Подвижная игра в системе оздоровительной и образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста
статья на тему

Голякова Ольга Вячеславовна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра в системе оздоровительной и образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка» г. Нижнего Новгорода Голякова О.В.

Игры приучают преодолевать психические и физические нагрузки, создают у детей бодрое настроение.  «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности», - говорил В.Сухомлинский.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места ит.д.).

Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижная игра в основном – коллективная, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливает работу сердца и легких, а следовательно, увеличивает поступления кислорода в кровь. Это  оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшает аппетит, укрепляет нервную  систему, повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

     Выполняя правила игры у ребенка воспитывается организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Игра должна начинаться в этом возрасте по указанию воспитателя, правильнее всего сопровождать игра текстом, который раскрывает содержание игры, являясь сигналом к выполнению тех или иных заданий. Это может быть короткая песенка или стихотворение. (Мишка косолапый, по лесу идет, шишки собирает и кладет в карман……).

     Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

     Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила.

Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниям.

    Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые воспитатель может осуществлять при помощи разнообразных играх и заданий.

   

Образовательное значение игр:

  • Формируют двигательные умения и навыки бега, прыжков, метания;
  • Развивают физические качества: скорость, силу, ловкость, гибкость и выносливость;
  • Позитивное влияет  на развитие дыхательной системы у ребенка;

 

Воспитательное значение игр: воспитывают моральные и волевые качества учащихся; воспитывают любовь к ежедневным и систематическим занятиям физическими упражнениями.

В подвижной игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Правила игры регулируют поведение игроков, способствуют воспитанию взаимопомощи, честности, коллективизма, дисциплинированности, ответственности, выдержки, умения преодолевать трудности, целеустремленности, смелости, решительности.

 Мы организовали в своей группе фотовыставку «Мы на месте не сидим»; провели индивидуальную консультацию с родителями на тему «Вместе веселей». Детям нравиться играть в разнообразные подвижные игры («Воробушки и автомобили», «Хитрая лиса» и т.д.), мы будем продолжать работать в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя. Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться ...

Особенности образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с программой «Первые шаги»

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях допол­нительно...

Мастер-класс. «Использование конструктора Morphun «ПРОектирование - Радуга» в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста».

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев».В. А. СухомлинскийЦель: повышение профессионального мастерства педагогов по использованию конструктора Morphun ...

«Применение народных игр в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста», выступление

Муниципальный уровень, Практический семинар по обмену опытом: «Использование современных и народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста» МАДОУ д/с № 10 ...

Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период с детьми младшего дошкольного возраста

Подвижные игры считаются универсальным и незаменимым средством физического развития....

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста...