Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми
статья (подготовительная группа)

Адельшина Альфия Ирнистовна

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми

Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан с инновационной деятельностью педагогов, внедрением новейших образовательных технологий, программ, методов и приемов. В условиях внедрения и принятия профессионального стандарта педагога приоритетным направлением является повышение профессиональной компетентности педагогов и их самосовершенствование. К сожалению, инновационная деятельность не всегда находит отражение в их профессиональной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой работы с детьми, но в них отсутствует совместная и партнерская деятельность. Выпускники педагогических колледжей и университетов, так называемые начинающие специалисты имеют наиболее высокий уровень подготовки, но не имеют достаточного практического опыта. Высокая способность к рефлексии, способность строить педагогический процесс по модели субъект-субъекты отношений – все это современная форма работы педагогов в нынешних условиях. Следовательно, только при обладании данными качествами, педагог способен развить их в своих воспитанниках.

Из опыта работы в детском саду могу сказать о том, что занятие является наиболее приоритетной формой обучения. Системно-дифференцированный и индивидуальный подход используется не в полном объеме при обучении детей дошкольного возраста. Все обучение носит субъект-объектный характер. Данный формат обучения не является приоритетным в системе национального образования, тем самым не обеспечивает повышение качества образования. [Селевко, 1998, С. 129-135].

Методическая работа, по мнению самих педагогов дошкольного образования, является лишь службой корректировки ошибок, но это не так. Методическая работа должна быть опережающей, подталкивать педагогов к изучению новых достижений в педагогической науке. Проблема повышения профессионального мастерства нашла свое отражение в профессиональном стандарте педагога. Несмотря на то, что для педагогов постоянно проводятся мероприятия, времени и сил тратиться очень много, отдачи практически нет. Почему так? К сожалению, многие методисты используют в своей работе традиционные методы, формы, до сих пор сохраняется форма стендовых докладов, выступления, усвоение материала которых крайне низкое. В связи с чем, методической службой детского сада в котором я работала, было актуально введение новых, активных форм, применяемых в работе с педагогами ДОУ, является форма интерактивного обучения. [Акимова, 2008, С.268-276].

Рассмотрим, что представляют собой формы интерактивного обучения?

Какова целесообразность их использования?

Работа проходит в три этапа. Наиболее успешно используется формат тренинга.

Приемы оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие.

Методы, с которыми мы продолжаем знакомиться в ходе проекта: «Аквариум»«Круглый стол», «Вечера вопросов и ответов», «Деловая игра», «Деловая(ролевая) игра», «Дискуссия», «Мозговая атака (мозговой штурм)», «Методический ринг», Тренинг, «Педагогический КВН», «Методический мост», «Решение педагогических задач»,

«Методический фестиваль», «Методические посиделки», «Методический диалог», «Таблица контактов» [Микляева, 2008, С. 126-138].

Что дают эти приемы педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

На сегодняшний день, одной из активных форм работы с педагогами является использование бизнес-моделей в управлении. В Республике Татарстан, на протяжении двух лет проходят городские семинары по реализации офисных проектов для управленческих команд образовательных организаций г. Казани. В ходе данных семинаров мы также включили в работу нашего детского сада методы двух управленческих технологий И. Адизеса «Жизненный цикл организаций» и модели управления Л. Грейнера:

  1. Кино-тренинг как форма работы мотивационно-ориентированного этапа.

Формирование личностного компонента профессиональной компетентности педагогов в области дошкольного образования.

Кино-тренинг — это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий.

Цели кино-тренинга:

  • Развитие психологической и профессиональной компетентности.
  • Развитие интеллектуальных навыков.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие навыков решения проблем.
  • Снятие стресса и формирование позитивного мышления.
  • Самоанализ, осознание и переосмысление себя, своих целей.
  • Обучение расшифровке символического ряда [Мильнер, 2012, С.379- 423].
  1. «Витаминный код» И.Адизеса.

Согласно теории Адизеса, хорошо управляемой можно назвать организацию, которая является результативной и эффективной как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Суть метода, известного как "код Адизеса", или код PAEI, состоит в том, что конкурентоспособность организации обеспечивается посредством правильного и своевременного выполнения четырех ролей:

P - producing results - производство результатов, ради которых существует данная организация и которые определяют ее эффективность;

A - administering - администрирование, обеспечивающее производительность;

E - entrepreneuring - предпринимательство, с помощью которого происходит управление изменениями;

I - integrating - интеграция, то есть объединение элементов организации для обеспечения ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе.

При этом роли Р и А относятся к краткосрочным, а E и I - к долгосрочным.

Реализация каждой функции позволяет получить ответ на соответствующий вопрос.

Р - Что нужно сделать?

А - Как это нужно сделать?

Е - Когда и зачем это нужно сделать? I - Кто это должен делать?

Таким образом, в условиях проблемности содержания методов активного обучения, их творческого характера и состязательной деятельности происходит резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. Поэтому использование методов активного обучения педагогов наиболее эффективно в современных детских садах, работающих в инновационном режиме [Адизес, 2014, 568 - 579].

В поисках причин недостатков образовательной работы нашего ДОУ был проделан анализ програмно-методического и дидактического обеспечения организации образовательной работы, а так-же уровня профессиональной компетентности педагогов.

В связи со сложившимися условиями в нашем детском саду по работе с педагогами был создан проект «Методы активного обучения педагогов ДОУ - залог успешной работы с детьми».

Цель: создание условий для профессионального роста педагогов ДОУ с помощью применения интерактивных форм работы с педагогическим коллективом.

Задачи:

  1. Осуществить мониторинг профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
  2. Создать пакет диагностических методик для определения уровня профессионализма педагогических работников ДОУ.
  3. Сформировать и изучить пакет методических разработок и других необходимых материалов.
  4. Отобрать наиболее эффективные, отвечающим принципам сотворчества, интерактивности формы работы с педагогическим коллективом.
  5. Апробировать данные формы работы.
  6. Осуществить анализ полученных результатов.
  7. Скорректировать работу на ближайшую перспективу.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ наполнится интересными, разнообразными формами работы с детьми, предполагающие субъект - субъектное.
  2. Педагоги активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ,
  3. У педагогов повысился уровень рефлексивной деятельности,
  4. Увеличится количество аттестованных педагогов,
  5. Повысится качество образовательного процесса,
  6. Повысится ДОУ на рынке образовательных услуг.
  1. Осуществится обобщение опыта работы на темы, затрагивающие современные требования к образовательной деятельности в ДОУ.

Проект включает в себя три этапа:

1. Подготовительный. Целью которого является создание условий для использования новых форм работы с коллективом. В ходе данного проекта осуществлялось анкетирование педагогов ДОО по профессиональным качествам, анкетирование педагогов на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям, анализ полученных результатов, а также отбор и создание банка форм работы с педагогическим коллективом.

2. Основной.

Цель: Апробирование активных форм работы с педагогическим коллективом.

В ходе данного этапа апробированы адекватные требованиям ДОУ формы работы с педагогическим коллективом и отработан алгоритм подготовки мероприятий с применением интерактивных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.

3. Заключительный.

Цель: подведение итогов эффективности и жизнеспособности применяемых форм работы с педагогическим коллективом.

На основе детального анализа был создан перечень наиболее эффективных методических форм работы с педагогическим коллективом.

Таким образом, сегодня необходимо реформировать систему дошкольного образования, а именно работу методической службы, выбрать для своей дошкольной образовательной организации наиболее оптимальную перспективу развития для чего нам помогают активные формы работы. Работая с педагогами в данном формате, мы можем изменить их мировоззрение на новые знания, у педагогов появится возможность получения новой информации, совершенствовать навыки и умения.

Список литературы

  1. Адизес И.К. Идеальный руководитель, почему нельзя им стать и что и этого следует [Текст]: учебник / И.К. Адизес. – М.: Альпина Паблишер, 2014.
  2. Акимова, Т.А. Теория организации [Текст]: учебник / Т.А. Акимова. - М.: Юнити, 2008. - 367 с.
  3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
  4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.
  5. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст]: учебник / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра-М, 2012. - 864 с.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.
  •  
  •  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми

Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан с инновационной деятельностью педагогов, внедрением новейших образовательных технологий, программ, методов и приемов. В условиях внедрения и принятия профессионального стандарта педагога приоритетным направлением является повышение профессиональной компетентности педагогов и их самосовершенствование. К сожалению, инновационная деятельность не всегда находит отражение в их профессиональной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой работы с детьми, но в них отсутствует совместная и партнерская деятельность. Выпускники педагогических колледжей и университетов, так называемые начинающие специалисты имеют наиболее высокий уровень подготовки, но не имеют достаточного практического опыта. Высокая способность к рефлексии, способность строить педагогический процесс по модели субъект-субъекты отношений – все это современная форма работы педагогов в нынешних условиях. Следовательно, только при обладании данными качествами, педагог способен развить их в своих воспитанниках.

Из опыта работы в детском саду могу сказать о том, что занятие является наиболее приоритетной формой обучения. Системно-дифференцированный и индивидуальный подход используется не в полном объеме при обучении детей дошкольного возраста. Все обучение носит субъект-объектный характер. Данный формат обучения не является приоритетным в системе национального образования, тем самым не обеспечивает повышение качества образования. [Селевко, 1998, С. 129-135].

Методическая работа, по мнению самих педагогов дошкольного образования, является лишь службой корректировки ошибок, но это не так. Методическая работа должна быть опережающей, подталкивать педагогов к изучению новых достижений в педагогической науке. Проблема повышения профессионального мастерства нашла свое отражение в профессиональном стандарте педагога. Несмотря на то, что для педагогов постоянно проводятся мероприятия, времени и сил тратиться очень много, отдачи практически нет. Почему так? К сожалению, многие методисты используют в своей работе традиционные методы, формы, до сих пор сохраняется форма стендовых докладов, выступления, усвоение материала которых крайне низкое. В связи с чем, методической службой детского сада в котором я работала, было актуально введение новых, активных форм, применяемых в работе с педагогами ДОУ, является форма интерактивного обучения. [Акимова, 2008, С.268-276].

Рассмотрим, что представляют собой формы интерактивного обучения?

Какова целесообразность их использования?

Работа проходит в три этапа. Наиболее успешно используется формат тренинга.

Приемы оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие.

Методы, с которыми мы продолжаем знакомиться в ходе проекта: «Аквариум»«Круглый стол», «Вечера вопросов и ответов», «Деловая игра», «Деловая(ролевая) игра», «Дискуссия», «Мозговая атака (мозговой штурм)», «Методический ринг», Тренинг, «Педагогический КВН», «Методический мост», «Решение педагогических задач»,

«Методический фестиваль», «Методические посиделки», «Методический диалог», «Таблица контактов» [Микляева, 2008, С. 126-138].

Что дают эти приемы педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

На сегодняшний день, одной из активных форм работы с педагогами является использование бизнес-моделей в управлении. В Республике Татарстан, на протяжении двух лет проходят городские семинары по реализации офисных проектов для управленческих команд образовательных организаций г. Казани. В ходе данных семинаров мы также включили в работу нашего детского сада методы двух управленческих технологий И. Адизеса «Жизненный цикл организаций» и модели управления Л. Грейнера:

  1. Кино-тренинг как форма работы мотивационно-ориентированного этапа.

Формирование личностного компонента профессиональной компетентности педагогов в области дошкольного образования.

Кино-тренинг — это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий.

Цели кино-тренинга:

  • Развитие психологической и профессиональной компетентности.
  • Развитие интеллектуальных навыков.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие навыков решения проблем.
  • Снятие стресса и формирование позитивного мышления.
  • Самоанализ, осознание и переосмысление себя, своих целей.
  • Обучение расшифровке символического ряда [Мильнер, 2012, С.379- 423].
  1. «Витаминный код» И.Адизеса.

Согласно теории Адизеса, хорошо управляемой можно назвать организацию, которая является результативной и эффективной как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Суть метода, известного как "код Адизеса", или код PAEI, состоит в том, что конкурентоспособность организации обеспечивается посредством правильного и своевременного выполнения четырех ролей:

P - producing results - производство результатов, ради которых существует данная организация и которые определяют ее эффективность;

A - administering - администрирование, обеспечивающее производительность;

E - entrepreneuring - предпринимательство, с помощью которого происходит управление изменениями;

I - integrating - интеграция, то есть объединение элементов организации для обеспечения ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе.

При этом роли Р и А относятся к краткосрочным, а E и I - к долгосрочным.

Реализация каждой функции позволяет получить ответ на соответствующий вопрос.

Р - Что нужно сделать?

А - Как это нужно сделать?

Е - Когда и зачем это нужно сделать? I - Кто это должен делать?

Таким образом, в условиях проблемности содержания методов активного обучения, их творческого характера и состязательной деятельности происходит резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. Поэтому использование методов активного обучения педагогов наиболее эффективно в современных детских садах, работающих в инновационном режиме [Адизес, 2014, 568 - 579].

В поисках причин недостатков образовательной работы нашего ДОУ был проделан анализ програмно-методического и дидактического обеспечения организации образовательной работы, а так-же уровня профессиональной компетентности педагогов.

В связи со сложившимися условиями в нашем детском саду по работе с педагогами был создан проект «Методы активного обучения педагогов ДОУ - залог успешной работы с детьми».

Цель: создание условий для профессионального роста педагогов ДОУ с помощью применения интерактивных форм работы с педагогическим коллективом.

Задачи:

  1. Осуществить мониторинг профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
  2. Создать пакет диагностических методик для определения уровня профессионализма педагогических работников ДОУ.
  3. Сформировать и изучить пакет методических разработок и других необходимых материалов.
  4. Отобрать наиболее эффективные, отвечающим принципам сотворчества, интерактивности формы работы с педагогическим коллективом.
  5. Апробировать данные формы работы.
  6. Осуществить анализ полученных результатов.
  7. Скорректировать работу на ближайшую перспективу.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ наполнится интересными, разнообразными формами работы с детьми, предполагающие субъект - субъектное.
  2. Педагоги активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ,
  3. У педагогов повысился уровень рефлексивной деятельности,
  4. Увеличится количество аттестованных педагогов,
  5. Повысится качество образовательного процесса,
  6. Повысится ДОУ на рынке образовательных услуг.
  1. Осуществится обобщение опыта работы на темы, затрагивающие современные требования к образовательной деятельности в ДОУ.

Проект включает в себя три этапа:

1. Подготовительный. Целью которого является создание условий для использования новых форм работы с коллективом. В ходе данного проекта осуществлялось анкетирование педагогов ДОО по профессиональным качествам, анкетирование педагогов на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям, анализ полученных результатов, а также отбор и создание банка форм работы с педагогическим коллективом.

2. Основной.

Цель: Апробирование активных форм работы с педагогическим коллективом.

В ходе данного этапа апробированы адекватные требованиям ДОУ формы работы с педагогическим коллективом и отработан алгоритм подготовки мероприятий с применением интерактивных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.

3. Заключительный.

Цель: подведение итогов эффективности и жизнеспособности применяемых форм работы с педагогическим коллективом.

На основе детального анализа был создан перечень наиболее эффективных методических форм работы с педагогическим коллективом.

Таким образом, сегодня необходимо реформировать систему дошкольного образования, а именно работу методической службы, выбрать для своей дошкольной образовательной организации наиболее оптимальную перспективу развития для чего нам помогают активные формы работы. Работая с педагогами в данном формате, мы можем изменить их мировоззрение на новые знания, у педагогов появится возможность получения новой информации, совершенствовать навыки и умения.

Список литературы

  1. Адизес И.К. Идеальный руководитель, почему нельзя им стать и что и этого следует [Текст]: учебник / И.К. Адизес. – М.: Альпина Паблишер, 2014.
  2. Акимова, Т.А. Теория организации [Текст]: учебник / Т.А. Акимова. - М.: Юнити, 2008. - 367 с.
  3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
  4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.
  5. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст]: учебник / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра-М, 2012. - 864 с.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация кружковой работы педагога дошкольной образовательной организации

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государ...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

Семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций "ИКТ-компетентность педагога - залог успеха в условиях возрастающих потребностей современного информационного общества".

Семинар-практикум направлен на знакомство педагогов-практиков с алгоритмом работы по созданию персонального сайта на базе интернет-площадки WIX конструктора сайтов. ...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций "Организация работы в ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения""

Формирование системы педагогических знаний и практических навыков по профилактике ДДТТ, способствующих обеспечению дорожного движения, формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах, сох...

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...