Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 5 – 7 лет
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. Когда я задавала им вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают - нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое, мочить ноги и т. д.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Изучая методический материал, я пришла к выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие четырех условий.
Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является
Первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях – занятиях по ОБЖ.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми
своих растущих физических возможностей.
Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи:
Цель:
Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
2. Научить " слушать" и "слышать" свой организм.
3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.
4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.
8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Для реализации поставленных задач имелись следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, физкультурная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.
Использованы методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях); употребление кислородных коктейлей; спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.
Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:
1. Организованная образовательная деятельность на темы: «Полезная и вредная пища», «Строение тела», «Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?», «Мои верные помощники».
2.Дидактические игры: « Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода - наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?» «Как надо заботиться о своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола».
3.Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов.
4. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; полоскание горла водой; мытье рук до локтя прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания)
Взаимодействие со специалистами
На протяжении всего года старшая медицинская сестра и воспитатели следили за состоянием здоровья детей, информировали родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья. Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.
Работа с родителями осуществлялась с помощью:
1) индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи), необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни
2) вывешивание информации в родительском уголке.
3) совместные детско–родительские праздники и досуги: зимняя спортивная олимпиада, спортивный досуг «А, ну-ка, папы».
Основной упор делали на то, чтобы научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи решались путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Особое внимание уделяла следующим компонентам ЗОЖ:
· занятия физкультурой, прогулки;
· рациональное питание;
· соблюдение правил личной гигиены;
· закаливание, создание условий для полноценного сна.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
1. Утренняя гимнастика
-комплексы коррегирующей гимнастики;
-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой
2 Физическая культура
-двигательная деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.
3 Двигательная разминка во время перерыва между ООД. Физкультминутка
-игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-коррегирующие упражнения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.
4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
-разминка в постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.
5. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.
-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;
6. Логоритмика.
-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом;
-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности;
-пальчиковая гимнастика;
-двигательные задания на пространственную ориентировку;
-ритмические упражнения;
-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.
7. Физкультурный праздник.
8. Физкультурный досуг.
9. Индивидуальная работа по развитию движений
-упражнения на закрепление основных видов движений
10. Закаливание
-контрастные воздушные ванны;
-ходьба босиком;
-облегчённая одежда;
-умывание прохладной водой.
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье
· дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
· бережное отношение к окружающей среде, к природе
· медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
· формирование понятия "не вреди себе сам"
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
В целом, по моим наблюдениям дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....
Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"
Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....
Формирование представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников
Данная тема наиболее актуальна в настощие время,и по этому было проведен ряд мероприятий,одним из них являлось родительское собрание,касаемое этой темы....
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»
Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...
Формирование представления о здоровом образе жизни у дошкольников
Формирование у дошкольников представлений о гриппе и его профилактике. Результаты проекта "иностранный гость по фамилии Грипп"...
Использование информационных технологий в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Задача любого педагога превратить образовательный процесс в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.Одним из приоритетных ...