Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_1_opisanie_opyta_raboty_e.a.savchishina.docx | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
« Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»
Обобщение опыта работы на тему:
«Формирование представлений о здоровом образе жизни
у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовил:
Савчишина Елена Александровна,
воспитатель
Введенское 2017
Содержание
- Теоретическая интерпретация опыта .......................................................... .3.
Условия реализации опыта ............................................................................3.
Результативность ............................................................................................4.
- Описание реализации опыта ..........................................................................4.
Теоретическая основа опыта ..........................................................................4.
Образовательная деятельность с воспитанниками ......................................5.
Взаимодействие с родителями .......................................................................7.
Взаимодействие с педагогами ........................................................................8.
- Заключение ......................................................................................................9.
- Литература .....................................................................................................10.
- Практические приложения опыта:
Приложение 1 – дидактические игры по ЗОЖ
Приложение 2 – картотека бесед по ЗОЖ
Приложение 3 – картотека игр по ЗОЖ
Приложение 4 – «План работы по оздоровлению детей»
Приложение 5 – циклограмма группы
Приложение 6 – технологические карты проектов
Приложение 7 – «Взаимодействие с родителями»
Приложение 8 – таблица по взаимодействию с педагогами
«Формирование представлений о здоровом образе жизни
у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.»
В.А. Сухомлинский
- Теоретическая интерпретация опыта
Возраст детей от трех до семи лет – важный период, в котором закладываются прочные основы здоровья.
Одной из основных задач из ФГОС (П 1.6) является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.
Условия реализации опыта.
ФГОС ДО (П 3.3.1) раскрывает требования к развивающей предметно – пространственной среде «обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении приспособленной для реализации Программы (далее-участок), материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
В целях создания условий по реализации данного опыта работы, необходимо:
- определение времени в расписании деятельности педагога и воспитанников;
- обеспечение взаимодействия педагога группы с родителями воспитанников;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- компьютер, проектор, электронный методический комплект;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- подбор художественной литературы;
- материалы для продуктивной деятельности: раскраски, карандаши, трафареты.
Результативность.
Предполагаемые результаты. Считаю, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающим.
Данный опыт работы если будет реализован успешно, то будет:
у детей:
- сформированы базовые представления о человеческом организме и его возможностях;
- методы, направленные на сохранение здоровья;
- у воспитанников обогатится и пассивный и активный словарь;
- активизируется фразовая речь по теме в соответствии с возрастными особенностями;
дети будут:
- выполнять более уверенно задания в играх, в игровых ситуациях;
- с удовольствием применять культурно-гигиенические навыки, радоваться своей самостоятельности и результату;
- с интересом слушать, рассказывать стихи и потешки о процессах умывания, купания и т.д.
Описание реализации опыта.
Теоретическая основа опыта.
Формирование знаний и воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Были проведены следующие мероприятия:
- дидактические игры по ЗОЖ: «Я и мое тело», «Сложи портрет», «Одень куклу Дашу» и др.; (Приложение № 1)
- игры – вкладыши: «Части тела», «Наши пальчики» и др.
- картотека «Беседы по ЗОЖ»: Беседа «Какой я, что у меня внутри», Беседа
«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» и (Приложение № 2)
- презентаций по теме ЗОЖ;
- игры по «здоровому образу жизни»: «Правила гигиены», «Чтобы кожа была
здоровой», «Как нужно ухаживать за собой» (Приложение № 3)
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
Приучаем ребёнка к индивидуальной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
В группе имеются наборы иллюстраций и картин: «Я умываюсь», «Мое тело» и т. п.;
- Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.
Центр двигательной активности постоянно пополняется спортивным оборудованием для выполнения физкультурных упражнений.
В центре двигательной активности имеются наборы иллюстраций и картин: «Делаю зарядку» и т. п.;
Все игры, беседы были проведены согласно Циклограмме (описание игр, бесед приведено в Приложениях 1, 2, 3.)
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Образовательная деятельность с воспитанниками.
В своей работе педагогический коллектив руководствуется примерной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, а так же федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Авторы комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» рекомендуют при построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы осуществлять в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности.
Совместно с медицинским работником детского сада, изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав мониторинг по разделу «Физическое развитие», пришла к выводу, что многие дети не имели представление о здоровом образе жизни и культурно – гигиенических навыков, имеют средний и низкий уровни физического развития и часто болеют. Наблюдения за часто болеющими детьми показали, что обычно заболевание начинается с насморка, заложенности носа, затем появляется кашель. Даже проболев определенный срок, дети, приходят в детский сад не полностью долеченными.
Для решения возникшей проблемы, я составила перспективное планирование мероприятий по формированию представлений здорового образа жизни, начиная с младшего дошкольного возраст «План работы по оздоровлению детей» (Приложение № 4 )
Как основа знаний по оздоровлению детей, провела такие мероприятия как:
- досуг здоровья и подвижных игр «Вечер подвижных игр»;
- показ презентации «Почему нужно чистить зубы»;
- игра «Как вырасти здоровым» и т. п.
Мероприятия проводились согласно Циклограмме группы. (Приложение № 5)
Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания по Кудрявцеву В.Т. и Егорову Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления», рекомендованная программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Методика закаливания содержит способы:
- закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,
- контрастные ванночки для рук (круглый год)
контрастные ванночки для ног – в летний период
- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей
- дыхательные и звуковые упражнения
- точечный массаж
- формирование и коррекция осанки
- профилактика плоскостопий
- упражнения и задания на развитие мелких мышц рук
- упражнение на развитие мимики и артикуляции
- физкультминутки
- организация работы с ослабленными детьми
- ходьба босиком по «дорожке здоровья»
Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу с согласия родителей.
Для укрепления же эмоционального здоровья детей использую психогимнастику, сказкотерапию, улыбкотерапию, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций. Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и привлечь родителей в игровой процесс.
Начиная с первой младшей группы проводила ежедневно здоровьесберегающие
мероприятия такие как:
- здоровьесберегающие технологии: музыкальное воздействие, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, улыбкотерапия, дорожка здоровья до и после сна, босохождение, воздушные ванны с упражнениями, дыхательная гимнастика, гигиенические процедуры (умывание прохладной водой в течении дня), сон с доступом свежего воздуха, утренний прием воспитанников на свежем воздухе в летний период,подвижные игры в группе и на свежем воздухе, здоровое питание;
- проходили «Досуги здоровья» : «Путешествие в страну Здоровячков» , «Озорной зайчишка», «Малышы-крепыши», «Снег снежок – белая вся улица», «Путеществие к Лунтику», «Веселое путешествие»;
- создала картотеку игр по ЗОЖ, дидактические игры по ЗОЖ для дошкольного возраста;
- провела для родителей малышей консультации:
- Консультация «Закаливание детей раннего возраста»
- Информационный стенд «Все об игрушках»
- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»
- Информационный стенд «Лето и его опасности»
Продолжала работу во второй младшей группе и в средней группе,
«Планирование в во 2 мл группе», «Планирование в средней группе», (Приложение № 4)
постепенно расширяя и позволяя получать детям знания доступны их возрасту.
Освоив новую технологию проектирование были запланированы и проведены проекты по самообразованию на такие темы: (Приложение № 6)
- Проект «Будь здоров, малыш!»
- Проект «Познай себя»
- Проект «Мы обедаем»
- Проект «Целый день: наш режим»
- Проект «Поговорим о здоровье».
В своей работе я уделяю большое значение созданию благоприятных условий для реализации укрепления здоровья детей и в группе были созданы различные
«Центры развития»:
- центр познавательной активности: дидактические игры «Что сначала, что потом»,
«Одень куклу Дашу», «Я и мое тело», «Сложи портрет», игры – вкладыши
«Части тела», «Наши пальчики, карточки «Безопасность дома и на улице», и др.
- центр двигательной активности: спортивное оборудование для физического развития- гимнастические палки, обручи, скакалки, цветные ленты на колечках, «дорожки здоровья», мячи, кольцеброс и т. д.
- центр «Здоровье»: персонаж Айболит, «Азбука здоровья», книга «Я и мое тело»,
иллюстративный материал, игры по «здоровому образу жизни»;
- центр творчества: раскраски, карандаши, трафареты.
В центрах игр для девочек и мальчиков: атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Наличие развивающей предметно-пространственной среды позволяет обогатить познавательную деятельность, наполняя её реальным смыслом и содержанием.
Взаимодействие с родителями.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
По «Взаимодействию с родителями» был составлен план на каждый учебный год, начиная с первой младшей группы, что и помогает мне наладить взаимоотношения с родителями через разнообразные формы работы (Приложение № 7) .
В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, например, такие как:
- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»
- Консультация "Да здравствует мыло душистое"
- Консультация "Учимся чистить зубы".
Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими и помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграй-ка с Зайкой» - кольцеброс для игр с мячами.
Взаимодействие с педагогами.
С целью распространения своего педагогического опыта работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, для педагогов были проведены следующие мероприятия:
Таблица по взаимодействию с педагогами с 2014 -2017 год (Приложение № 8 )
Учебный год | Название мероприятия | Форма проведения | Цель |
2014-2015 | «Формирование представлений о здоровом образе жизни через игровую деятельность у детей с младшего дошкольного возраста» | МО воспитателей ДОУ | Представление опыта работы |
Гимнастика после сна «У нас в гостях- доктор Айболит» | Открытый просмотр | Укрепление здоровья воспитанников через игровую двигательную деятельность | |
дидактическая игра по здоровому образу жизни «Одень куклу Дашу» | Открытый просмотр | Создания условий для закрепления у детей представления о сезонной одежде с целью формирования интереса к здоровью | |
2015-2016 | Тема «Формирование здорового образа жизни, через игровую деятельность у детей дошкольного возраста | МО воспитателей ДОУ Сообщение из опыта работы | |
2016-2017 | Тема «Формирование первичных представлений о себе, других людях в средней группе» | Пед-мастерская для воспитателей | |
Игра – занятие «Я и мое тело» | Открытый просмотр | Формирование у детей представление о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глаз -смотреть, уши- слышать нос – нюхать, язык – пробовать и определять на вкус, руки– хватать, держать,трогать,ноги–стоять, ходить, голова – думать, запоминать, туловище наклоняться, поворачиваться в разные стороны; воспитывать интерес к изучению своего тела. | |
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» | РМО воспитателей Сообщение из опыта работы |
Заключение.
Педагогическая деятельность по теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» имеет результативность при проведении образовательной деятельности благодаря качественному подходу к проведению оздоровительной работы в ДОУ прослеживается снижение заболеваемости, положительная динамика состояния здоровья детей.
Аналитические данные мониторинга
2014 | 2015 | 2016 | |
Пропуски по болезни одним ребенком (за исключением хронических заболеваний) в среднем за три года | 2.0 | 1.8 | 1.5 |
Среднегодовая численность детей | 23 | 25 | 24 |
Дни функционирования | 209 | 209 | 211 |
В дальнейшем планирую продолжить работу с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Галанов, А.С. Игры которые лечат / А.С. Галанов.-М.: ТЦ «Сфера», 2004.-96 с.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под редакцией В. И. Логиновой; под редакцией Т,И. Бабаевой, З,А, Михайловой, А,М, Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2002 .
- Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Т.И. Бабаевой.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Методические советы к программе «Детство». Детство – Пресс – 2002 г.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»
- Павлова, Л.М. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.М. Павлова.- М.: Просвещение, 1987.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М, 2002-463с.
- Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. - М, 2004-384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....
Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"
Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....
Формирование представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников
Данная тема наиболее актуальна в настощие время,и по этому было проведен ряд мероприятий,одним из них являлось родительское собрание,касаемое этой темы....
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 5 – 7 лет
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать ...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях детского сада.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников на сегодняшний день являются приоритетными при решении задач развития и воспитания детей в ДОУ. Их решение требует совместного участия педаг...
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»
Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...
Обобщение опыта по реализации технологии И.Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Обзор проведенных мероприятий в ходе реализации здоровьесберегающей технологии....