Опыт работы по теме "Использование нетрадиционного оборудования в работе с дошкольниками"
методическая разработка на тему
Опыт работы по теме "Использование нетрадиционного оборудования в работе с дошкольниками"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; Увеличить объём двигательной активности детей; Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности; Поднять эмоциональный настрой детей;
Нетрадиционное оборудование позволяет: Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр; Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память; Развивать чувство формы и цвета; Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
Основный принципы использования нестандартного оборудования: Оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности преимущественно старшего дошкольного возраста с учётом уровня их физической подготовки и индивидуальных возможностей. Начиная упражнение на нестандартном оборудовании от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения. Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабление мышц. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за самочувствием детей, не допускать перегрузки. Дозировку упражнений воспитатель выбирает, исходя из степени тренированности организма ребёнка и его индивидуальных возможностей. С целью воспитания самостоятельности и активности целесообразно предлагать детям самим придумать упражнение на оборудовании, исходя из их физических возможностей и уровня двигательной активности
Виды нестандартного оборудования и упражнения на них: «Дорожка - брусок»
«Дорожка – Змейка»
«Дорожка - плот»
«Пролезь в норку»
«Преодолей препятствие»
«Лабиринт»
«Пройти по бревну»
«Проползи по бревну» «Пройди по бревну»
«Перекаты»
Упражнение «Дельфин»
Упражнение «Перекати поле»
Релаксация
Предварительный просмотр:
Кудлай О.В., воспитатель
МКДОУ № 9 «Колокольчик»,
Г. Канск
Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии
Формирование основ здорового образа жизни и организация полноценной двигательной активности является одним из актуальных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного развития.
Анализ состояния здоровья моих воспитанников показал, что ко второй группе здоровья относятся (73%) детей, к третьей (18%) и (9%) детей относится к четвертой группе здоровья.
Наряду с этим дети имеют индивидуальные особенности физического развития:
- нарушение координации движения (45%);
- нарушение осанки (27%);
- гиперактивность (18%).
Поэтому, в своей коррекционно-педагогической работе я целенаправленно реализую комплекс мероприятий для развития двигательных навыков у воспитанников, направленных на решение общих и коррекционных задач:
- Укреплять здоровье детей;
- Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;
- Формировать правильную осанку у каждого ребёнка;
- Развивать движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность;
- Формировать у детей потребность в разных видах двигательной активности.
Формирование и развитие двигательных навыков я осуществляю через традиционные виды детской деятельности:
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна;
- подвижные игры;
- физкультурные минутки;
- ритмические движения на музыкальном занятии;
- физкультурные паузы;
- закаливающие процедуры;
- прогулки;
- спортивные игры, эстафеты и самостоятельная двигательная активность детей.
Однако постоянное использование только традиционных форм двигательной деятельности ведёт к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению результативности.
Для того чтобы разнообразить и повысить двигательную активность детей, сделать её более интересной и эмоциональной я в своей работе использую нестандартное оборудование.
Благодаря мобильности нестандартного оборудования, оно легко устанавливается, при минимальных затратах времени может быть трансформировано и использовано многофункционально.
Применение мягких модулей на занятиях и в свободной деятельности позволяют мне увеличить объём двигательной активности, постоянно поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и принцип подбора движений.
Но яркие, достаточно эстетичные спортивные модули не сопровождаются инструкциями и методическими рекомендациями по их использованию.
В связи с этим я провела некую «инвентаризацию» нетрадиционного оборудования в нашем саду и уточнила принципы его использования. А на основании проведённого анализа для реализации поставленных выше задач, разработала и широко применяю комплексы упражнений с ними, которые способствуют улучшению координации движений, укрепляют связочно-суставный аппарат, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, совершенствуется осанка, повышается устойчивость вестибулярного аппарата.
При составлении упражнений я учитывала индивидуальные особенности детей, уровень их физического развития и группу здоровья.
Каждый комплекс состоит из нескольких разделов, которые направлены на развитие определенных видов движений:
- ходьба;
- бег;
- прыжки;
- ползание, лазание.
Оборудование «Дорожка-брусок», «Бревно», «Кольцо», я использую в разных видах ходьбы.
Применение разнообразных модулей в данном виде движений способствует развитию равновесия, координации движений, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия.
Дорожка и бревно, может быть использовано также для обучения детей бегу, прыжкам, ползанию, спрыгиванию и запрыгиванию.
Простые на первый взгляд упражнения с применением мягких спортивных модулей, превращаются в коррекционные упражнения, направленные на развитие и коррекцию определенных групп мышц, а также на развитие выносливости, улучшение деятельности дыхательной системы.
При использовании нестандартного оборудования я чередую виды деятельности. Важно подбирать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущая друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повысить их двигательную активность.
Любую двигательную активность я завершаю упражнениями малой подвижности, используя дыхательные упражнения на расслабление мышц и релаксационные минутки, с использованием мягких модулей.
Для создания мотивации к двигательной деятельности, я предлагаю детям самим придумать упражнения на оборудовании, исходя из их физических возможностей и уровня двигательной активности.
Я тесно сотрудничаю с родителями своих воспитанников, вовлекая их в различные спортивные праздники, развлечения, дни здоровья, на которых использую нестандартное оборудование. Организую и провожу родительские собрания, консультации, на которых обучаю родителей методам и приёмам организации двигательной активности детей с использованием спортивного инвентаря, нестандартного оборудования для физического развития детей в условиях семейного воспитания.
В результате целенаправленной работы, у моих воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии основных движений:
2014– 2015 уч. год
Анализ двигательных навыков, физических качеств показывает, что у детей совершенствуется быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость.
В заключении хочется сказать, что планируя физкультурные занятия, игры и эстафеты с нетрадиционным оборудованием, педагог должен помнить, что основная наша цель – научить детей правильно и красиво двигаться, развивать их физические способности, воспитывать моральные качества, помочь освоить технику выполнения движений и сделать их максимально безопасными. Применение нестандартного оборудования (мягкие спортивные модули) в дошкольных учреждениях позволяет увеличить двигательную активность, что является важнейшим условием физического развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад "Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В связи с введением ФГОС в дошкольное образование появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата. Одной из новы...
Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми раннего возраста
Использование нетрадиционного оборудования является эффективным средством всестороннего развития детей раннего возраста. Конечно, его использование должно быть в комплексе с уже имеющимся стандартным ...
Опыт работы по использованию нетрадиционных техник в работе педагога ДОО
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе педагога ДОО»...
Родительское собрание(всеобуч) в подготовительной группе «Пчёлка» «Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитии дошкольников»
Методическая разработка. Конспект родительского собрания по физическому развитию с элементами мастер-класса....
Родительское собрание(всеобуч) «Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитии дошкольников 6-7 лет»
Тема: «Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитиидошкольников 6-7 лет»Цель: показать родителям значимость здорового образа жизни, продолжать охранять и укреплять здор...
Опыт работы «Вариативность использования нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольников»
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит».Мы осознаем, что физическое ...
«Нейрогимнастика и нетрадиционное оборудование в работе педагога- психолога в ДОУ».
laquo;Нейрогимнастика и нетрадиционное оборудование в работе педагога- психолога в ДОУ»....