Конспект занятия "Зеленая аптека"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме:
«Зеленая аптека»
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях. закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что они уже мною знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
— Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров — лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг — «Травники», «Цветники», «Зельники», по названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться — травами, цветами, ягодами и т.д.
— Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
— Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
— Кто видел в аптеке лекарственные растения?
— Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
— А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей),
— Про какое лекарственное растение эта загадка.
Не пустили в огород — Оттого она и жжет.
(крапива)
— Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой». ,
Растения
Подружись с крапивой
— Сегодня на обед будут крапивные щи, — объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.
— Крапивные?
— Да, да. — подтвердила бабушка. — А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…
Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.
(А. Плешаков)
Да, людям сеть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:
«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
— А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — сережки,
на земле лежат листки — Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
— Найдите это растение в нашей коллекции.
Кто догадался, почему это растение так называется?
— Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
— 11одорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
— Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).
— Это растение всем знакомо. Отгадаете:
Выпускает он листы Широченной широты,
Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберешь,
На себе их все найдешь.
(лопух)
— Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.
— А это что за растение?
Носит этот мальчик Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(одуванчик)
— Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
— А есть растение, которое может заменить вагу. Это мох сфагнум.
Мох, клюква и морошка — Жильцы лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь, растет.
— Этот мох использовали в качестве ваш партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.
— Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
— Ребята, давайте поиграем в игру.
Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.
Плохой аппетит — корень одуванчика.
Заболел желудок — тысячелистник.
Простуда — душица.
Рана на руке — подорожник.
Ангина — мать-и-мачеха.
Ожог ноги — зверобой.
Пятна на коже — чистотел.
— На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека — это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирал, до последнею.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
— Все свои сокровища природа отдаст человеку и за все просит только одного: беречь ее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекарс...
Конспект осеннего праздника "Лесная аптека"
Этот праздник - небольшое музыкально-театрализованное представление детей старшей группы, где можно полюбоваться их актерскими данными....
Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека на службе человека»
Программные задачи:- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавател...
Конспект театрализованного развлечения "Лесная аптека"
Занятие направлено на развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности....
Конспект НОД по познанию "Лесная аптека" (старшая группа)
Конспект НОД по познанию "Лесная аптека" (старшая группа)...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» с выходом на «Аптеку»
Последовательное описание проведения сюжетно-ролевой игры, где задача воспитателя состоит в развертывании игры таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение....
конспект занятия "Аптека на земле"
Тема:«Лекарственные растения»Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях...