Формирование ЗОЖ в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством валеологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zozh_v_dou.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ!»

Аристова Л.Е.

МБДОУ  д/с № 88 «Улыбка»

   Воспитание здорового образа жизни – одна из актуальных проблем современности.     По выражению академика Амосова Н. М., чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.

  «Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого ДОУ.

    В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре (Приказ Министерства образования  науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям (Приказ Министерства образования науки РФ № 2151 от 20.07.2011) интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

   Основным приоритетным направлением деятельности МБДОУ -д/ №88 «Улыбка» по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является физкультурно - оздоровительная работа.

    В работе с детьми используем  разнообразные формы и методы по физическому развитию, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению работоспособности, делают его стойкими и выносливыми, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам  внешней среды:

утренняя гимнастика, водолечение, закаливание стоп, получение праны, прогулка, босохождение, успокоительный сон с мятой, самомассаж, гимнастика после сна, рациональное питание, формирование культурно-гигиенических навыков.

   С 2015 года творчески применяем дополнительную оздоровительно – развивающую программу «Здравствуй!» доктора медицинских наук М. Л. Лазарева.

   Цели, задачи, содержание данной программы выражает внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Реализация главных идей позволяет сохранить естественность психического развития ребенка, построить прочный фундамент в  жизнеутверждающей, творческой личности. Программа интересна и доступна детям. Затрагивает психологию, эмоциональную сферу, расширяет кругозор ребенка, физически и эстетически развивает. Особая ценность в том, что она готова к применению на практике, что рассчитана на всех детей, здоровых, больных, с разным уровнем психического развития.

   Для названия программы здоровья детей взято исконно русское слово – «ЗДРАВСТВУЙ»

   В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. В названии также показана главная цель программы: на личностном  уровне научить ребенка любить себя. Именно через любовь к себе можно научить ребенка любви к ближним.

   Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет, разработана на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов.

   Программа направлена на оздоровление детей, на формирование мотивации здоровья и навыков здорового образа жизни, на всестороннее и гармоничное развитие ребенка на каждой ступени обучения. А также на социализацию ребенка в обществе.

    Программа строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей [1].       Имеется оздоровительное содержание, познавательный и художественный материал (сказки, песни), что расширяет кругозор, развивает детей как физически, так и эстетически.

   Работа по программе «Здравствуй!» предполагает тесное взаимодействие и понимание между музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре, воспитателем группы и родителями.

   В качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребенка выступает музыка – это песни «на все случаи жизни»: о закаливании, микробах, дружбе, семье, взаимопомощи и т.д. Песни легко запоминаются детьми, используются в режимных моментах, игровых ситуациях, главное они нравятся детям.

  В результате более успешно осваивается изучаемый материал, развивается память, музыкальный слух, создается хорошее настроение.

  Инструктору по физической культуре использует занятия с элементами оздоровительной гимнастики. В играх и упражнениях закреплять двигательные навыки и умения, что развивает их не только физически, но и интеллектуально, творчески.

  Для успешного освоения материала программы предлагается с детьми рассмотреть процесс самовыздоровления в виде цветка, «цветка здоровья» - из семи лепестков. При этом каждая новая тема становится одним из его лепестков, олицетворяющих какое – либо психофизическое качество, а центром является «Я» ребенок. Цвет каждого лепестка соответствует цвету камня юного учителя здоровья (сказочного героя). Начинается работа на цветке с желтого лепестка (психологического качества).

  И так  в течение года мы  осваиваем с детьми 7 тем:

1 тема « Волшебное зеркальце»

Сказочный герой – Яник, цвет желтый (частица солнца), цвет радости, веселья и счастья.

2 тема «Целебные звуки»

Сказочный герой – Виолетта,  дочь музыки – жизненная вибрация, нотка, цвет фиолетовый. Это цвет мечты, цвет будущего, веры в чудо, волшебства.

3 тема «Чудо – нос»

Сказочный герой – Йоник – цвет голубой, (частица воздуха и других веществ), цвет прохлады, чистого неба, свежего дыхания.

4 тема « Веселые движения»

Сказочный герой – Огник – (источник огня), цвет оранжевый, цвет сноведений, сказки, цвет творчества и фанта.

5 тема «Вода и мыло»

Сказочный герой – Гидроник (частица воды). Цвет – синий, цвет глубины моря, безграничных возможностей.

6 тема «Полезная еда»

Сказочный герой – Ростик (частица Флоры), цвет – зеленый, зеленый цвет успокаивает, он считается самым целебным, так как это цвет живой природы, цвет травы, листьев.

 7 тема «Цветок здоровья»

Сказочный герой – Орсик – (частица земли). Цвет красный – это цвет мужества, силы и отваги [2].

Для каждого занятия разработана оздоровительная партитура:

1.Лечебно-затылочная позиция

2.Разучивание и пение песен

3.Чтение и обсуждение сказки

4.Игра

5.Конструирование

6.Медитация

7.Визуализация

8.Лобно-затылочная позиция.

   Кроме этого в конце каждой темы в группе силами детей показываем спектакль. Для этого готовим декорации и костюмы.

   В результате проделанной работы у детей к концу года  имеются определенные знания и навыки:

     - знают, что от хороших и плохих слов зависит их здоровье и здоровье окружающих, знают основные части тела;

     - знают основные звуки родного языка, используют звуки для своего здоровья;

     - знают, что вдох делается носом, освоили дыхательные игры;

     -знают, что дыхание основа жизни, освоили 7 способов дыхательной гимнастики;

     - знают прямой и непрямой путь передачи инфекции, как правильно мыть руки, умеют выполнять закаливающие процедуры;

     - знают, что часто рекламируют не самые полезные продукты, освоили ритуал приема пищи;

     - знают генеалогическое древо семьи, умеют делать массаж себе и своим  родственникам.

В конце каждой темы проводится самодиагностика.

   Диагностика по программе «Здравствуй!» М. Л. Лазарева несколько отличается от других программ, имеет свои особенности:

      1.Она встроена в процедуру занятия, поэтому дети воспринимают как игру, предложенную персонажами сказок.

     2.Диагностика визуализирована. Ребенок имеет перед глазами зрительную картину показателей здоровья.

     3.Ребенок проводит диагностику сам, занося с помощью взрослого свои показатели в книгу здоровья.

     4.Он соревнуется не с другими детьми, а только сам с собой.

    Для диагностического обследования детей используем  игру «Лесенка счастья». Данный прием направлен на диагностику эмоционального благополучия каждого ребенка, способность адекватно оценивать себя.

       80% детей поставили себя на верхнюю ступень, т.е. ощущают эмоциональное благополучие в группе, уверенность в своих силах, возможность адекватно оценивать себя. Эти дети с удовольствием изучают свой организм, проявляют интерес и доброжелательность к окружающим людям, стараются следить за своей речью, не произносить плохих слов, поддерживать хорошее взаимоотношение с другими людьми.

   20% детей поставили себя на нижних ступенях.  Они не всегда умеют наладить взаимоотношения с окружающими, не уверенны в себе, самооценка у них занижена, иногда проявляют равнодушие к другим.

      С этими детьми  дополнительно читаем сказки, где сказочные герои  являются для них подражанием в области здоровья. На примере рассказов о сильных людях - спортсменах, артистах в области цирка и т. д - показать, что они могут  достичь многого, если будут трудиться над собой. Предложить  выбрать среди родственников пример для подражания  хороших поступков, вежливых слов

   В воспитании здорового  образа  жизни  большую роль  играет  семья. Родители вносят посильный вклад в оздоровление собственного ребенка: разучивают  песен, пословиц о здоровье, чтение художественной литературы.

    Задача ДОУ к моменту выпуска в школу, чтобы дети не только получили четкие представления о здоровом образе жизни, но и сформировали довольно стойкие навыки и привычки.

   Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление организма и воспитания здорового образа жизни дает возможность успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей – будущего здоровья нации.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Минобрнауки  от 23 ноября 2009. № 655. II, п. 2.4.

2. Лазарев М. Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста -  М.:  Академия здоровья,  1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...