з...
педагогический совет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Педагогический совет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка: педагогический совет "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Методическая разработка для педагогического совета для актуализации знаний о формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаз в соотвествии с ФГОС ДО....