Формирование ЗОЖ в ДОУ
статья (старшая группа) на тему
Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством валеологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh_v_dou.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ!»
Аристова Л.Е.
МБДОУ д/с № 88 «Улыбка»
Воспитание здорового образа жизни – одна из актуальных проблем современности. По выражению академика Амосова Н. М., чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.
«Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого ДОУ.
В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре (Приказ Министерства образования науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям (Приказ Министерства образования науки РФ № 2151 от 20.07.2011) интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Основным приоритетным направлением деятельности МБДОУ -д/ №88 «Улыбка» по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является физкультурно - оздоровительная работа.
В работе с детьми используем разнообразные формы и методы по физическому развитию, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению работоспособности, делают его стойкими и выносливыми, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды:
утренняя гимнастика, водолечение, закаливание стоп, получение праны, прогулка, босохождение, успокоительный сон с мятой, самомассаж, гимнастика после сна, рациональное питание, формирование культурно-гигиенических навыков.
С 2015 года творчески применяем дополнительную оздоровительно – развивающую программу «Здравствуй!» доктора медицинских наук М. Л. Лазарева.
Цели, задачи, содержание данной программы выражает внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Реализация главных идей позволяет сохранить естественность психического развития ребенка, построить прочный фундамент в жизнеутверждающей, творческой личности. Программа интересна и доступна детям. Затрагивает психологию, эмоциональную сферу, расширяет кругозор ребенка, физически и эстетически развивает. Особая ценность в том, что она готова к применению на практике, что рассчитана на всех детей, здоровых, больных, с разным уровнем психического развития.
Для названия программы здоровья детей взято исконно русское слово – «ЗДРАВСТВУЙ»
В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. В названии также показана главная цель программы: на личностном уровне научить ребенка любить себя. Именно через любовь к себе можно научить ребенка любви к ближним.
Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет, разработана на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов.
Программа направлена на оздоровление детей, на формирование мотивации здоровья и навыков здорового образа жизни, на всестороннее и гармоничное развитие ребенка на каждой ступени обучения. А также на социализацию ребенка в обществе.
Программа строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей [1]. Имеется оздоровительное содержание, познавательный и художественный материал (сказки, песни), что расширяет кругозор, развивает детей как физически, так и эстетически.
Работа по программе «Здравствуй!» предполагает тесное взаимодействие и понимание между музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре, воспитателем группы и родителями.
В качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребенка выступает музыка – это песни «на все случаи жизни»: о закаливании, микробах, дружбе, семье, взаимопомощи и т.д. Песни легко запоминаются детьми, используются в режимных моментах, игровых ситуациях, главное они нравятся детям.
В результате более успешно осваивается изучаемый материал, развивается память, музыкальный слух, создается хорошее настроение.
Инструктору по физической культуре использует занятия с элементами оздоровительной гимнастики. В играх и упражнениях закреплять двигательные навыки и умения, что развивает их не только физически, но и интеллектуально, творчески.
Для успешного освоения материала программы предлагается с детьми рассмотреть процесс самовыздоровления в виде цветка, «цветка здоровья» - из семи лепестков. При этом каждая новая тема становится одним из его лепестков, олицетворяющих какое – либо психофизическое качество, а центром является «Я» ребенок. Цвет каждого лепестка соответствует цвету камня юного учителя здоровья (сказочного героя). Начинается работа на цветке с желтого лепестка (психологического качества).
И так в течение года мы осваиваем с детьми 7 тем:
1 тема « Волшебное зеркальце»
Сказочный герой – Яник, цвет желтый (частица солнца), цвет радости, веселья и счастья.
2 тема «Целебные звуки»
Сказочный герой – Виолетта, дочь музыки – жизненная вибрация, нотка, цвет фиолетовый. Это цвет мечты, цвет будущего, веры в чудо, волшебства.
3 тема «Чудо – нос»
Сказочный герой – Йоник – цвет голубой, (частица воздуха и других веществ), цвет прохлады, чистого неба, свежего дыхания.
4 тема « Веселые движения»
Сказочный герой – Огник – (источник огня), цвет оранжевый, цвет сноведений, сказки, цвет творчества и фанта.
5 тема «Вода и мыло»
Сказочный герой – Гидроник (частица воды). Цвет – синий, цвет глубины моря, безграничных возможностей.
6 тема «Полезная еда»
Сказочный герой – Ростик (частица Флоры), цвет – зеленый, зеленый цвет успокаивает, он считается самым целебным, так как это цвет живой природы, цвет травы, листьев.
7 тема «Цветок здоровья»
Сказочный герой – Орсик – (частица земли). Цвет красный – это цвет мужества, силы и отваги [2].
Для каждого занятия разработана оздоровительная партитура:
1.Лечебно-затылочная позиция
2.Разучивание и пение песен
3.Чтение и обсуждение сказки
4.Игра
5.Конструирование
6.Медитация
7.Визуализация
8.Лобно-затылочная позиция.
Кроме этого в конце каждой темы в группе силами детей показываем спектакль. Для этого готовим декорации и костюмы.
В результате проделанной работы у детей к концу года имеются определенные знания и навыки:
- знают, что от хороших и плохих слов зависит их здоровье и здоровье окружающих, знают основные части тела;
- знают основные звуки родного языка, используют звуки для своего здоровья;
- знают, что вдох делается носом, освоили дыхательные игры;
-знают, что дыхание основа жизни, освоили 7 способов дыхательной гимнастики;
- знают прямой и непрямой путь передачи инфекции, как правильно мыть руки, умеют выполнять закаливающие процедуры;
- знают, что часто рекламируют не самые полезные продукты, освоили ритуал приема пищи;
- знают генеалогическое древо семьи, умеют делать массаж себе и своим родственникам.
В конце каждой темы проводится самодиагностика.
Диагностика по программе «Здравствуй!» М. Л. Лазарева несколько отличается от других программ, имеет свои особенности:
1.Она встроена в процедуру занятия, поэтому дети воспринимают как игру, предложенную персонажами сказок.
2.Диагностика визуализирована. Ребенок имеет перед глазами зрительную картину показателей здоровья.
3.Ребенок проводит диагностику сам, занося с помощью взрослого свои показатели в книгу здоровья.
4.Он соревнуется не с другими детьми, а только сам с собой.
Для диагностического обследования детей используем игру «Лесенка счастья». Данный прием направлен на диагностику эмоционального благополучия каждого ребенка, способность адекватно оценивать себя.
80% детей поставили себя на верхнюю ступень, т.е. ощущают эмоциональное благополучие в группе, уверенность в своих силах, возможность адекватно оценивать себя. Эти дети с удовольствием изучают свой организм, проявляют интерес и доброжелательность к окружающим людям, стараются следить за своей речью, не произносить плохих слов, поддерживать хорошее взаимоотношение с другими людьми.
20% детей поставили себя на нижних ступенях. Они не всегда умеют наладить взаимоотношения с окружающими, не уверенны в себе, самооценка у них занижена, иногда проявляют равнодушие к другим.
С этими детьми дополнительно читаем сказки, где сказочные герои являются для них подражанием в области здоровья. На примере рассказов о сильных людях - спортсменах, артистах в области цирка и т. д - показать, что они могут достичь многого, если будут трудиться над собой. Предложить выбрать среди родственников пример для подражания хороших поступков, вежливых слов
В воспитании здорового образа жизни большую роль играет семья. Родители вносят посильный вклад в оздоровление собственного ребенка: разучивают песен, пословиц о здоровье, чтение художественной литературы.
Задача ДОУ к моменту выпуска в школу, чтобы дети не только получили четкие представления о здоровом образе жизни, но и сформировали довольно стойкие навыки и привычки.
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление организма и воспитания здорового образа жизни дает возможность успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей – будущего здоровья нации.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009. № 655. II, п. 2.4.
2. Лазарев М. Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста - М.: Академия здоровья, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
"Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи".
Описание опыта работы по данной теме....
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста
материал из опыта работы по теме проекта...
ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...