"Физическое развитие в дошкольной образовательной организации – залог укрепления здоровья детей!"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье уделено внимание приоритетному направлению государственной политики нашего государства: охране и укреплению здоровья детей. Раскрываются методы и приёмы физического развития по ФГОС ДО, технологии оздоровления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fizicheskoe_razvitie_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие в дошкольной образовательной организации – залог укрепления здоровья детей!
Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно, людей.
С.Я.Эйнгорг
Введение
Показатель благополучия страны и фактор национальной безопасности составляют здоровые дети, которые в свою очередь являются потенциалом здоровья взрослых.
Приоритетным направлением государственной политики в области здравоохранения является охрана и укрепление здоровья детей и подростков. В последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей (рост хронических заболеваний, нервно-психические нарушения, экологически детерминированных состояний, наркомании, токсикомании и т.д.) Здоровье ребенка – это состояние его организма, которое выражается в способности адаптироваться к условиям окружающей среды. Между организмом ребенка с его врожденными, унаследованными особенностями и окружающей средой происходит процесс взаимодействия. А развивается ребенок в результате непосредственного воздействия на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а так же под влиянием информаций, идущих из окружающей среды.
Одним из действенных средств в формировании здоровья детей в условиях дошкольной организации является физическое развитие. Раньше оно осуществлялось однотипно в классической форме организации обучения. Сейчас, в связи с произошедшими реформами в дошкольном образовании, с вступлением в силу ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), появились новые подходы и возможности к оздоровлению и в общем к образованию. Формирование здоровья ребенка в ДОО, уровень его физической подготовленности, объём приобретаемых двигательных умений зависит от того, что преподнесет ему взрослый, то есть педагог. Рассмотрим некоторые подходы к решению задач физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Физическое развитие в ДОО
В дошкольной организации физическое развитие с детьми происходит:
- В непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные навыки;
- В самостоятельной деятельности детей, где ребенок выбирает сам деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и другое;
- Во взаимодействии с семьями детей.
В ходе выполнения этой деятельности решаются следующие задачи:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ);
- Закаливание организма с целью укрепления внутренних систем, улучшения деятельности сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме;
- Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
- Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических);
- Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
- Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умение сохранять равновесие;
- Формирование широкого круга игровых действий;
- Воспитание интереса и потребности к активной двигательной деятельности и потребности в ней;
- Ежедневное использование разнообразных форм работы по физическому развитию: утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, игры-эстафеты, соревнования.
В решении задач по физическому развитию необходимо учитывать принципы дошкольного образования:
- Индивидуальные особенности каждого ребенка;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество ДОО с семьёй;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы и методы работы по физическому развитию детей
Для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и специальных задач физического развития детей используются различные формы работы:
1. Утренняя гимнастика.
2. Физические упражнения.
3. Физкультминутки.
4. динамические паузы.
5. Подвижные игры в помещении и на прогулке.
6. Прогулки.
7. Самостоятельная двигательная деятельность.
8. Физкультурные досуги и праздники.
Работа с семьей основывается на привлечении родителей к полноправному участию в образовательной деятельности ДОО:
- Выступление на родительских собраниях с опытом работы по оздоровлению детей средствами физической культуры;
- Просмотр физкультурно-оздоровительных мероприятий и их анализ;
- Участие в тематических досугах и праздниках;
- Проведение мастер-классов.
Методы физического развития
1. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений детей: повторение упражнений, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме.
2. Наглядные методы: показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительные ориентиры, звуковые сигналы.
3. Словесные методы: название упражнений, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа.
Оздоровительные технологии
При наличии соответствующих условий в ДОО эффективно использование климатотерапии для оздоровления детей. Климатотерапия – это использование различных метеорологических факторов, особенностей климата данной местности, а также специальных климатических воздействий в профилактических и лечебных целях. Главными факторами климатических воздействий являются воздух, солнце и вода.
Одним из самых доступных методов климатического воздействия на организм человека является аэротерапия. Доказано, что пребывание на открытом воздухе улучшает окислительные процессы, функциональное состояние центральной и вегетативной нервной системы. Аэротерапия проводится в виде прогулок, спокойных игр на открытом воздухе. Осенью и зимой прогулки можно проводить 2 раза в день, летом при хорошей погоде ребенок может находиться на открытом воздухе целый день (пребывание (сон) на открытых верандах, балконах, в комнате при открытых окнах, фрамугах).
Гелиотерапия – это применение дозированных солнечных ванн. Под влиянием солнечных лучей повышается тонус центральной нервной системы, стимулируются обменные и иммунологические процессы. Проводить солнечные ванны следует на благоустроенных в гигиеническом отношении площадках, защищенных от ветра. Проведение солнечных ванн начинают при установившейся теплой погоде, но не выше +25[a] градусов С и после 1-2 недельных воздушных ванн. После солнечной ванны принимают заключительную воздушную, а затем водную процедуру (обливание, душ и т.д.) с последующим отдыхом.
Гидротерапия – метод лечебного и профилактического воздействия на организм пресной воды в виде душей, ванн, обливаний, обтираний, компрессов и т.д. Вода оказывает на организм термическое и механическое влияние. Воздействие этих факторов вызывает рефлекторные реакции организма, проявляющиеся различными физиологическими и лечебными эффектами. Важным достоинством гидротерапии является возможность её широкого применения для физиопрофилактики в дошкольных учреждениях и в домашней обстановке.
Лечебная физкультура и массаж
Лечебная физкультура и массаж широко используются для укрепления здоровья детей: улучшается эмоциональный тонус и физическое развитие, повышаются функциональные способности органов дыхания, кровообращения (при наличии в штатном расписании ДОО специалистов-медиков по массажу и лечебной физкультуре).
Лечебная физкультура – метод лечения и профилактики, использующий физические упражнения и другие средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения осложнений патологического процесса.
Массаж – это комплекс приемов дозированного механического воздействия на организм ребёнка, проводимых руками или с помощью аппаратов с целью развития, укрепления и восстановления его функций. Лечения и профилактики заболеваний. Лечебная физкультура и массаж играют огромную роль в формировании здорового ребенка, укрепления и сохранения его здоровья.
Показатели эффективности
Систематическое проведение мероприятий по физическому развитию и закаливанию детского организма, можно достичь следующих показателей:
- Снижение заболеваемости;
- Повышение уровня физического развития;
- Стабильность физической и умственной работоспособности в учебном году;
- Сформированная потребность в движениях (умение самостоятельно организовать и провести подвижную игру, заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь);
- Умение использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях обучения.
Список литературы:
1. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. «Просвещение» 1972г.
2. Пономаренко Г.Н. «Физические методы лечения»: Справочник СПб», 1999.
3. А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» М. «Просвещение» 1984г.
4. Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» М. «Просвещение» 1983г.
5. «Планирование в физической культуре дошкольников» Методические рекомендации. СПб. им. Герцена 2000г.
6. В.Г. Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» М. «Просвещение» 1986г.
7. Ю.А. Кириллова «Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Спб. «Детство — Пресс» 2013г.
8. М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения с детьми с 3 до 7 лет» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
9. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду с детьми 3-4 лет» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
10. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
11. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
12. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014 г.
[a]Оставлен комментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наше дошкольное отделение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, поэтому мы стараемся создать для них комфортные условия пребывания, соблюдая при этом все установле...
РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовке «Педагогическое образование: инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» Тема: «Методы наказания как средство воспитательного воздействия»
Введение В настоящее время, вопрос о применении наказания является очень актуальным, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Од...
Формы организации физического воспитания в дошкольных образовательных организациях
физическое развитие...
Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми
Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьмиУровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан с инновац...
СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский
СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский...
"Использование кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации"
В этом материале раскрывается актуальность проблемы использования кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации. Представлены...
Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации
Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, напра...