Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях детского сада.
статья ( группа) на тему
Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников на сегодняшний день являются приоритетными при решении задач развития и воспитания детей в ДОУ. Их решение требует совместного участия педагогов, детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_1.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях детского сада.
Подготовила : Чамыян Саида Кошкендеевна,
воспитатель.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников на сегодняшний день являются приоритетными при решении задач развития и воспитания детей в ДОУ. Их решение требует совместного участия педагогов, детей и их родителей. Деятельность детского сада по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни (далее ЗОЖ) является комплексной и предусматривает:
- организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ;
- повышение компетентности родителей посредством партнёрских взаимоотношений (родители должны иметь элементарное представление о ЗОЖ и прививать его своим детям);
- совершенствование предметно-развивающей среды.
Подобная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования, требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённым для вступления в силу с 1января 2014 года, которым руководствуется современный детский сад.
ФГОС ДО предусматривает такую образовательную область как «Физическое развитие», одной из задач которой является формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Её решение должно осуществляться в интеграции с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и «Музыка».
Особое внимание хотелось бы уделить вопросу современных технологий, потому как здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных, бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Технологию, применительную к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребёнка.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка, его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством и предполагают:
- создание условий для образовательной деятельности дошкольников (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик образовательной деятельности);
- рациональная организация образовательной деятельности с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и гигиенических требований;
- правильно организованный двигательный режим;
- соответствие нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Данная технология представляет собой систему, создающую максимально возможные условия для здоровья субъектов образовательной деятельности, в эту систему входит:
- использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медперсоналом, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательных технологий, их коррекция в соответствии с имеющимися данными;
- учёт особенностей возрастного развития дошкольников и разработка образовательной стратегии, соответствующей памяти, мышлению, работоспособности, активности детей определённой возрастной группы;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на повышении и сохранении здоровья.
Данным вопросом занимаются представители науки и практики. Так, известный теоретик Бабанский Ю.К. выделяет укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышение работоспособности, привитие знаний о гигиене.
Осокина Т.И. выделяет задачи охраны жизни и здоровья и совершенствования организма ребёнка.
Логинова В.И. отмечает обеспечение своевременного и и полноценного развития всех органов и функций организма.
Кенеман А.В. и ХухлаеваГ.В. представляют оздоровительные задачи как развитие и укрепление костной, мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем внутренних органов, развитие движений, а также закаливание организма ребёнка.
Васильева М.А. предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребёнка.
Вавилова Е.Н. выделяет охрану и укрепление здоровья ребёнка, совершенствование всех функциональных систем организма.
В качестве средств физического воспитания и оздоровления детей авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства. Выделенные средства можно сгруппировать следующим образом: гигиенические и социально-бытовые факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Общая цель данного программно-методического материала состоит в формировании представлений о своём здоровье и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Поэтому свою работу по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников старшего возраста в ДОУ строю на основе принципа деятельностного подхода в организованной деятельности с опорой на следующие методики:
- развивающая педагогика оздоровления Змановского Ю.Ф.;
- методика двигательного портрета Ефименко Н.Н.;
- безопасность жизнедеятельности детей Авдеевой Н.Н. и Стеркиной Р.Б.;
- оздоровление и воспитание ослабленных детей Аркина Е.А.;
- включение родителей в процесс воспитания, оздоровления и образования детей Дороновой Т.Н., Соловьёвой Е.В., Жигиной А.Е.
Сохранение здоровья, оздоровление и развитие физической культуры следует принимать не как совокупность лечебно-профилактических мероприятий, а как комплекс форм развития и расширения психофизиологических возможностей детей. Именно поэтому здоровье и основанная на нём целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов, то есть предметом проектирования, а не просто воздействием на состояние.
Работа по созданию оптимальных условий сотрудничества детского сада и семьи, под эгидой медицинского обслуживания как основы сохранения физического и психического здоровья детей, привития им практических навыков здорового образа жизни своевременна и значима и имеет свои задачи:
- вооружить детей теоретическими сведениями по вопросам здоровья, физической культуры, основ гигиены и правил психологического сосуществования, воспитывать желание вести ЗОЖ;
- осуществлять закаливание детей, повышать адаптационные возможности организма детей под контролем медиков;
- способствовать психо-эмоциональному развитию каждого ребёнка;
- привлечь внимание родителей к вопросам физического образования и оздоровления детей, способствовать приобщению их к ЗОЖ.
В соответствии с письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16 воспитательная работа выглядит следующим образом:
- беседы, игры, просмотр фильмов, экскурсии и походы;
- валеологические досуги;
- беседы о правильном питании;
- мероприятия по предупреждению травматизма.
Концепция моей работы как воспитателя в плане физкультурно-оздоровительной работы строится следующим образом – физкультурная работа, оздоровительное направление в развитии ребёнка и коррекционно-воспитательная деятельность, основной целью которых является формирование у детей потребности быть здоровыми.
Для этого используются все средства физического воспитания и оздоровления: физические упражнения, психогигиенические факторы, включающие в себя общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды и обуви, гигиену тела, наличие физкультурного оборудования, использование эколого-природных факторов.
Цель конкретизуется в оздоровительных, образовательных и воспитательных задачах. Ключевой вопрос физического развития человека – интерес к физическим упражнениям и культура тела.
Коррекционно-оздоровительная работа в детском саду в современных условиях ДОУ можно представить следующим образом:
- взаимодействие детского сада и семьи;
- комплексная система физического развития;
- медико-психологические услуги;
- гигиена, режим, питание;
- ожидаемые прогнозируемые результаты и критерии оценки эффективности работы.
Начало формирования хронических болезней, как замечено педиатрами, в настоящее время всё чаще приходиться на более ранний дошкольный возраст. Поэтому одним из направлений своей педагогической деятельности я выбрала тему «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни». Приоритетными направлениями при создании определённых условий в ДОУ могут быть те, при которых дети смогут научиться:
- понимать значение ЗОЖ для личного здоровья;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов и ухода за ними;
- устанавливать связь между отношением к своему организму и возможным заболеванием;
- обслужить себя, управлять своими чувствами, анализировать свои поступки и поступки других людей;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни(жилище, улица);
- узнавать и перечислять предметы, необходимые для поддержания ЗОЖ, профессии, обеспечивающие здоровье человека, услуги, которые могут оказать специалисты, врачи;
- научиться приёмам самомассажа, различным видам гимнастик и т.д.;
- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья; правильно вести себя в обществе в случае заболевания.
Наши дети – наше будущее, пусть оно будет здоровым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Консультация для воспитателей...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства. Дошколь...
Перспективный план по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
План составлен в соответствии с ФГТ...
Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...
Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
Даны рекомендации по формированию ЗОЖ у детей с ОВЗ.Представленыв материалы ,которые прооводятся в ДОУ по воспитанию здорового образа жизни у детей....
Семинар «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
Педагоги познакомятся с сиситемой работы в ДОУ по формированию представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ...