Подвижные игры Уральского региона, использование их в работе с детьми
методическая разработка по теме

Терехова Екатерина Леонидовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_zauralya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Подвижные игры Уральского региона, использование их в работе с детьми

В настоящее время в дошкольных учреждениях поставлена основная задача «Улучшить работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспитывать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать в духе любви к Родине». Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом педагогики.

Важными направлениями образовательной политики в Курганской области являются усиление роли патриотического воспитания, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, глубокого изучения исторического и культурного наследия своей малой Родины, укрепление здоровья детей и распространение здорового образа жизни. «Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать -воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость»- справедливо отмечал Д.С.Лихачев.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество местного региона, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Своеобразие истории, природы и населения Курганской области определили особенности фольклорного и литературного наследия края. Тесная связь с одной стороны с Уралом, а с другой — с Сибирью, постоянный миграционный поток через Зауралье, переселение старообрядцев, казачества, их соседство с мусульманскими народами сказались на культурном своеобразии региона. В настоящее время в Курганской области накоплен уникальный материал по устному народному творчеству, прежде всего, русского, а также башкирского, татарского и казахского народов.

Веселые подвижные игры - это наше детство. А если наше детство проходило в Уральском регионе, то кто из нас не помнит неизменных «Пряток», «Ловишек», «Салочек»!

Русские народные игры Уральского региона имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие региональные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

   Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в «Жмурки» очень распространена в нашем регионе и имеет название «Куриная слепота». Прежде чем начинать игру, дети хором ведут разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне».- «Что в квашне?» - «Квас!» - «Лови мышей, а не нас!». Поговорят так с водящим, да еще его заставят несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, с закрытыми, завязанными глазами.

Немало было таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Все подобные игры объединяло основное, общее стремление выиграть, одержать победу.

В детстве мы все играли в подвижные игры достаточно разнообразных по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом, например: Гуси

- лебеди». В играх типа «Третий лишний», «Штандр» сюжет и роли отсутствуют, все внимание играющих направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действие игроков обусловлены текстом. В игре «Краски» покупатель переговаривается с водящим: «Тук - тук!» - «Кто там?» - «Покупатель». - «Зачем пришел?» - «За краской». - «За какой?» - «За голубой». Игровые ситуации увлекают и воспитывают, а зачины или диалоги, присутствующие в подобных играх, характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от играющих активной умственной деятельности.

 В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий, Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Выше ноги от земли», «Вышибалы»).

Привлекательны народные игры еще и тем, что в каждой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего служат считалки и сговорки. Иногда водящего выбирали жеребьевкой. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.

Шла машина темным лесом,

За каким-то интересом

Инти - инти - интерес,

Выходи на букву -с-.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь, какого коня:

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка» и т.п. Эти четкие считалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

 Подвижные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Знакомя детей с подвижными играми Уральского региона в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижная  игра является     прекрасным средством    развития    и         совершенствования...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Подвижные игры и упражнения в коррекционно-оздоровительной работе с детьми

    В  работе  с  детьми,  имею­щими серьезные проблемы со здоровьем, важно помнить глав­ное правило — «не навреди». Подбирая и выполняя упражнения, можно либо зна...

Дидактическая игра с использованием ИКТ для работы с детьми дошкольного возраста по направлению художественно-эстетическое развитие "Чья тень"

Материал предназначен для развития зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления и наблюдательности....