Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
учебно-методический материал на тему

Лукина Зульфида Энверовна

Определение понятию здоровья и его ценности для каждого человека и общества в целом;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Цель: вызвать осознанное отношение педагогов к своему здоровью; широко применять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Задачи: 

  • дать определение понятию здоровья и его ценности для каждого человека и общества в целом;
  • познакомить педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на физическое развитие детей;
  • побуждать к здоровому образу жизни, укреплению и сохранению своего здоровья и детей.

Слайд 2

Человек – высшее творение природы. Но надо сказать, что современный человек все дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание, дышим загрязненным воздухом, пьем не очищенную воду, злоупотребляем алкоголем, курением. Все это приводит к новым заболеваниям, а наше душевное равновесие все чаще бывает нарушено социальными и бытовыми проблемами.

 Где же искать выход?

 В здоровом образе жизни. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

Слайд 3

Владимир Владимирович Путин  сказал: «Россияне должны ответственнее подходить   к своему здоровью»

 Данные Минздрава за 2014год говорят о том, что средняя продолжительность жизни в России выросла на 2,5 года и превысила 71 год.

При этом разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин самый высокий в мире – 14 лет.

         Мы с вами педагоги и очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий и убеждений в необходимости сохранения и  укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе  их эмоционального благополучия.

        На решение этих задач направлен и ФГОС, а также на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Заботясь о здоровье детей педагогу также необходимо применять в работе здоровьесберегающие технологии.

А заботится ли сам педагог о своем здоровье, ведет ли здоровый образ жизни, относится ли  сам ценностно к своему здоровью?

Слайд 4

(Предлагаю педагогам выбрать разложенные на подносе, разноцветные буклеты)

                      Упражнение «Воздушный шар»

- Раскройте, выбранные вами, буклеты. В них нарисован воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 6 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например деньги, семья, здоровье, работа и т. д). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Что вы оставили в списке?

- А сейчас предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Слайд 5

   ( Предлагаю педагогам встать в   круг, в центре круга надпись «Здоровье» на подставке.)

                       Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»

Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – остаетесь стоять на месте.

 - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

- я ежедневно совершаю пешие прогулки;

- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким – либо спортом;

- у меня отсутствуют вредные привычки;

- соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь;

- я эмоционально уравновешенна;

 - я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «Здоровье»?

Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли  здоровый образ жизни.

- Обучая детей быть здоровыми, мы должны являться примером для них.

К тому же мы – женщины. Ведь недаром говорят: «У женщины здоровье с красотою неразлучны»

Профессия педагога относится к группе риска, так как постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов.  

Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при проявлении негативных сразу заменяйте их на позитивные.

Слайд 6

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.  Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

 

- Наши родители отдают нам своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим их здоровье.

Важно понимать, что

     Слайд 7

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

  • здоровье физическое
  • здоровье психическое
  • здоровье социальное
  • здоровье нравственное

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

 Слайд 8

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья;
  • сформировать необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

     Слайд 9

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления, повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижается утомляемость;
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция.

Слайд 10

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

 Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация,     гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная,  бодрящая, гимнастика корригирующая.

Слайд 11

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурные занятия, развлечения, занятия в бассейне, ритмика, проблемно – игровые, коммуникативные игры, дидактические, беседы из серии «Здоровье»,  точечный массаж, самомассаж.

Слайд12

Коррекционные технологии:

Технологии развития эмоционально – волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт – терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия.

     Слайд13

Цветотерапия – это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе.

Оранжевый помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, страх и тревогу.

Желтый как символ солнца, снимает напряжение и дает надежду.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение.

Фиолетовый  дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии.

                                 Задания для педагогов

(отвечают педагоги те, которые выбрали соответствующий цвет буклета)

Синий цвет буклета

Вопрос педагогам: «Какие здоровьесберегающие технологии вы используете в работе с детьми?»

Красный цвет буклета и фиолетовый

     Вопрос педагогам. «Что дает детям пальчиковая гимнастика?»

     Слайд 14

* Способствует овладению навыками мелкой моторики.

* Помогает развивать речь.

* Повышает работоспособность коры головного мозга.

* Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

* Снимает тревожность.

-Вам нужно придумать движения и продемонстрировать пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.

-Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»)

 Фруктов нужно много. Вот. (Указательным пальцем правой руки «мешают»)

 Будем яблоки крошить,           (Загибают пальчики по одному)

 Грушу будем мы рубить.         (Начинать с большого)

 Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок.

 Варим, варим мы компот.     (Опять «варят» и «мешают»)

 Угостим честной народ.

     Зеленый цвет буклета

Слайд 15

Игровая деятельность повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические.

-Вашему вниманию представляю дидактическую игру «Угадай вид спорта по показу»                         Педагоги отгадывают.

Желтый цвет буклета

     Слайд 16

Эмоциональную сферу ребенка можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических и имитационных игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

Педагогам предлагаю выполнить имитационную игру.

Рано утром просыпайся

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся.

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

И делами занимайся.

Оранжевый цвет буклета

Слайд 17

Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

                                Релаксация «Штанга»

Цель: расслабление мышц ног, рук, корпуса.

Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища.) Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох- пауза, выдох-пауза

Слайд 18

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.  Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение.

                    Слушание Л.В. Бетховен «К Элизе»

     Слайд19

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • повышает результативность образовательного процесса;
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

- Уважаемые коллеги, прошу Вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо». Для этого подойдите к стенду и выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и отметьте ее цветным магнитиком.

Слайд 20

Благодарю за сотрудничество! Здоровья Вам и творческих успехов!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных  (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,  в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий  в образовате...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих   технологий  в образовате...

Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...

Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...