"Оздоровительные минутки или Упражнения, которые помогают нам сохранить здоровье"
материал на тему
Этот материал представлялся мною на конкурсе "Педагог года 2013" на конкурсном задании "Мастер - класс". Предлагаемые мною упражнения полезны не только для дошкольников, но и для самих педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Будьте добрыми, если захотите; будьте мудрыми, если сможете; но здоровыми вы должны быть всегда». Конфуций «Большая часть болезней наших — это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединенный, который предписан нам был природою». Руссо Ж. Ж. «Без здоровья невозможно и счастье». Белинский В. Г.
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область « Физическое развитие»: приобретение опыта в следующих видах поведения детей : двигательно м , в том числе связанно м с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны ), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта ; овладение подвижными играми с правилами ; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере ; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
СПИНА БЕЗ БОЛИ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЫСТРОГО СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ГЛАЗ
МУДРА ЖИЗНИ МУДРА «ЧЕРЕПАХА»
МОИ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ кружок «Здоровый образ жизни» для педагогов ДОО; работа с родителями в семейном клубе в рамках проекта «Здоровая семья – здоровый ребенок ».
simo4ka-ula@rambler.ru
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Оздоровительные минутки или
Упражнения, которые помогают нам сохранить здоровье»
(Слайд 1), (Слайд 2)
«Лучше предупредить, чем лечить», - это правило знают все, однако мало кто ему следует. Многие думают, что организм будет работать бесперебойно, перенося неограниченные физические и психические нагрузки. Мнение это, безусловно, ошибочно. Наш организм требует особого ухода и соответствующей тренировки, чтобы переносить все, чему мы его подвергаем. Эти рассуждения хороши для взрослого человека, а как же дети? Как сделать их отношение к своему здоровью осознанным?
(Слайд 3)Немецкий философ Р. Штейнер еще в начале прошлого века говорил о здоровье, как об интересе человека к миру и к собственному существу. Он подчеркивал, что система воспитания должна быть такой, чтобы «человек наилучшим образом развивался в отношении здоровья». Формировать осознанное отношение ребенка к собственному здоровью и здоровью других нужно начинать с раннего детства.
(Слайд 4)Детский сад просто обязан стать тем местом, где здоровье ребенка поставлено во главу угла. В соответствии с введенными в дошкольное образование Федеральными государственными требованиями задачи укрепления здоровья дошкольников решаются через образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность». На мой взгляд, одной из основных задач в образовательной области «Физическая культура» является формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. В образовательной области «Безопасность» - это формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них, а также приобщение к правилам безопасного для человека поведения.
Область «Здоровье» ставит такие задачи, как сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Уважаемые коллеги, что такое здоровый образ жизни, на ваш взгляд?
(Ответы слушателей)
(Слайд 5)Здоровый образ жизни – это активность человека, направленная на сохранение здоровья.
В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами сохранения здоровья, полноценного физического и психического развития ребенка. Обычно для оздоровления детей в дошкольных учреждениях используются занятия физической культурой (в зале и на улице), другие формы двигательной активности, закаливающие процедуры. Проведение оздоровительных мероприятий в ДОУ приводит к положительным результатам. Однако уровень заболеваемости дошкольников остается высоким и не имеет выраженной тенденции к снижению. Как вы думаете, почему? (Ответы слушателей)
Вопросы оказания профилактической помощи на базе ДОУ нуждаются в дальнейшей разработке. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной. Но в нашем ДОУ, конкретно в моей группе, проводится систематическая факультативная работа по сохранению здоровья дошкольников и воспитанию у них стремления к здоровому образу жизни. Опыт моей работы был обобщен для воспитателей по физической культуре на районном методическом объединении.
В чем суть моей работы? В формировании здорового образа жизни детей главная роль принадлежит взрослым. Дошкольники учатся, приобретают свой опыт, подражая. У малышей гораздо быстрее формируются навыки и более прочно закрепляются полезные привычки, если педагог вместе со своими воспитанниками делает гимнастику, самомассаж, закаливается, если взрослый объясняет детям, какую пользу здоровью приносят эти мероприятия. Необходимые навыки и умения для поддержания собственного здоровья наиболее успешно формируются в коллективной, совместной детской деятельности, направленной на оздоровление. Знакомясь с различными оздоровительными средствами, получая информацию об их пользе, ребенок поневоле начинает по-другому, более глубоко осознавать свое «физическое Я», назначение своих органов и функциональных систем.
И сегодня я хочу познакомить вас с малой долей той работы, которую я провожу со своими воспитанниками.
Уважаемые коллеги, у вас бывают такие дни, когда хочется спать, тянет прилечь, а вас ждет работа? Что вы делаете, чтобы взбодриться? (Ответы слушателей)
А как же быть детям, у которых под рукой нет чашечки кофе? Я научу вас, как за 2-3 минуты привести себя в бодрое расположение духа. Подобный самомассаж я провожу со своими воспитанниками. Он называется «Бодрое утро». Приглашаю вас выполнить этот самомассаж и дать оценку своему состоянию после него.
- Энергично потереть друг о друга ладони.
- Быстро потереть разогретыми ладонями щеки вверх – вниз в течение 5 секунд.
- Постучать кончиками пальцев по макушке головы как по барабану.
- Сжать руку в кулак, но не напрягать. Поглаживать кулаком внешнюю, затем внутреннюю сторону предплечья.
- Раскрытой ладонью похлопать по ноге спереди, сбоку и сзади по ногам, продвигаясь снизу вверх.
Расскажите, что вы ощутили после массажа. (Ответы слушателей)
Хочу задать еще один вопрос. Как вы думаете, можно ли по осанке человека определить его настроение, самочувствие и состояние? (Ответы слушателей)
Я предлагаю вам познакомиться с одним упражнением для укрепления осанки. Его мы используем с детьми для формирования мышечного корсета позвоночника. А вы можете его использовать для облегчения болевого синдрома позвоночника. При систематическом использовании этого упражнения в течение двух недель и далее болевой синдром исчезнет полностью. (Слайд 6)Обратите внимание на слайд. Вы видите поэтапное выполнение данного упражнения. Исходное положение – стоя на четвереньках. Спина не слишком согнута и не совершенно прямая. При этом положении человеку должно быть комфортно. (Щелчок)Затем нужно поднять одну ногу параллельно полу, удерживая ее 1 секунду. Затем ногу опустить. То же проделать с другой ногой. Указание: постараться не двигать поясницей во время выполнения упражнения. (Щелчок) Впоследствии упражнение можно усложнить, поднимая одновременно с ногой одноименную руку также параллельно полу. В моей группе это упражнение ежедневно входит в комплекс утренней гимнастики.
На мой взгляд, немаловажно наравне с хорошей осанкой иметь и хорошее зрение. В современном мире, к огромному сожалению, дошкольники зачастую предоставлены сами себе и много времени проводят перед телевизором и за компьютером. Моя задача – помочь сохранить им зрение. Ведь зрение – это сложнейший процесс, затрагивающий весь организм. Оно необходимо человеку не только для восприятия зрительного образа, но и для того, чтобы понять и обезопасить себя в окружающем мире. Руководит всеми этими процессами мозг. Глаза и мозг – одно целое. Восстанавливая глаза после утомительной работы, вы оказываете поддержку нервной системе и даете импульс мозгу для восстановления организма в целом.
При помощи глазной гимнастики можно стимулировать работу мозга, снимать усталость и головные боли, возникающие от напряжения. С детьми такую гимнастику мы выполняем после рассматривания картин, работы с карточками и тетрадями и тому подобное. Данные упражнения рассчитаны на определенный возраст. С детьми средней группы мы выполняем простейшие упражнения. Предлагаю вам выполнить их вместе со мной.
- С силой зажмурьте глаза.
- Откройте и часто поморгайте.
- Повторите еще раз: зажмурьтесь и поморгайте.
Выполняя простейшую гимнастику, вы укрепляете мышцы век и глаза.
(Слайд 7)Теперь прошу вас обратить внимание на экран. Для детей старшей группы используется упражнение «Восьмерка». Направление движения глаз вам покажет красная точка. Дети на начальном этапе следят по линии за движением руки. Когда упражнение разучено, они выполняют его самостоятельно. Итак, приступаем к выполнению. (Щелчок) Молодцы.
(Щелчок) Следующий слайд показывает схему движения глаз для детей подготовительной группы. Это упражнение выполняется аналогично. Предлагаю вам посмотреть на экран и проследить глазами за красной точкой. (Щелчок)
Данные упражнения помогают быстро снять напряжение глазных мышц и выполняются по 3-4 раза в разных направлениях.
(Слайд 8) Для профилактики и лечения органов зрения можно использовать и практику йогов. Слово «йога», в переводе с древнеиндийского языка, санскрита, означает: «союз, соединение, связь, гармония». Йога представляет собой совокупность методов, способствующих формированию целостной личности, в которой гармонично сочетаются три начала: физическое, психическое и духовное. Самые простейшие статические упражнения - это мудры, такое положение пальцев рук, при котором обеспечивается оздоровительный эффект определенной системы организма.
(Слайд1) На экране вы видите мудру Жизни. Ее необходимо выполнять следующим образом: соединить кончики безымянного, мизинца и большого пальцев, при этом не сгибая остальные пальцы. Упражнение выполняется одновременно обеими руками. Выполнение мудры позволяет повысить остроту зрения и предупредить его заболевания. Давайте вместе выполним это упражнение. Дыхание свободное.
Следующая мудра (Щелчок) помогает при переутомлении и расстройствах сердечно – сосудистой системы. Выполняется она таким образом: переплести пальцы рук в произвольном положении, большие пальцы правой и левой руки соединить боковыми поверхностями и отогнуть таким образом, чтобы они напоминали голову черепахи. Попробуйте выполнить вместе со мной.
Все эти упражнения с удовольствием выполняют мои воспитанники. Мудры разучиваются постепенно, начиная с индивидуальной работы. Когда упражнение разучено, мы выполняем его всей группой.
Почему я остановилась на такой форме работы? Главное правило: «Не навреди!» Даже не совсем точное выполнение мудр не может нанести вреда детскому организму. Можно выполнять не более 2-3 мудр в день, продолжительностью не более 40 минут каждая. Все эти мудры оказывают благотворное влияние на общее физическое и психоэмоциональное состояние человека.
Я познакомила вас с небольшим количеством материала, который использую в своей работе с детьми. Мне хочется напоследок задать вам несколько вопросов.
- Заинтересовали ли эти упражнения вас и почему?
- Считаете ли вы возможным использовать эти упражнения с вашими воспитанниками в своём дошкольном учреждении? (Ответы слушателей)
(Слайд 9)Подводя итог своего выступления, хочу поделиться планами на будущее. Я планирую создать кружок «Здоровый образ жизни» для педагогов ДОУ, который будет помогать им беречь свое здоровье, более внимательно относиться к нему, и научить этому своих воспитанников. В рамках проекта «Здоровая семья – здоровый ребенок» планируется работа с родителями в семейном клубе в этом же направлении.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за активную работу. (Слайд 10) Разрешите сделать вам подарок. (Показать брошюру) В этой брошюре вы встретите не только выполненные вами сегодня упражнения, но и узнаете, как при помощи других мудр вылечить больное горло, а также предотвратить сердечный приступ.
(Помощники раздают брошюры)
Спасибо за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помоги себе сам или как сохранить здоровье педагога
Консультация для педагогов о методиках сохранения собственного здоровья...
Тренинг "Помоги себе сам или как сохранить здоровье педагога"
Тренинг "Помоги себе сам или как сохранить здоровье педагога"...
помогите ребёнку сохранить здоровье
как сохранить здоровье ребёнка...
Конспект открытого мероприятия с детьми старшей группы: "Сказка о хомячке, который помог мышонку стать здоровым"
цель: формирование у детей валеологической культуры, желание самостоятельно заботиться о своем здоровье....
Мастер -класс для родителей "Помоги себе сам или как сохранить здоровье"
На мастере-классе родители обучаются упражнениям выполнения мудр-соединения пальцев рук, для улучшения самочувствия, оздоровления организма....
Кейс- развлeчeние «В мире профессий или как лес помогает сохранить здоровье»
Развлечение с детьми дошкольного возраста...
Игры и упражнения, которые помогают развивать фонематическое восприятие
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосы...