Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему

Савчишина Елена Александровна

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_1_opisanie_opyta_raboty_e.a.savchishina.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

« Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»

        

Обобщение опыта работы на тему:

«Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

                                                                                         Подготовил:

Савчишина  Елена Александровна,

воспитатель

Введенское 2017

Содержание

  1. Теоретическая интерпретация опыта .......................................................... .3.

Условия реализации опыта ............................................................................3.

Результативность ............................................................................................4.

  1. Описание реализации опыта ..........................................................................4.

Теоретическая основа опыта ..........................................................................4.

Образовательная деятельность с воспитанниками ......................................5.

Взаимодействие с родителями .......................................................................7.

Взаимодействие с педагогами ........................................................................8.

  1. Заключение ......................................................................................................9.
  2. Литература .....................................................................................................10.
  3. Практические приложения опыта:

Приложение 1 – дидактические игры по ЗОЖ

Приложение 2 – картотека бесед по ЗОЖ

Приложение 3 – картотека игр по ЗОЖ

Приложение 4 – «План работы по оздоровлению детей»  

Приложение 5 – циклограмма группы

Приложение 6 – технологические карты проектов

Приложение 7 – «Взаимодействие с родителями»

Приложение 8 – таблица по взаимодействию с педагогами

 «Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.»

В.А. Сухомлинский

  1. Теоретическая интерпретация опыта

    Возраст  детей  от  трех  до  семи  лет – важный  период,  в  котором  закладываются прочные  основы  здоровья.

    Одной  из  основных  задач  из  ФГОС  (П 1.6)  является  «охрана  и  укрепление физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их  эмоционального благополучия».

     Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим  в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.

Условия реализации опыта.

     ФГОС  ДО  (П 3.3.1)  раскрывает  требования  к  развивающей  предметно  – пространственной  среде  «обеспечивать  максимальную  реализацию образовательного  потенциала  пространства  Организации,  группы,  а  также территории,  прилегающей  к  Организации  или  находящейся  на  небольшом удалении  приспособленной для реализации Программы (далее-участок), материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны  и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». 

     В целях создания условий по реализации данного опыта работы, необходимо:

  • определение времени в расписании деятельности педагога и воспитанников;
  • обеспечение взаимодействия педагога группы с родителями воспитанников;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • компьютер, проектор, электронный методический комплект;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • подбор художественной литературы;
  • материалы для продуктивной деятельности:  раскраски, карандаши,  трафареты.

Результативность.

        Предполагаемые результаты. Считаю, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому  образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающим.

     Данный опыт работы если будет реализован успешно, то будет:

 у детей:

  1. сформированы базовые представления о человеческом организме и его возможностях;
  2. методы, направленные на сохранение здоровья;
  3.  у воспитанников обогатится и пассивный и активный словарь;
  4. активизируется фразовая речь по теме  в соответствии  с возрастными особенностями;

дети будут:

  • выполнять более уверенно задания в играх, в  игровых ситуациях;
  • с удовольствием применять культурно-гигиенические навыки, радоваться своей самостоятельности и результату;
  • с интересом слушать, рассказывать стихи и потешки о процессах умывания, купания и т.д.

                                  Описание реализации опыта.

   

Теоретическая  основа опыта.

   Формирование знаний и воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется  по следующим направлениям:

  1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

     Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

Ребенок  легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Были проведены следующие мероприятия:

- дидактические игры по ЗОЖ: «Я и мое тело», «Сложи портрет», «Одень куклу Дашу»   и др.; (Приложение № 1)

- игры – вкладыши: «Части тела», «Наши пальчики»   и др.

- картотека «Беседы  по  ЗОЖ»:  Беседа  «Какой я, что у меня внутри», Беседа  

               «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»   и   (Приложение № 2)

- презентаций по теме ЗОЖ;

- игры   по  «здоровому  образу  жизни»:  «Правила  гигиены», «Чтобы  кожа  была  

              здоровой»,  «Как  нужно  ухаживать  за  собой» (Приложение № 3)

  1. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

     Приучаем ребёнка к индивидуальной гигиене: своя расчёска, своя постель,  свой носовой платок, своё полотенце.

     Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

В группе имеются наборы иллюстраций и картин:   «Я умываюсь», «Мое тело» и т. п.;

  1. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

    Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.

   Центр двигательной активности постоянно  пополняется  спортивным оборудованием для выполнения физкультурных упражнений.

В центре двигательной активности имеются наборы иллюстраций и картин:  «Делаю зарядку»  и т. п.;

      Все игры, беседы  были проведены согласно Циклограмме  (описание игр, бесед приведено в Приложениях 1, 2, 3.) 

     Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать  навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Образовательная деятельность с воспитанниками.

В своей работе педагогический коллектив руководствуется примерной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, а так же федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Авторы комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» рекомендуют при построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы осуществлять в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности.  

       Совместно с медицинским работником детского сада, изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав мониторинг по разделу  «Физическое развитие»,  пришла  к  выводу, что многие дети  не имели представление о здоровом образе жизни и культурно – гигиенических навыков, имеют средний и низкий уровни физического развития и  часто  болеют.  Наблюдения  за часто болеющими  детьми  показали,   что  обычно  заболевание  начинается  с  насморка,  заложенности  носа,  затем  появляется  кашель.  Даже  проболев определенный срок,  дети,  приходят  в  детский  сад  не  полностью  долеченными.

     Для  решения  возникшей  проблемы,  я  составила  перспективное  планирование  мероприятий  по формированию представлений здорового образа жизни, начиная  с  младшего  дошкольного  возраст  «План работы по оздоровлению детей»  (Приложение № 4 )

Как основа знаний  по оздоровлению  детей, провела такие мероприятия как:

- досуг здоровья и подвижных игр «Вечер подвижных игр»;

- показ презентации «Почему нужно чистить зубы»;

- игра «Как вырасти здоровым» и т. п.

Мероприятия проводились согласно Циклограмме группы. (Приложение № 5)

 

     Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания по Кудрявцеву В.Т. и Егорову  Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»,  рекомендованная программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Методика закаливания содержит способы:

- закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,

- контрастные ванночки для рук (круглый год)

  контрастные ванночки для ног – в летний период

- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

- дыхательные и звуковые упражнения

- точечный массаж

- формирование и коррекция осанки

- профилактика плоскостопий

- упражнения и задания на развитие мелких мышц рук

- упражнение на развитие мимики и артикуляции

- физкультминутки

- организация работы с ослабленными детьми

- ходьба босиком  по «дорожке здоровья»

     

     Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу  с согласия родителей.

     

     Для  укрепления  же  эмоционального  здоровья  детей  использую  психогимнастику,  сказкотерапию,  улыбкотерапию,   игры  и  упражнения  на  развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций.  Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и привлечь родителей  в игровой процесс.

   

               Начиная  с  первой  младшей  группы проводила  ежедневно  здоровьесберегающие  

          мероприятия такие как:

  • здоровьесберегающие технологии: музыкальное  воздействие, утренняя  гимнастика, артикуляционная  гимнастика, пальчиковая  гимнастика, улыбкотерапия,  дорожка  здоровья  до  и  после  сна, босохождение, воздушные  ванны  с  упражнениями, дыхательная  гимнастика, гигиенические  процедуры  (умывание  прохладной  водой  в  течении  дня), сон  с  доступом  свежего  воздуха, утренний  прием  воспитанников  на  свежем  воздухе  в  летний  период,подвижные  игры  в  группе  и  на  свежем  воздухе, здоровое  питание;
  • проходили  «Досуги  здоровья» : «Путешествие в страну Здоровячков» ,  «Озорной зайчишка», «Малышы-крепыши», «Снег снежок – белая вся улица», «Путеществие к Лунтику», «Веселое путешествие»;
  • создала  картотеку  игр  по  ЗОЖ, дидактические  игры  по  ЗОЖ для дошкольного возраста;
  • провела  для  родителей  малышей консультации:

-  Консультация  «Закаливание  детей  раннего  возраста»

                              -  Информационный  стенд  «Все  об  игрушках»

                              -  Консультация  «Профилактика  простудных  заболеваний  у  детей»

                               - Информационный  стенд  «Лето  и  его  опасности»

                    Продолжала работу во второй младшей группе и в средней группе,

              «Планирование в во 2 мл группе», «Планирование в средней группе»,  (Приложение № 4)

              постепенно расширяя  и позволяя  получать детям знания доступны их возрасту.

  Освоив новую технологию   проектирование были  запланированы  и  проведены  проекты  по  самообразованию  на  такие темы: (Приложение № 6)

  • Проект  «Будь  здоров,  малыш!»
  • Проект  «Познай  себя»
  • Проект  «Мы  обедаем»
  • Проект  «Целый  день:  наш  режим»
  • Проект  «Поговорим  о  здоровье».

     В  своей  работе  я  уделяю  большое  значение  созданию  благоприятных  условий  для  реализации  укрепления  здоровья  детей  и  в  группе  были  созданы  различные  

«Центры  развития»:

      -    центр познавательной активности: дидактические игры «Что сначала, что потом»,

           «Одень куклу Дашу»,  «Я и мое тело», «Сложи портрет», игры – вкладыши

           «Части тела», «Наши пальчики, карточки  «Безопасность дома и на улице»,  и др.    

       

  • центр двигательной активности: спортивное оборудование для физического развития- гимнастические  палки,  обручи,  скакалки, цветные  ленты  на  колечках, «дорожки  здоровья», мячи, кольцеброс  и т. д.

        -   центр «Здоровье»: персонаж Айболит, «Азбука здоровья», книга  «Я  и  мое  тело»,  

            иллюстративный материал,  игры   по  «здоровому  образу  жизни»;

  • центр творчества: раскраски, карандаши,  трафареты.

     В центрах игр для девочек и мальчиков: атрибуты для сюжетно-ролевых игр.         Наличие развивающей предметно-пространственной среды позволяет обогатить познавательную деятельность, наполняя её реальным смыслом и содержанием.

Взаимодействие с родителями.

     Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

     По «Взаимодействию с родителями» был составлен план на каждый учебный год, начиная с первой младшей группы, что и помогает мне наладить взаимоотношения с родителями через разнообразные формы работы   (Приложение № 7) . 

   В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, например, такие как:

-  Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»

-  Консультация "Да здравствует мыло душистое"

-  Консультация "Учимся чистить зубы".

       Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими и помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают  помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграй-ка с Зайкой» - кольцеброс для игр с мячами.

Взаимодействие с педагогами.

     С целью распространения своего педагогического опыта работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, для  педагогов  были   проведены  следующие мероприятия:

Таблица по взаимодействию с педагогами с 2014 -2017 год     (Приложение № 8 )

Учебный год

Название мероприятия

Форма проведения

Цель

2014-2015

«Формирование представлений о здоровом образе жизни через игровую деятельность у детей с младшего дошкольного возраста»

МО воспитателей ДОУ

Представление опыта работы

Гимнастика после сна «У  нас  в гостях- доктор Айболит»

Открытый просмотр

Укрепление  здоровья  воспитанников  через  игровую  двигательную  деятельность

дидактическая  игра  по  здоровому  образу  жизни  

«Одень куклу Дашу»

Открытый просмотр

Создания  условий  для  закрепления  у  детей  представления  о  сезонной  одежде  с  целью  формирования  интереса  к  здоровью

2015-2016

Тема «Формирование здорового образа жизни, через игровую деятельность у детей дошкольного возраста

МО воспитателей  ДОУ

Сообщение из опыта работы

2016-2017

Тема «Формирование первичных представлений о себе, других людях в средней группе»

Пед-мастерская для воспитателей

Игра – занятие «Я и мое тело»

Открытый просмотр

Формирование у детей представление о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глаз -смотреть, уши- слышать нос – нюхать,  язык – пробовать  и  определять  на  вкус,  руки– хватать,  держать,трогать,ноги–стоять, ходить, голова – думать,  запоминать, туловище наклоняться, поворачиваться в  разные  стороны;   воспитывать  интерес  к  изучению  своего  тела.

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

РМО воспитателей

Сообщение из опыта работы

Заключение.

Педагогическая деятельность по теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» имеет результативность при проведении образовательной деятельности благодаря качественному подходу к проведению  оздоровительной работы в ДОУ прослеживается снижение заболеваемости, положительная динамика состояния здоровья  детей.

Аналитические данные мониторинга

2014

2015

2016

Пропуски по болезни  одним ребенком (за исключением хронических заболеваний)

в среднем за три года

2.0

1.8

1.5

Среднегодовая численность детей

                23

25

24

Дни функционирования

209

209

211

      В дальнейшем планирую продолжить работу с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Галанов,  А.С.   Игры которые лечат / А.С.  Галанов.-М.: ТЦ «Сфера», 2004.-96 с.
  2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под редакцией В. И. Логиновой; под редакцией Т,И. Бабаевой, З,А, Михайловой, А,М, Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2002 .
  3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  / Под редакцией Т.И. Бабаевой.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4. Методические советы к программе «Детство». Детство – Пресс – 2002 г.
  5. Кудрявцев В.Т.,  Егоров  Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»  
  6. Павлова, Л.М. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.М. Павлова.- М.: Просвещение, 1987.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
  8. Эльконин,  Д.Б. Психология игры. - М, 2002-463с.
  9. Эльконин,  Д.Б., Давыдов,  В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. - М, 2004-384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"

Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

Формирование представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников

Данная тема наиболее актуальна в настощие время,и по этому было проведен ряд мероприятий,одним из них являлось родительское собрание,касаемое этой темы....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 5 – 7 лет

     Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать ...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях детского сада.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников на сегодняшний день являются приоритетными при решении задач развития и воспитания детей в ДОУ. Их решение требует совместного участия педаг...

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»

Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...

Обобщение опыта по реализации технологии И.Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Обзор проведенных  мероприятий  в  ходе  реализации здоровьесберегающей  технологии....