«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОО»
статья на тему

Воробьева  Ирина  Мухаметхановна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В статье  описаны современные здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

 «СОВРЕМЕННЫЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОО»

        Подготовила инструктор

                                                                                                                    по физической культуре                                                                                                          Воробьева Ирина Мухаметхановна

Орехово-Зуево

2017 г

                         В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.  В наше быстро развивающее время важно вооружиться современными формами, методами физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, чтобы организовать и проводить занятия с детьми интересно, полезно, увлекательно.

Ребёнку нужно предоставлять возможность самому преодолевать трудности, справляться со всеми физическими нагрузками, т. к. при этом маленький человек учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками, при этом крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребёнок становится крепким, гибким, ловким, находчивым, а это уже профилактика травматизма. У него появляется уверенность в себе, повышается жизненный тонус, легко протекают (или вообще предотвращаются) заболевания, успешнее идут занятия в дошкольном учреждении. Такой малыш имеет возможность разрядиться после сидячих игр или занятий с помощью самостоятельно организованных упражнений, подвижных игр. Физически развитому малышу хочется двигаться всё больше и больше, и нужно эту потребность в движении развивать, предоставляя ребёнку возможность для выполнения всё более сложных гимнастических упражнений.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактическиетехнологии. Технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
  • организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
  • физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и исполнение требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОО.

  • физкультурно-оздоровительныетехнологии. Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:
  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОО в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся:
  • технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОО.

  • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования. Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

  • технологии валеологического просвещения родителей. Задача данных технологий-обеспечениевалеологической образованности родителей воспитанников ДОО. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, беседы, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями).

  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Современные образовательные  технологии в образовательной работе в контексте ФГОС ДОО:

1. Игровойстретчинг— эта методика направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.Методика основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывающих оздоровительное воздействие на весь организм.Проводитсяне раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. В хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

2.
Степ-аэробика - упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и лёгкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребёнка.

3. Фитболы- так же эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки». Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. Они оказывают вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая — возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, неврастении. Одна лишь правильная посадка на фитболе выравнивает положение таза, способствует формированию правильной осанки, а поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.
4.
Ритмопластика - является музыкально-ритмическим психотренингом.Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая её ритм, темп, характер с помощью движений.

5. Релаксация этоснижение тонуса скелетной мускулатуры. Проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.    Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования...

"Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС ДО"

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС ДО. Технологическая карта образовательного процесса на тему "Вода - волшебница"...

Выступление для воспитателей ДОУ на тему :«Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей в дошкольном учреждении помогает им увидеть мног...

Выступление на РМО воспитателей «Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до»

laquo;Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до»...

Семинар «Современные подходы в работе с детьми раннего возраста в контексте реализации национальных проектов»

Универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития дошкольников....