Проект по здоровьесбережению "Если правильно дышу,то здоровым я хожу".
проект на тему
Основная идея создания проекта
Как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста ? - вопрос, который пытаются решить как педиатры, так и педагоги.
Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над чем необходимо работать в детском саду.
В связи с этим мы определили тему нашего проекта: «Если правильно дышу,то здоровым я хожу». Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на
сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной нашей задачей является
стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_esli_pravilno_dyshu_to_zdorovym_ya_hozhu.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №49 общеразвивающего вида
Познавательно-оздоровительный проект
«Если правильно дышу, то здоровым я хожу»
Разработчики: Рябчикова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатели
I квалификационной категории
Аннотация к проекту
Основная идея создания проекта
Как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста ? - вопрос, который пытаются решить как педиатры, так и педагоги.
Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над чем необходимо работать в детском саду.
В связи с этим мы определили тему нашего проекта: «Если правильно дышу,то здоровым я хожу». Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной нашей задачей является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания .
Актуальность
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому мы, воспитатели, большое внимание уделяем дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания.
Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известными и используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова.
Инновационная направленность. Использование дыхательных упражнений в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями воспитателей с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Практическая значимость. Валеологические знания приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; дыхательные упражнения - к ежедневным занятиям физической культурой способствуют развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств; просмотр презентаций знакомит дошкольника с разнообразием мира информационных технологий.
Содержание
Введение
- Цели и задачи проекта
- Мониторинг заболеваемости детей в ДОУ
- Исследовательский план
- Основные направления деятельности
- Технологии реализации
- Планируемый результат
- Диагностический инструментарий
- Экспертиза результатов
Список используемой литературы
Приложение
Введение
«Движение- это жизнь»- эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психологического здоровья человека и насколько необходимо, уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.
Актуальность физкультурно-оздоровительной работы обусловлена различными факторами. На современном этапе ситуация в обществе такова, что практически ни один ребенок не рождается абсолютно здоровым. В подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движений. Это оказывает отрицательное влияние на их организм. Помимо того двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития.
Родители много времени уделяют физическому развитию грудных малышей, используя массаж, гимнастику. Проходит год, два, и у родителей появляются новые заботы по воспитанию ребенка. У детей формируется характер, вкусы и привычки, гигиенические навыки, развивается речь, а физическому воспитанию в семье уделяется все меньше времени. Многие родители считают, что ребенок с четвертого года жизни итак достаточно подвижен. Но даже при большой подвижности движения у детей обычно однообразны, в работу вовлекается только часть мышц, и, как правило, одни и те же группы. Это не дает достаточного физиологического эффекта.
Поэтому гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста невозможно без физической культуры. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - первостепенная задача дошкольного образовательного учреждения.
Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – снижение риска заболеваемости детей.
Кроме того, анализируя сложившуюся ситуацию в ДОУ: резкое повышение уровня заболеваемости детей респираторно – вирусными инфекциями в осеннее – зимний период можно сделать следующий вывод:
В системе оздоровительных мероприятий дошкольного учреждения приоритетная роль должна принадлежать неспецифической профилактике, то есть средствам, направленным на повышение защитных механизмов самого организма, увеличение его сопротивляемости воздействию неблагоприятных, в том числе и болезнетворных факторов среды.
Поэтому большое внимание мы уделяем профилактике простудных заболеваний: закаливанию детского организма. Нами применяются следующие методы закаливания и оздоровления детей:
- воздушно – контрастное закаливание
- ежедневное полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры
- точечный массаж
- фиточаи (сухие плоды рябины, черемухи, шиповника, черники)
- хождение детей босиком по массажной дорожке
- игровая гимнастика после сна
- еще в физкультурно-оздоровительный комплекс входят такие малые формы активного отдыха, как физкультминутки и физкультпаузы.
Известно, что дети не умеющие дышать носом, чаще болеют простудными заболеваниями. Поэтому главным аспектом профилактики простудных заболеваний мы выбрали дыхательную гимнастику.
Дыхание – одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «Дышу значит надеюсь».
Дыхательная система занимает особое место среди других систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Дыхание может меняться по нашему желанию: становиться глубже и реже, чаще и поверхностнее, с задержкой или ускорением.
Дыхательные упражнения с акцентом на вдох через нос относятся к наиболее важным для часто болеющих детей, поскольку среди них почти отсутствуют дети с нормальным носовым дыханием. Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного дыхания, а значит в какой – то мере оберегает от простудных заболеваний.
В ходе исследования данной проблемы мною были выявлены следующие противоречия. С одной стороны в нашем ДОУ существует здоровьесбе-регающая программа с другой стороны мало методик, которые позволяют в условиях детского сада заняться укреплением здоровья детей. На основе чего мы пришли к выводу, что нужно создать комплекс дыхательных упражнений, оптимально благоприятный для укрепления здоровья детей.
1. Объектом исследования является – укрепление здоровья детей.
Предмет исследования – дыхательная гимнастика.
Цель проекта – проанализировав литературу, составить комплекс дыхательных упражнений оптимально благоприятный для укрепления здоровья детей и учитывающий их возрастные особенности,снизить уровень заболеваемости в ДОУ.
Задачи проекта: -воспитание у детей культуры здоровья, осознания
необходимости заботы о своем здоровье
-проведение мониторинга состояния здоровья детей в
группе и анализ его результатов
- анализ литературы
-подбор диагностик
-просвещение родителей по данной теме
-создание здоровьесберегающей среды в группе
В процессе разработки проекта нами была выдвинута следующая гипотеза: если мы подберем комплекс дыхательной гимнастики, оптимально благоприятствующий укреплению здоровья детей и учитывающий их возрастные особенности, то уровень заболеваемости детей нашей группы значительно снизится.
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители, медицинская сестра
Вид проекта: долгосрочный ( сентябрь 2016г -август 2017г.)
Тип проекта: познавательно-оздоровительный..
2.Мониторинг заболеваемости детей в ДОУ.
Анализируя заболеваемость наших воспитанников, мы пришли к выводу, что нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
3. Исследовательский план
Реализация проекта «Если правильно дышу, то здоровым я хожу» предполагает три этапа:
Подготовительный этап октябрь 2016 учебный год.
- Постановка цели и задач, составление плана работы.
- Анкетирование родителей.
- Пополнение дидактического материала.
Этап реализации 2016 – 2017 учебные года.
- Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта «Если правильно дышу,то здоровым я хожу»
- Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
- Диагностика.
- Активное сотрудничество со всеми участниками проекта
Заключительный этап июнь – август 2017 учебный год.
- Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ.
- Распространение педагогического опыта.
4. Описание основных направлений деятельности
Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным заболеваниям, мы знакомились с разными методиками проведения дыхательной гимнастики, старались понять роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей в условиях дошкольного учреждения. Проанализировав методическую литературу, нами были выделены три основных комплекса дыхательной гимнастики.
Комплекс дыхательной гимнастики №1
№ | Блоки | Ответственный |
1 | Консультация «Для чего мы дышим?» | Воспитатель и медик |
2 | Дышим тихо, спокойно и плавно | Воспитатель |
3 | Подыши одной ноздрей | Воспитатель |
4 | Воздушный шар | Воспитатель |
5 | Ежик | Воспитатель |
6 | Губы «трубочкой» | Воспитатель |
7 | Ушки | Воспитатель |
8 | Пускаем мыльные пузыри | Воспитатель |
9 | Язык «трубочкой» | Воспитатель |
10 | Насос | Воспитатель |
11 | Послушаем свое дыхание | Воспитатель |
В этом комплексе большое внимание уделяется типам дыхания – успокаивающе -восстанавливающему и очистительному.
Комплекс дыхательной гимнастики №2
№ | Блоки | Ответственный |
1 | Ветер на планете | Воспитатель |
2 | Планета «Сат-Нам» - отзовись! | Воспитатель |
3 | На планете дышится тихо, спокойно и плавно | Воспитатель |
4 | Инопланетяне | Воспитатель |
Данный комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
Комплекс дыхательной гимнастики №3
№ | Блоки | Ответственный |
1 | Мельница | Воспитатель |
2 | Воздушный шар | Воспитатель |
3 | Воздушный шар поднимается вверх | Воспитатель |
4 | Ветер | Воспитатель |
5 | Радуга | Воспитатель |
Этот комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
5. Технологии реализации
В целях систематического использования дыхательных упражнений они также включены в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, физминутки, физкультурные занятия и досуги, и другие режимные моменты.
Для того чтобы дети росли физически крепкими и здоровыми нужно активно сотрудничать со всеми участниками проекта. Очень важно взаимодействовать в тесном контакте с родителями, вырабатывать единый стиль воспитания в общении с ребенком в ДОУ и семье. Поэтому к углубленному изучению данной темы мы активно привлекали родителей. Они должны быть помощниками своих детей.
Сегодня важно у современных родителей формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и ребенка. Проводя анкетирование, беседы с родителями мы сделали вывод, что большинство из них не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний. Родители плохо представляют, каким образом нужно приобщить ребенка к здоровому образу жизни. Современные папы и мамы должны выступать не в качестве «зрителей», а включаться в работу по оздоровлению своего ребенка.
Совместную работу с родителями мы строим исходя из следующих принципов:
- единство;
- систематичность и последовательность работы;
- индивидуальный подход;
- взаимное доверие и взаимопомощь.
Работа с родителями включает:
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду (родительские собрания).
- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка (папка по диагностике).
- Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (аутотренинг по дыхательной гимнастике).
- Консультации
- Беседы
- Тесты, анкеты для родителей.
- Для родителей мы оформляем папки передвижки, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получают педагогические советы.
6. Планируемый результат
Растить детей здоровыми, сильными - первостепенная задача каждого дошкольного учреждения. Но укрепление здоровья – лишь часть работы. Поэтому свою главную задачу мы видим в том, чтобы научить детей сохранять и укреплять свое здоровье.
Эффективность оздоровительно – воспитательной работы обусловлена следованием принципам здоровьесберегающей педагогики.
1)Интегрированное содержание упражнений по физической культуре с другими видами занятий, с самостоятельной повседневной двигательной деятельностью.
2)Максимальное приближение процесса физического воспитания к игровой деятельности.
3)Доступность разных видов и форм организации физкультурно –
оздоровительного процесса уровню восприятия, возможностям, степени подготовленности и уровню здоровья детей.
Движение – основной стимулятор жизнедеятельности организма человека. Тем более особенно важную роль двигательная активность играет для растущего организма ребенка, общеразвивающие упражнения необходимы для нормального его развития. Они прекрасно влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость людям.
Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Эмоционально окрашенными движения становятся при помощи игровых приемов. Играя, ребенок «незаметно» осваивает основные движения. Дети представляют образ того или иного персонажа и стараются выразительнее передать его.
В связи с этим ставятся и реализуются следующие задачи:
- развивать у детей интерес и желание занимать физической культурой
- развивать активность и творчество детей в двигательной деятельности -формировать у ребенка осознанное отношение к своему физическому развитию и состоянию здоровья.
Результатом работы в данном направлении должны стать:
Для детей
- знания детей о необходимости ведения здорового образа жизни
-знания детей о роли дыхательной гимнастики в укреплении своего здоровья
- снижение уровня заболеваемости среди детей
Для родителей:
-ориентирование родителей на формирование у ребёнка положительного отношения
к здоровому образу жизни;
-получение новых практических знаний по данной теме;
-установление эмоционального контакта со своими детьми;
-использование здоровьесберегающих технологий в семье.
Для педагогов:
-повышение педагогической компетентности в оздоровительной работе с детьми;
-обобщение и распространение опыта работы по данной теме
(презентация проекта в СМИ, публикация консультаций на сайте детского сада).
7. Диагностический инструментарий
Таблица заболеваемости 2-ой младшей группы
№ | Ф. И. ребенка | Период | ||||
Октябрь 2016г. | Ноябрь 2016г. | Декабрь 2016г. | Январь 2016г. | Февраль 2017г. | ||
1 | Настя | * | ||||
2 | Максим | * | ||||
3 | Тимофей | * | ||||
4 | Пелагея | * | ||||
5 | Арсений | * | ||||
6 | Катя | * | ||||
7 | Тимур | * | * | |||
8 | Вика | * | * | |||
9 | Миша | * | ||||
10 | Даша | * | ||||
11 | Лера | * | ||||
12 | Саша | * | ||||
13 | Юля | * | * | |||
14 | Злата | * | ||||
15 | Макар | * | ||||
16 | Лиза | |||||
17 | Настя | |||||
18 | Женя | |||||
19 | Ислам |
8. Экспертиза результатов
Проанализировав результаты диагностики на начальном и промежуточном срезе, мы пришли к выводу, что реализация нашего проекта приносит ощутимые результаты, так как снижается уровень заболеваемости детей в междиагностический период. Постепенное укрепление здоровья детей подтверждает продуктивность инновации. Это дает нам право полагать, что проект эффективен, тем самым гипотеза находит свое подтверждение.
Список используемой литературы
1.Конвенция о правах ребенка.
2.Закон РФ «Об образовании в РФ»(от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
3.Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения д/с №49 «Березка».
4.Вареник Е.Н. «Утренняя гимнастика в детском саду» - Москва: Т. Ц. Сфера, 2008г.
5.Богина Т. Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006г.
6.Борисова Е. Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» - Москва: Глобус, 2009г.
7.Козырева О. В. «Если ребенок часто болеет» - Москва: Просвещение, 2008г.
8. Воронина Л.П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»
Дыхательное упражнение
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание .
Воспитатель рассказывает детям: В огромном королевстве - Воздухе, жил маленький Кислородик. Кислородик очень любил путешествовать. Где он только не побывал. Он путешествовал по далекой жаркой Африке, был на Северном полюсе, где лежат вечные снега и льды. Там, кстати, Кислородик встретил медвежонка Умку, который передал всем ребятам огромный привет. Кислородик видел горы, плавал по морям и океанам, приобрел много друзей, но особенно он подружился с маленькими детскими носиками и очень часто бывает у них в гостях. Давайте и на этот раз пригласим Кислородика в гости.
Закружился, завертелся, полетел Кислородик, а ребятам задал вопросы, но чтобы на них ответить, надо очень внимательно прислушаться к своему дыханию.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
• Куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит.
- Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно).
- Какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое?
- Какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с определенным интервалом (автоматической паузой)?
Комплекс дыхательно – звуковой гимнастики
«Обними себя». ИП - стоя, руки согнуты в локтях перед грудью. Свести руки, при этом правая рука то сверху, то снизу; вдох резкий, выдох происходит автоматически, через слегка приоткрытый рот.
«Ушки». ИП - стоя, руки опущены вдоль туловища. Наклонять голову к правому и левому плечу, выполняя резкий вдох.
«Насос». ИП - стоя, руки опущены, сжаты в кулак. Имитировать насос, наклоняясь вперед (вдох), ИП (выдох).
«Забор». ИП - стоя, руки согнуты в локтях на уровне груди. Поворачивать голову вправо и влево (вдох), ИП (выдох).
«Регулировщик». ИП - стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук, во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р», выполнять 5-6 раз.
Упражнения, рекомендуемые после перенесенного ОРЗ
«Очищающее дыхание». Делается медленный полный вдох и после небольшой задержки дыхания воздух выдыхается через губы, сложенные трубочкой. Щеки при этом не надуваются. Повторяется 2-3 раза, постепенно доводится ни 4 раз. Мы с детьми произносим разные звуки: «У-у-у» (паровоз), «Р- р-р» (мотор), «С-с-с» (ветер), «Ш-ш-ш» (шум листьев).
«Ха-дыхание». Сделать полный вдох, а затем резким усилием выдохнуть воздух через широко раскрытый рот с резким звуком «ха!». Повторить 3-5 раз, при этом поднимать руки вверх и резко опускать.
Дыхательные упражнения для утренней гимнастики
- «Аист». На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш».
- «Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с» или «ш-ш-ш» .
- «Ворона». Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнести «кар-кар-кар».
- «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». Вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо, 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.
- «Вырасту большой». И.п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимайся на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю стопу «ух-х-х».
- «Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки и стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).
- «Гуси». На вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».
- «Гуси-лебеди летят». Ходьба, имитируя полет. На вдохе руки («крылья») поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у»
- «Дышим животом». Руки на животе — вдох и выдох носом. Руки за спину — вдох и выдох носом.
- «Журавль». Сделать вдох, поднять правую ногу, слегка согнуть в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить то же левой ногой.
- «Заводные машинки». Руки в «замок» перед собой, выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить носить «ж-ж-ж».
Игровой массаж для закаливания дыхания.
- «Помоги носику собраться на прогулку». Каждый ребёнок носовым платком тщательно очищает свой нос.
- «Носик гуляет». Дети крепко закрывают рот и дышат носом.
- «Носик балуется». На вдохе дети надавливают большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
- «Носик нюхает приятный запах». Дети выполняют 10 вдохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
- «Носик поёт песенку». На выдохе дети постукивают указательным пальцем по крыльям носа и поют.
- «Погреем носик». Дети располагают на переносице указательные пальцы и выполняют ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
- «Носик возвращается домой». Дети спокойно дышат носом.
Беседа с детьми второй младшей группы «Как мы дышим»
Задача: познакомить детей с органами дыхания человека.
Материал: зеркала, рисунки носов, мыло, апельсин, чеснок, картинка-схема дыхательных путей, лекарственные растения (рисунки и сухие растения), таз с водой, трубочки, подвеска с фигурками, плакат-рисунок Земли с изображенными на нем морями и лесами, костюм Простуды, чайные приборы с приготовленным витаминным чаем.
Воспитатель (В.). Ребята, это что?
Дети. Нос.
Воспитатель. А для чего нужен нос? (Ответы детей.)
Воспитатель. Нос — это начало дыхательных путей. А что есть в носу?
(Дети смотрят в зеркало, отвечают.)
Воспитатель. В носу у каждого человека есть ноздри, перегородка из хрящей, волоски. Волоски задерживают пыль из воздуха. Воздух в носу очищается, согревается, увлажняется.
Нос весьма чувствителен к запахам. Пахнут деревья, цветы. Запах — облачко не-видимых частиц, сопровождает большинство предметов. Давайте отгадаем эти предметы по запаху.
Игра «Отгадай по запаху»
Воспитатель предлагает понюхать мыло, апельсин, чеснок и др.
Воспитатель. Что пахнет хорошо, приятно? (Дети отвечают.)
Что имеет плохой запах? (Ответы детей.)
Воспитатель. Наш нос чувствует запахи и этим предупреждает об опасности. Человек избегает тех предметов, которые плохо пахнут.
Воздух попадает в легкие (показывает на схеме), а потом обратно. Воздух можно увидеть, если его выдувать через трубочки в воде. Попробуем? (Дети дуют в трубочки воздух, опустив их в таз с водой.) Если выдуть много воздуха, то можно устроить бурю. (Дуют сильнее.) Если набрать полные легкие воздуха, задержать его, а потом подуть, то получится ветер. (Дети дуют на подвеску с фигурками так, чтобы они раскачивались.)
Ребята, как вы думаете, может ли человек жить без дыхания?
Дети. Нет.
Рассказ воспитателя «Для чего человеку нос?»
Цели. Познакомить детей с важным органом чувств – носом и его функциями. Учить бережно относиться к своему здоровью.
Оборудование: плакат «Строение носа».
Ход.
Воспитатель. О чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку: «Между двух светил, я в середине один.» (Нос)
- Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы его задирать кверху, когда важничаешь, или «вешать» книзу, когда загрустишь. Недаром говорят: ишь ты, нос задрал; ну чего же ты нос повесил?
- На самом же деле самый маленький нос, похожий на кнопку – очень важная часть лица. Как вы думаете, для чего нужен нос? (Ответы детей.)
- Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух, он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки.
- Попробуйте вытереть внутри нос платком после того, как пройдёте по пыльной дороге. Тёмное пятно, оставленное на платке, покажет, сколько пыли осело в носу. Так твой фильтр (живой) оберегает лёгкие, чтобы в них вместе с воздухом не попала грязь. (Показать модель фильтра.)
- изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым всё время струится горячая кровь, поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже морозный воздух успевает согреться и становится тёплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли или простудиться.
- Ну, а сторожевым постом организма нос можно назвать потому, что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно: запахнет в воздухе дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. А уж тот сообразит, что где загорелось. Донесётся из духовке вкусный запах зарумянившейся корочки – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.
- Вот какой полезный нос. (Показывает модели: пылесос, печка, собака.) Он фильтр, печка и сторож нашего организма.
Рассказ воспитателя «Как и для чего человек дышит»
Цели. Познакомить детей с дыхательной системой человека. Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.
Оборудование: Схема с изображением дыхательной системы человека, стаканы с водой, трубочки для коктейля, не надутые воздушные шарики.
Ход
Воспитатель предлагает детям вспомнить опыты по знакомству со свойствами воздуха: воздух есть всюду, он имеет вес, его можно сжать. Предлагает детям подумать, есть ли внутри человека воздух. Для подтверждения своих предположений предлагает детям подуть через трубочку в стакане с водой. На поверхности появятся пузырьки – это воздух.
Воспитатель предлагает детям подумать, как ещё можно узнать, что внутри человека есть воздух. (Приложить руку к груди и послушать своё дыхание.)
Воспитатель. Как вы думаете, для чего человек дышит? (Ответы детей.) Человеку важен не сам воздух, а кислород, который в нём находится. Человек дышит и вместе с воздухом получает кислород. А как же человек дышит?
- Для того чтобы дышать, у человека есть орган – лёгкие. Они находятся справа и слева и похожи на два мешочка. Когда мы вдыхаем, наша грудь поднимается – лёгкие расширяются, и свежий воздух наполняет лёгкие. По нашему телу разносится кислород. Когда мы делаем выдох, лёгкие выпускают воздух. В нём уже нет кислорода, и он нашему организму не нужен.
(Воспитатель предлагает детям надуть воздушные шарики и проводит водит аналогию: при вдохе лёгкие, как и шарики, наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе – наоборот.)
- Лёгкие, как и сердце, работают и днём, и ночью, никогда не отдыхая, потому что без кислорода человек не может жить. Ребята, а сразу ли воздух попадает в лёгкие? Что произойдёт, если мы вдохнём холодный морозный воздух и он сразу попадёт в лёгкие?
- Прежде всего воздух попадает в нос. Там он очищается от пыли и согревается. Потом через горло попадает в трахеи и бронхи – специальные трубочки – и только потом проходит в лёгкие.
- Как вы думаете, как человек может помочь своим лёгким? (Не дышать плохим, загазованным воздухом, стараться побольше гулять в лесу или в парке, где воздух богат кислородом; не простужаться, чтобы не произошло воспаление лёгких.)
Беседа «Лёгкие и система дыхания»
Цель. Познакомить детей с функцией, которую выполняют лёгкие в организме человека. Рассказ о дыхательных движениях – вдохе и выдохе.
Ход.
Воспитатель. Давайте вспомним, что необходимо человеку для жизни. (Пища, воздух и вода.)
- Как долго человек может обходиться без воды? (Несколько дней.) Как вы думаете, сколько времени человек может не дышать? Без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Человек дышит лёгкими, которые располагаются в грудной клетке. Эти органы делают около 20 вдохов и выдохов в минуту! (Рассмотреть плакаты «Вдох» и «Выдох», показать каким путём воздух попадает в лёгкие.)
- Мы делаем вдох, межрёберные мышцы тянут рёбра в стороны, грудная клетка расширяется. Объём лёгких увеличивается, и воздух, проникая через нос или рот в дыхательное горло, устремляется в лёгкие. Затем мышцы грудной клетки расслабляются, объём лёгких уменьшается, из них выходит воздух, - происходит выдох. Встаньте, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой руки и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхания, выдохните. Что произошло, когда вы вдохнули? ( При вдохе грудная клетка стала шире. Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между правой и левой ладонью появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.)
- При вдохе наш организм получает кислород, находящийся в воздухе. В различных органах и мышцах он превращается в углекислый газ, который мы выдыхаем. В спокойном состоянии человек не замечает своего дыхания. Как вы думаете, изменится ли оно при выполнении физических упражнений? (Предложить сделать несколько приседаний.) Как изменилось ваше дыхание? (Оно стало частым, глубоким.)
- При выполнении тяжёлой физической работы, занятиях спортом человек устаёт, и его дыхание становится шумным, а иногда даже может причинять боль. Чтобы этого избежать, каждый человек должен уметь правильно дышать – через нос, спокойно, ровно, ритмично и глубоко.
- Вспомните, какой сказочный герой использовал силу своего дыхания для разрушения домов? Как он это делал?
- Регулярные занятия спортом, выполнение дыхательных упражнений способствуют хорошей работе лёгких.
Беседа «Дыхательная система»
Цель: Продолжать знакомить с дыхательным путём (подробнее с лёгкими), с механизмом дыхания (вдоха – выдоха). Развивать внимание, память.
Ход: Все люди умеют дышать, а помогают нам в этом лёгкие. Чтобы попасть внутрь организма, воздух проходит долгий путь. В носу он согревается и очищается от большого количества микробов, затем через горло попадает в своеобразный воздушный тоннель – трахею, бронхи и потом в лёгкие. Лёгкие, как гроздья винограда, располагаются справа и слева. Они похожи на два воздушных шарика. Благодаря лёгким, которые работают неустанно и днём, и ночью, мы дышим. Лёгкие дышат с помощью мышц грудной клетки, в которой они размещаются. Вдох – и воздушные шарики наполняются воздухом, выдох – воздух выталкивается наружу. Лёгкие – добрые и заботливые помощники человека. Они обеспечивают наш организм необходимым для жизни кислородом и выводят вредный углекислый газ. Человеческие лёгкие очень ранимы, и мы должны знать, как не навредить им, не сделать больно. Болезнь, травма лёгких может привести к серьёзным осложнениям для здоровья и даже для жизни человека.
Правила безопасного поведения. (составить с детьми)
Цель: Закрепление, обобщение изученного материала.
- Не глотай инородных предметов, они могут попасть в дыхательное горло, что приведёт к невозможности дыхания.
- Дышать носом.
- Избегай простудных заболеваний.
- При закупорке дыхательных путей – сразу в больницу.
- Во рту может быть только еда.
- Не смейся во время приёма пищи.
Консультация для родителей
«Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»
Уже давно всем известно, что упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников.
Дыхательной гимнастикой можно заниматься детям с 3 – 4 лет Её можно делать стоя, сидя, а в тяжёлом состоянии даже лёжа.
В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании.
Никогда не бросайте эту гимнастику. Занимайтесь всю жизнь хотя бы 1 раз в день и вам не понадобятся лекарства.
Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей:
Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:
- хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;
- сахарный диабет;
- болезни сердца;
- язвенная болезнь (в стадии ремиссии);
- заболевания неврологического характера.
При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.
Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой
- способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.
Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на « Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»
Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.
При выполнении упражнений
необходимо соблюдать определенные правила:
- вдох – громкий, активный ( просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая)
- выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот ( кому как удобно). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха
- каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма
В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем -нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.
Комплекс дыхательной гимнастики ( по А.Н. Стрельниковой)
«Большой маятник! ( «Игрушка – неваляшка»)
Наклонилась неваляшка,
Но упасть – не упадет.
Даже если кт мой Яшка
Неваляшку в бок толкнет.
В бок толкнет игрушку он
И в ответ услышит звон.
Интересно очень Яшке:
Что внутри у неваляшки?
Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: « Насос» и « Обними плечи».
На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям – вдох. Выдох – возвращаемся назад.
На счет «два» - запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» – вдох . Возвращаемся назад - выдох.
« Насос» ( Накачиваем шины)
По шоссе летят машины –
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки « накачивают насос» –движение вниз - вдох. И.п. – выдох.
« Кошка» (приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь её немножко –
Сразу замурлычет кошка.
И.п. как в 1 упр. На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение – вдох. Выдох – И.П. на счет «два» движение в другую сторону.
Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.
«Обними плечи!»
( вдох на сжатие грудной клетки «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я,
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю
Носиком вдыхаю!
И.п. – руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны, правая рука ниже левой.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились.
Меняем положение рук.
Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.
«Ладошки»
Стихотворение для разучивания, выполняется упражнение без стихотворения.
Ладушки ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях, ладошки повёрнуты к « зрителю».
На счет « раз» - хватательные движения ладошками ( сжимаем их в кулачки) и одновременно вдох.
На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха - выдоха. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 4 вдоха- выдоха.
« Погончики»
Вот погоны на рубашке,
Темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик –
Я военный летчик!
И.п. – то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.
На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики – вдох.
Возвращаемся в исходное положение.
Консультация «Профилактика острых респираторных заболеваний».
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. И только от совместных усилий педагогов и родителей зависит, каким будет здоровье подрастающих детей.
Как показывают научные исследования, почти 90% всех заболеваний в возрасте от 3 до 5 лет составляют инфекции респираторной или дыхательной системы. Респираторные заболевания в детстве должны привлекать самое пристальное внимание со стороны родителей, так как это нередко приводит к развитию рецидивирующих и хронических бронхолёгочных заболеваний.
Чтобы по возможности предварить острые респираторные заболевания или сократить длительность и облегчить их течение, необходимо вести профилактическую работу с детьми.
По определению, профилактика заболеваний – это совокупность предупреждающих мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Необходимо напомнить, что профилактические меры по своей сути можно разделить на две группы: плановая (сезонная) профилактика – когда дети здоровы, и экстренная (в очаге заболевания) профилактика. К мерам сезонной профилактики необходимо отнести закаливание. Но закаливание вовсе не предполагает использование таких жестоких методов, как обливание холодной водой на улице, хождение босиком по снегу и т.д. ходить босиком можно и это полезно, но начинать босохождение нужно летом. Очень хорошо ходить по росе, по траве на лесной полянке, по песку у реки и т.д. После прогулок босиком необходимо вымыть ноги с мылом. Прекрасная закаливающая процедура – летние купание в водоёмах. Не стоит забывать о том, что детей надо одевать по погоде, по сезону, не перекутывать, стараться не допускать потения. Не стоит создавать детям тепличные условия – несколько кофт и тёплые куртки не помогут им стать здоровыми.
Огромную роль в профилактике острых респираторных заболеваний, играют рациональное питание, правильный режим дня и занятия физическими упражнениями.
В питании лучше отдавать предпочтение пище, содержащей достаточное количество витаминов, особенно А, С, Е. ватами А - необходим для укрепления слизистых оболочек, витамин С – укрепляет стенки кровеносных сосудов, что очень важно для профилактики ОРЗ и гриппа. Витамин Е (антиоксидант) – необходим во время острого периода заболевания. Полезно употреблять в пищу ягоды брусники, клюквы, черники, а также шиповник, лук, чеснок.
В режиме дня ребёнка следует предусмотреть время для проведения прогулок, игр на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, гигиенических и закаливающих процедур.
Ещё одно из необходимых условий полноценного физического развития и укрепления здоровья детей – правильное дыхание. Прежде всего, ребёнок должен научиться энергичному выдоху. Также необходимо научить ребёнка правильно дышать через нос. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим респираторными заболеваниями, бронхитами, ангинами, выздоравливающим после воспаления лёгких. Одним из простейших упражнений лечебной физкультуры для развития функций дыхания – пускать мыльные пузыри. При этом ребёнка просят, чтобы он обязательно вдыхал воздух через нос, а выдыхал через рот.
Вода, воздух, солнце холод и тепло должны стать друзьями ребёнка. Основная задача Вас родителей и нас педагогов – приложить все усилия, чтобы закаливание стало незаменимым и обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.
Практическое занятие «Упражнения дыхательной гимнастики для часто и длительно болеющих детей».
Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребёнка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества.
Сначала научите его сморкаться. Многие матери вообще не обращают на это внимания. Сморкаться – не значит дуть носом в платок. Нужно прочищать одну ноздрю за другой. Закройте ребёнку левую ноздрю – пусть дышит правой, и наоборот. Когда сжимаешь обе ноздри сразу, слизистые выделения подаются назад, и могут попасть в евстахиеву трубу, что вызывает воспаление среднего уха.
Игра с розой и одуванчиком поможет понять ребёнку, что такое дыхание. Дайте ему понюхать цветок. Ребёнок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания. Многие дети сопят, вместо того чтобы нюхать: они «приклеивают» свои ноздри, а это как раз обратное тому, что надо делать!
Затем дайте ребёнку подуть на одуванчик. Сначала покажите, что, когда он дует ртом, улетают мелкие зёрнышки. Потом покажите, что он может добиться того же результата, если будет дуть носом.
Вы можете предложить ребёнку задуть свечу, заставить двигать бумажные комочки, или «создать ураган»: разбросать как можно дальше какую-нибудь конструкцию из спичек и кусочков бумаги.
Эти упражнения выполняются ртом, потом носом, затем одной ноздрёй (ребёнок закрывает другую, нажимая на неё большим пальцем).
Всех детей очень веселят мыльные пузыри, в то же время пускать их – прекрасное упражнение.
Предлагаем Вам несколько упражнений дыхательной гимнастики для часто и длительно болеющих детей:
«Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
«Трубачи». Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
«Помаши крыльями, как петух». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с». Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6-8 раз.
«Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 секунд.
«Регулировщик». Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произнесением звука «р-р-р». Повторить 4-5 раз.
«Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х». повторить 4-5 раз.
«Гуси летят». Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1-2 минуты.
Мы надеемся, что эти упражнения помогут вам и нашим детям быть здоровыми.
Консультация для воспитателей
Не маловажную роль в развитии речи детей играет развитие речевого дыхания. Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю.
Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.
Пропевание гласных звуков на выдохе: А, О, У, И, Ы. Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Так, 3-летний ребенок может петь один звук в течение 3 секунд (или подряд три разных гласных звука), 4-летний тянет звук в течение 4 секунд. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.
- Регулярность выполнения: ежедневно.
- Упражнения проводятся в проветренном помещении.
- Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см.
- Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками
- Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут)
- Упражнения не следует проводить сразу после еды (рекомендуется через 1,5-2 часа после последнего приема пищи).
- В день рекомендуется проводить только один вид упражнения. Количество повторений 2-3 раза, при этом обязательно необходимо следить за самочувствием ребенка: если возникают головокружение и слабость, прекратите упражнение.
Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания
Упражнение 1. «Покатай карандаш».
Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
Упражнение 2. «Листья шелестят».
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
Упражнение 3. «Снежинки летят».
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
Упражнение 4. «Загнать мяч в ворота».
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота».).
Упражнение 5. «Ветряная мельница».
Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает
действия малыша стихотворным текстом:
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!»
А.С. Пушкин.
Упражнение 6. «Бабочки».
Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.
Упражнение 7. «Запусти кораблик».
Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.
Конспект по экспериментированию во 2 младшей группе «Загадочный воздух»
Задачи:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Способность расширению знаний о воздухе.
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Оборудование: Воздушные шары, небольшие емкости с водой, трубочки, бумажные кораблики, большая емкость для игры с корабликами, ватные пушинки, краски, листочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть носом и выдохнуть ртом воздух. Поставьте ладонь ко рту и выдохните (Дети выполняют) Что вы почувствовали.?
Дети: Движение воздуха
Воспитатель: А теперь возьмите трубочки. Поставьте ладонь и подуйте в трубочки. Что вы почувствовали?
Дети: струю воздуха
Дети подходят к емкостям с водой и бумажными корабликами.
Воспитатель: А теперь опустите один конец трубочки в воду и выдохните в нее. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки-это воздух.
Воспитатель: Дети, значит из трубочки выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Потому что воздух вокруг нас.
Скажите для чего нужен воздух человеку?
Дети: Чтобы дышать
Воспитатель: кому еще нужен воздух?
Дети: растениям, животным, птицам.
Воспитатель: Дети, опустите кораблики на воду. Но они не плывут. Что мы с вами можем сделать, чтобы кораблики поплыли?
Дети: Нужно подуть на них.
Воспитатель: Попробуйте. Что сдувает наши кораблики?
Дети: воздух
Воспитатель: А как сделать, чтобы кораблики поплыли побыстрее?
Дети: Посильнее подуть
Воспитатель: попробуйте вдохнуть побольше воздуха и сильнее выдохнуть, чтобы кораблик поплыл побыстрее (Дети выполняют) .
А теперь возьмите пушинку и попробуйте подуть на нее. Что произошло?
Дети: Она полетела.
Воспитатель: Скажите, легче было дуть на кораблик или пушинку?
Дети: На пушинку
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что она легче кораблика.
Входит Незнайка с двумя шариками - толстым (надутым) и тонким (сдувшимся).
Ребята, у меня есть два шарика, один вот какие - один толстый, а другой почему-то очень худой. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что там нет воздуха, он сдулся.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его надуть
Незнайка: Ой, ребята, а я знаю одну очень интересную игру…
Подвижная игра «Раздувайся пузырь».
Воспитатель: Незнайка, но играя мы тебе не помогли и твой шарик так и остался худым.
Как вы думаете, что находиться внутри толстого шарика?
Дети: Воздух
Незнайка: Что-то я не вижу воздуха.
Воспитатель: Ребята, почему Незнайка не видит воздух? Какого цвета воздух?
Дети: прозрачный.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Как нужно дуть, чтобы воздушный шарик стал круглым и крепким?
Дети: Нужно сильно дуть.
Воспитатель: А где мы возьмем воздух?
Дети: А мы его выдохнем.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все верно поняли.
Воспитатель с детьми надувают свои шарики, а Незнайка пытается надуть свой сдувшийся шарик.
Незнайка благодарит детей и дарит каждому ребенку по шарику. Уходит.
А я хочу подарить каждому по кораблику, чтобы вы поиграли с ними дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий проект "Мы учимся правильно дышать"
Обучение дошкольников правильному дыханию...
Буклет для педагогов "Дышим правильно—дышим для здоровья"
Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения те...
Проект на тему: "Правильное питание залог здоровья""
Проект на тему: "Правильное питание - залог здоровья"....
Проект» Будем правильно дышать и здоровье сохранять»
Воспитательная работа....
Проект: «Будем правильно дышать и здоровье сохранять»
Тип Проекта: познавательно-оздоровительная направленность.Цель ПроектаФормирование осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни через ознакомление детей со ст...
Мастер - класс для родителей и педагогов "Будем правильно дышать и здоровье улучшать"
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. Наше здоровье зависит от многих причин, в том числе умеем ли мы дышать?...
Информационно-творческий проект на тему: «Правильное питание-основа здоровья!»
правила полезного питания...