Подвижные игры и упражнения в коррекционно-оздоровительной работе с детьми.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Подвижные игры и упражнения в коррекционно-оздоровительной работе с детьми.
Как показывают исследования, двигательная активность, развитие речевой функции тесным образом связаны с функциональным состоянием мозга и общей жизнедеятельностью ребенка. У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и эмоциональной сферой. А гармоничная координация деятельности всех органов и систем достигается с помощью подвижных игр. Неоценима роль игры в эффективном приобретении новых знаний благодаря ускорению развития памяти, интеллекта, речи, техники чтения.
Игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Преимущество игр в том, что они связаны с инициативой, фантазией, творчеством, а это усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенной самой природой в развивающемся организме ребенка.
Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления. Значимый результат игры – радость эмоциональный подъем больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, развитию координации движений, ловкости, меткости, чувства коллективизма, дисциплинированности.
Подвижные игры при плоскостопии.
«Ловкие ноги» (для детей 5-7 лет)
Дети сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палку. Правую ногу вернуть в и.п. То же сделать левой ногой. Повторить упражнение 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:
Я платок возьму ногой, поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю – палку я не зацеплю.
Ожидаемые результаты: развитие координации движений, чувства равновесия, укрепление мышц туловища, мышечно-связочного аппарата стоп; развитие глазомера, умения ориентироваться в пространстве.
«Ну-ка, донеси!»
(для детей 4-7 лет)
Дети сидят в зале на стульчиках. У каждого ребенка под ногами простыня. Нужно захватить простыню пальцами одной ноги и, не уронив ее, дотащить любыми способами (например, на четвереньках или скача на одной ноге) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее, не уронив простыни.
Ожидаемые результаты: укрепление мышечно - связачного аппарата стоп, развитие ловкости.
«Великан и другие»
(для детей 5-7 лет)
Игровые упражнения, описанные далее, проводятся по команде педагога в общем комплексе. Побеждают дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и красиво выполняют их.
Великан: ходить на носках, приподнимаясь как можно выше (5-7 мин).
Карлик: ходить, согнув ноги в коленях (4-5 мин).
Большой - маленький: по сигналу как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться (10-12 раз).
Лошадь: двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом (4-5 мин). Затем звонко щелкать языком (5 раз).
Ожидаемые результаты: развитие координации движений; укрепление мышечно – связачного аппарата ног и туловища; тренировка меткости, быстроты реакции; умение действовать по сигналу.
«Сидя по – турецки»
(для детей 2-7 лет)
Дети сидят на ковре, ноги сложены по-турецки, наружные края стоп одинаково ровно опираются о пол. Нужно встать, придерживаясь за какую-нибудь опору или с помощью педагога; ноги должны быть прямыми (скрестно) и стоять нужно на наружных краях стоп. Так же сесть; тяжесть туловища равномерно распределить на обе ноги, на наружные края стоп.
Ожидаемые результаты: укрепление мышечно-связачного аппарата стоп, ног.
Подвижные игры при нарушении осанки.
«Ель, елка, елочка»
(для детей 3-6 лет)
Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). Педагог говорит: «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперед. Педагог: «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как елки, принять правильную осанку, но в полуприсяде. «Пойдем, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, ладони слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.
Ожидаемые результаты: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.
Все дальше и выше»
(для детей 2-5 лет)
Дети сидят. Педагог, отходя от детей, бросает им мяч по очереди и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Игру можно проводить с одним партнером, дома и в группе.
Ожидаемые результаты: развитие координации движений. умения ориентироваться в пространстве; обучение разным приемам игры в мяч.
«Подпрыгни до лошадки»
(для детей 2-5 лет)
Дети сидят на скамье или стоят. Педагог подзывает то одного, то другого ребенка и предлагает ему дотянуться до ладони, а с 4-5 лет – подпрыгнуть так, чтобы головой достать до его ладони. Руку педагог держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.
Вариант игры: подпрыгнуть и достать рукой бубен, яркую игрушку или колокольчик, который педагог держит на некотором расстоянии от головы ребенка. Самые прыгучие дети соревнуются между собой, прыгая на еше большую высоту.
Ожидаемые результаты: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, устойчивого внимания; воспитание дисциплины; формирование правильной осанки.
«Воздушный шар»
(для детей 5-7 лет)
Дети, сидя или стоя самостоятельно надувают воздушные шары. Педагог помогает завязывать отверстие. Дети подбрасывают шары вверх и ловят их, бросают друг другу. Педагог предупреждает, что шар нужно ловить осторожно, чтобы он не лопнул. перебрасывать шар друг другу можно и через веревку. Для детей 7 лет задание усложняется. Перед ними ставится задача хорошо надуть шар за меньшее число дыхательных движений.
Ожидаемые результаты: формирование правильной осанки, умения заниматься с физкультурными пособиями; улучшение функции дыхания.
«Филин»
(для детей 3-5 лет)
Дети сидят. По сигналу педагога «день!» дети – «филины» медленно поворачивают голову вправо и влево. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками – «крыльями», опуская их вниз, протяжно, без напряжения, произносят «у-у-ффф». Контролировать осанку. Повторить упражнение 2-4 раза.
Ожидаемые результаты: развитие координации движений рук с дыхательными движениями; тренировка зрения и слуха.
«Контроль осанки»
(для детей 4-7 лет)
По предложению педагога ребенок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены; затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены; голова прямо, шея вертикально; взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты; плечи слегка опущены, на одном уровне; лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развернута; живот слегка втянут; ягодицы напряжены; колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднимают руки, пальцы разведены, как у «елочки-иголочки», и напряжены. В позе «куклы» отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряженная), затем руки свободно опустить, но туловище и голову держать прямо, пройтись 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку.
Ожидаемые результаты: развитие умения принимать правильную позу.
Подвижные игры при заболевании органов дыхания
«Шарик»
(для детей 5-7 лет)
Дети сидят полукругом, «надувают шары»: широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик – «ф-ф-ф», медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается» - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Ш-ш-ш», - поизносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленках. Повторить упражнения 2-3 раза.
Ожидаемые результаты: формирование ритмичного дыхания, правильное смыкание губ.
«Поезд с арбузами»
(для детей 5-7 лет)
Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Педагог стоит за кругом. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди, а затем кидают его педагогу – это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу, поезд движется». Через 2-3 мин. «поезд останавливается», дети произносят: «ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка арбузов» - те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-ш-ш» губы складываются в трубочку.
Ожидаемые результаты: улучшение функции дыхания; укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки.
«Карусели»
(для детей 5-7 лет)
Дети берутся за руки и образуют круг, опускают руки и в кругу становятся друг другу в затылок. Медленно шагая друг за другом, по сигналу педагога приговаривают: «Карусели, карусели, мы с тобой в машину сели и поехали». Произнося последние слова, дети сгибают руки перед собой, сжимают кулаки (держат «руль» в руках) и со звуком «р-р-р» бегут по кругу, поворачивая «руль», делая движения руками вправо и влево. Пробежав 2-2 мин (меняя направление), дети берутся за руки. Затем высоко поднимают руки («большие ребята») – вдох, опускают вниз и наклоняются («маленькие ребята») – выдох. Затем дети становятся в затылок друг другу, идут медленно по кругу, приговаривая тот же стишок.
Далее дети сгибают руки в локтях, делая круговые движения в плечевых суставах и произнося: «Чух-чух-чух», двигаются все быстрее («поезд набирает скорость»), переходя на бег. Постепенно бег замедляется, дети берутся за руки и идут по кругу.
Ожидаемые результаты: укрепление мышц туловища конечностей; улучшение осанки, функции дыхания, кровообращения.
«Поезд» (для детей 5-7 лет)
Дети становятся в колонну друг за другом. Ребенок, стоящий первым, изображает электровоз. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку электровоза, они начинают двигаться вперед сперва медленно, затем ускоряя шаг, и наконец бегут. После слов педагога «Поезд проехал станцию» дети замедляют ход, останавливаются и начинают двигаться назад до сигнала «приехали».
Ожидаемые результаты: улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигналы.
«Снежинки»
(для детей 5-7 лет)
Группу детей делят на «снежинок», «ветерки», ведущий «Мороз». «Ветерки» сидят на стульях (скамейке), «снежинки» разбегаются по всей площадке (залу), «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветерки» начинают дуть вместе с «Морозом»: «ш-ш-ш». «Снежинки встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на легкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз», при этом снежинки приседают, обхватывая колени руками, приговаривая: «Ахх-х-х», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь выдыхают со звуком «ФФФ-у-у», снежинки плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку, и дети дуют на пушок, изображающий летающие снежинки. Игра повторяется: «снежинки» становятся «ветерками», и наоборот.
Ожидаемые результаты: формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы; обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.
Подвижные игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
«Прятки»
(для детей 5-7 лет)
Играющие становятся в круг и выбирают водящего. Он встает лицом к стене, а в это время другие прячутся. Когда водящий приходит на условленное место, он стучит палкой, приговаривая: «Раз, два, три, спрячься и молчи», затем отправляется на поиски. Спрятавшиеся, увидев водящего, направляющегося в другую сторону от них, бегут к назначенному месту. Кто первым прибежит, кричит: «Стук, стук! Палочка-выручалочка, выручи меня» и стучит палкой. Водящий должен зорко следить, прислушиваться, не бежит ли кто из спрятавшихся к «палочке-выручалочке».
Ожидаемые результаты: развитие быстроты реакции, умения концентрировать и переключать внимание, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
«Ткач и челнок»
(для детей 6-7 лет)
Выбирается «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает под одну «арку» вбегать, из-под другой выбегать. Пропустив «челнок» вперед, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трех кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара.
Ожидаемые результаты: тренировка навыков в координации движений, ловкости; воспитание дисциплинированности; умения действовать согласованно в коллективе.
«Тачки»
(для детей 5-7 лет)
Игроки выстраиваются в две параллельные шеренги. Дети из первой шеренги становятся на четвереньки (руки выпрямлены, ладонями упираются в пол, ноги слегка расставлены). Стоящие за ними во второй шеренге захватывают впереди стоящих за щиколотки ног. По сигналу инструктора каждая получившаяся таким образом «тачка» начинает продвигаться впред, стараясь первой достигнуть финишной черты. Между парами проводится соревнование на качество и быстроту выполнения задания.
Ожидаемые результаты: укрепление мышц пояса верхних конечностей, грудной клетки, живота, воспитание чувств товарищества, дружелюбия.
«Кто кого столкнет»
(для детей 6-7 лет)
Двое становятся на бревно или гимнастическую скамью. По сигналу сгибают одну ногу и стоят на другой. Ударяя друг друга по ладоням, стараются столкнуть «противника» с бревна. Игру можно сделать командной при числе играющих не менее шести человек.
Ожидаемые результаты: развитие чувства равновесия, координации движений; воспитание выдержки.
Подвижные игры при заболевании органов пищеварения.
«Кто как передвигается?»
(для детей 5-7 лет)
Дети сидят на стульях или на полу. Педагог называет животных, птиц, насекомых или показывает их изображения, спрашивает: «Как они передвигаются?»
Дети стараются движениями ответить на вопросы, ползая, прыгая и другими способами передвигаясь по полу.
Ожидаемые результаты: развитие координации движений, внимания; координации слуха и зрения; умения действовать в коллективе.
«Увидели флажок»
(для детей 5-7 лет)
Дети стоят по кругу. Один из них находится в центре круга с флажком в руке. Педагог ведет детей по кругу и говорит одному из детей, называя его по имени, например:
Олечка, возьми флажок,
Поведи ребят в кружок.
Выше флаг свой поднимай,
Стройно круг наш прошагай.
Выходит вызванный ребенок и берет флажок и берет флажок у того, кто стоит в центре. Тот отдает флажок и становится со всеми в общий круг. Ребенок с флажком ведет колонну детей по кругу. Педагог предупреждает, что с флажком надо ходить красиво, не горбиться, голову не опускать. Сделав один круг, ребенок с флажком становится в центр круга, и игра повторяется. Педагог вызывает другого ребенка.
Ожидаемые результаты: тренировка координации движений, зрительной, слуховой, моторной памяти; формирование правильной осанки, умения действовать в коллективе.
«Ходьба по прямому мостику»
(для детей 5-7 лет)
«Мостик» - доска, лежащая на полу. Дети по одному встают на него, открывают рот, высовывают, на кончик которого педагог кладет резиновое колечко. Пройдя мостик, ребенок сам снимает колечко и отдает его педагогу. Сначала каждого ребенка держат за руку, в дальнейшем ходьба осуществляется самостоятельно. Необходимо следить за правильностью осанки.
Ожидаемые результаты: воспитание навыка равновесия, формирование правильного прикуса.
Подвижные игры при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.
«Тряпичная кукла»
(для детей 3-7 лет)
Ребенку предлагается лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться (как тряпичная кукла). Убедиться, хорошо ли расслабился ребенок, можно взяв его за руки, потрясти их. При правильном расслаблении эти пассивные движения переходят с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка при этом покачивается, как у тряпичной куклы. Умение расслабиться очень важно для владения телом и снятия психического напряжения.
Ожидаемые результаты: воспитание умения расслабляться.
«Запрещенное движение»
(для детей 6-7 лет)
Дети сидят или стоят, руки на коленях. Педагог показывает разные гимнастические движения последовательно для рук и плечевого пояса, туловища, ног. Дети повторяют все упражнения, кроме одного условленного заранее – запрещенного. Игра усложняется с изменением правила: при показе ведущим запрещенного движения дети выполняют назначенное вместо него другое движение. Например, вместо запрещенного – вытягивание рук вперед – дети должны выполнить заранее условленное движение – хлопнуть в ладоши или надуть щеки.
Ожидаемые результаты: развитие координации движений и мелкой моторики рук.
«Передал – садись»
(для детей 6-7 лет)
Играющих делят на две равные группы и выстраивают в две параллельные шеренги перед скамейками. Команды выбирают капитанов, которые становятся на расстоянии 5-6 шагов от участников. У капитанов в руках по мячу. По сигналу педагога капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан бросает мяч следующему игроку в своей команде. Тот бросает его обратно капитану и садится рядом с первым, так же поступают и другие играющие. Игра заканчивается, когда все игроки команды будут сидеть. Игрок, не поймавший мяч, должен сбегать за ним и вернуться на свое место.
Ожидаемые результаты: развитие навыка бросания и ловли мяча, координации движений; формирование правильной осанки; тренировка внимания.
«Прокати мяч, пролезая в обруч»
(для детей 3-6 лет)
Взрослый держит обруч перпендикулярно полу. Ребенок толкает большой мяч руками так, чтобы тот прокатился сквозь обруч, после чего сам пролезает в обруч за мячом.
Ожидаемые результаты: общее укрепление мышц туловища и конечностей, развитие навыков в лазанье, подлезании. умение играть с мячом.
Подвижные игры при заболеваниях нервной системы
«Четыре стихии»
(игра малой подвижности)
Играющие сидят по кругу. Услышав слово «земля», они должны опустить руки вниз, услышав «вода» - вытянуть вперед, на слово «воздух» - поднять вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибется – проигрывает.
Ожидаемые результаты: развитие согласованности движений, внимания, быстроты реакции.
«Дрозд»
(игра малой подвижности)
Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом: «Я - дрозд, ты – дрозд, у меня – нос, у тебя – нос (каждый указывает сначала на свой нос, затем – на нос партнера), у меня – гладкие. у тебя – гладкие (указывает на щеки), у меня – сладкие. у тебя – сладкие (указывает на губы), я твой друг и ты мой друг». Все обнимаются, затем пары меняются.
Ожидаемые результаты: улучшение координации движений; умение действовать в паре, воспитание внимания.
«Тропинка»
Предложить детям представить себя в лесу: они пошли в лес по тропинке, которая должна навести их на солнечную поляну. В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания: «тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняют голову, чуть-чуть вниз, и идут друг за другом; «копна» - все участники игры берутся за руки. образуя круг, и направляются в его центр, соединив руки. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному. На сигнал «Кочки!» все участники игры приседают, заложив руки за голову.
Ожидаемые результаты: развитие общего представления об окружающем мире; воспитание внимания, чувства товарищества.
«Курочка и горошинки»
(для детей 5-7 лет)
Круг детей изображает птичий двор. Один из играющих – «курочка» - стоит за кругом. Трое других – «горошинки» - находятся на «птичьем дворе». «Курочка» старается пробраться в круг и «склевать» (поймать) «горошинку», но играющие в кругу опускают руки и приседают, препятствуя ей в этом. Если «курочка» попадает в круг и ловит «горошинку», пойманный становится «курочкой». Игра повторяется несколько раз.
Ожидаемые результаты: развитие внимания, быстроты реакции; воспитание чувства ответственности пред партнером и всем коллективом; активизация детей с низкой двигательной активностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подвижная игра является прекрасным средством развития и совершенствования...
Подвижные игры Уральского региона, использование их в работе с детьми
Консультация для воспитателей...
Игры и упражнения математического содержания в работе с детьми
Большое внимание в своей работе я уделяю играм и упражнениям математического содержания. Эти игры развивают логическое мышление, творческое воображение, внимание, память....
Речевые игры и упражнения в историко-краеведческой работе с детьми старшего дошкольного возраста
Чтобы пробудить у детей дошкольного возраста интерес к истории родного города, необходимо выбрать правильные, доступные, разнообразные формы работы. Основным видом д...
Подвижные игры и упражнения с детьми на природе
Здесь представлены игры и упражнения, которые можно проводить с детьми в летний период....
Подвижная игра в системе оздоровительной и образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Из опыта работы...
Подвижные игры и упражнения в коррекционно-оздоровительной работе с детьми
В работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем, важно помнить главное правило — «не навреди». Подбирая и выполняя упражнения, можно либо зна...