Что нужно знать о косоглазии и амблиопии?
консультация (средняя группа) по теме

Галеева Надежда Петровна

Как видит ребенок без косоглазия?

Изображение предметов воспринимается центром глазного яблока, где находятся нервные клетки (палочки, колбочки), отвечающие за четкое зрение. Отсюда изображение передается в головной мозг, в котором эти два изображения соединяются в единый зрительный образ. В результате между двумя глазами и зрительным центром в головном мозге образуется связь.

Как видит ребенок с косоглазием?

В самом начале, когда у ребенка только начинает косить глаз, у него появляется двоение: одно изображение четкое, другое – нечеткое. Из-за разности изображения в головном мозге не образуется связи по соединению этих изображений в единый зрительный образ. В результате, связь зрительного центра в головном мозге с глазом, от которого идет нечеткое изображение, нарушается и мозг, как бы отключает от себя зрительную информацию, идущую от этого глаза. В результате острота зрения  «отключенного от мозга» глаза становится все хуже и хуже, т.е. в этом глазу развивается амблиопия (понижение зрения без видимой анатомической основы). И если в это время не заставить его работать, то никакое лечение в дальнейшем ему не поможет, разовьется амблиопия.

В зависимости от того, куда отклонен глаз, выделяют:

  1. Сходящееся (внутреннее, конвергирующее) косоглазие, при котором глаз косит в сторону носа. Встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся.
  2. Расходящееся (внешнее, дивергирующее) косоглазие, при котором глаз косит в сторону виска.
  3. Косоглазие кверху.
  4. Косоглазие книзу.

Также различают косоглазие:

  1. Альтернирующее (перемежающееся, двусторонее) – попеременно косят оба глаза.
  2. Монокулярное (монолатеральное, одностороннее) – косит постоянно один глаз.

Основной целью упражнений и игр, используемых при сходящемся косоглазии является расслабление конвергенции (сведение зрительных осей обоих глаз), развитие направления взгляда ребенка вдаль и вверх. Например:

  • Подбрось вверх воздушный шарик, мяч и поймай;
  • Кто дальше бросит предмет?;
  • Поймай солнечного зайчика, который «бегает» по стене, потолку
  • Сбей кеглю;
  • Попади мячом в цель;
  • Закати мяч на горку;
  • Бадминтон;
  • Волейбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран (монитор) находился выше уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть снизу вверх.

Основной целью упражнений и игр, используемых при расходящемся косоглазии является усиление аккомодации (приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него), развитие направления взгляда ребенка вблизь и вниз. Например:

  • Построй пирамидку;
  • Составь рисунок из мозаики;
  • Перекатывание мяча друг другу;
  • Прокатывание мяча в ворота, вокруг кеглей, кубов;
  • Скатывание мячей с возвышенностей (наклонная доска, горка);
  • Отбивание мяча об пол;
  • Проведи мяч ногой;
  • Настольный бильярд;
  • Настольный баскетбол;
  • Футбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран (монитор) находился на уровне или ниже уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть вниз.

Как было сказано выше, амблиопия – это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Основным методом лечения амблиопии является окклюзия (заклейка), которая предполагает «отключение» от акта зрения здорового или лучше видящего глаза. В результате происходит раздражение светом нервных клеток, отвечающих за зрение косящего глаза. Постепенно нервные клетки начинают воспринимать изображение и глаз, который косит, встает прямо. И чем больше работает аблиопичный глаз, тем лучше.

При амблиопии для развития зрительных функций очень важны и полезны следующие игры и упражнения:

обнаружение отличия в двух на первый взгляд одинаковых картинках;

* нахождение определенной фигуры в общей массе фигур;

* нахождение одинаковых фигур среди многих похожих;

* «распутывание» лабиринтов;

* раскрашивание мелких деталей рисунков;

* обнаружение ошибок в рисунке;

* вычерчивание фигур путем соединения точек («Соедини точки и узнаешь, что за предмет»);

* переведение картинок через кальку;

* рисование с помощью шаблонов, трафаретов, лекал;

* собирание пазлов;

* выкладывание рисунков цветными кнопками, палочками, мозаикой;

* калейдоскоп.

 

Также необходимо помнить, что при выполнении любой деятельности непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать:

- для детей 3-4 лет более 5 минут;

- для детей 4-5 лет более 7 минут;

- для детей 5-7 лет более 10 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_neobhodimo_znat_o_kosoglazii_i_ambliopii.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Что необходимо знать о косоглазии и амблиопии?

Как видит ребенок без косоглазия?

Изображение предметов воспринимается центром глазного яблока, где находятся нервные клетки (палочки, колбочки), отвечающие за четкое зрение. Отсюда изображение передается в головной мозг, в котором эти два изображения соединяются в единый зрительный образ. В результате между двумя глазами и зрительным центром в головном мозге образуется связь.

Как видит ребенок с косоглазием?

В самом начале, когда у ребенка только начинает косить глаз, у него появляется двоение: одно изображение четкое, другое – нечеткое. Из-за разности изображения в головном мозге не образуется связи по соединению этих изображений в единый зрительный образ. В результате, связь зрительного центра в головном мозге с глазом, от которого идет нечеткое изображение, нарушается и мозг, как бы отключает от себя зрительную информацию, идущую от этого глаза. В результате острота зрения  «отключенного от мозга» глаза становится все хуже и хуже, т.е. в этом глазу развивается амблиопия (понижение зрения без видимой анатомической основы). И если в это время не заставить его работать, то никакое лечение в дальнейшем ему не поможет, разовьется амблиопия.

В зависимости от того, куда отклонен глаз, выделяют:

  1. Сходящееся (внутреннее, конвергирующее) косоглазие, при котором глаз косит в сторону носа. Встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся.
  2. Расходящееся (внешнее, дивергирующее) косоглазие, при котором глаз косит в сторону виска.
  3. Косоглазие кверху.
  4. Косоглазие книзу.

Также различают косоглазие:

  1. Альтернирующее (перемежающееся, двусторонее) – попеременно косят оба глаза.
  2. Монокулярное (монолатеральное, одностороннее) – косит постоянно один глаз.

Основной целью упражнений и игр, используемых при сходящемся косоглазии является расслабление конвергенции (сведение зрительных осей обоих глаз), развитие направления взгляда ребенка вдаль и вверх. Например:

  • Подбрось вверх воздушный шарик, мяч и поймай;
  • Кто дальше бросит предмет?;
  • Поймай солнечного зайчика, который «бегает» по стене, потолку
  • Сбей кеглю;
  • Попади мячом в цель;
  • Закати мяч на горку;
  • Бадминтон;
  • Волейбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран (монитор) находился выше уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть снизу вверх.

Основной целью упражнений и игр, используемых при расходящемся косоглазии является усиление аккомодации (приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него), развитие направления взгляда ребенка вблизь и вниз. Например:

  • Построй пирамидку;
  • Составь рисунок из мозаики;
  • Перекатывание мяча друг другу;
  • Прокатывание мяча в ворота, вокруг кеглей, кубов;
  • Скатывание мячей с возвышенностей (наклонная доска, горка);
  • Отбивание мяча об пол;
  • Проведи мяч ногой;
  • Настольный бильярд;
  • Настольный баскетбол;
  • Футбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран (монитор) находился на уровне или ниже уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть вниз.

Как было сказано выше, амблиопия – это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Основным методом лечения амблиопии является окклюзия (заклейка), которая предполагает «отключение» от акта зрения здорового или лучше видящего глаза. В результате происходит раздражение светом нервных клеток, отвечающих за зрение косящего глаза. Постепенно нервные клетки начинают воспринимать изображение и глаз, который косит, встает прямо. И чем больше работает аблиопичный глаз, тем лучше.

При амблиопии для развития зрительных функций очень важны и полезны следующие игры и упражнения:

обнаружение отличия в двух на первый взгляд одинаковых картинках;

* нахождение определенной фигуры в общей массе фигур;

* нахождение одинаковых фигур среди многих похожих;

* «распутывание» лабиринтов;

* раскрашивание мелких деталей рисунков;

* обнаружение ошибок в рисунке;

* вычерчивание фигур путем соединения точек («Соедини точки и узнаешь, что за предмет»);

* переведение картинок через кальку;

* рисование с помощью шаблонов, трафаретов, лекал;

* собирание пазлов;

* выкладывание рисунков цветными кнопками, палочками, мозаикой;

* калейдоскоп.

 

Также необходимо помнить, что при выполнении любой деятельности непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать:

- для детей 3-4 лет более 5 минут;

- для детей 4-5 лет более 7 минут;

- для детей 5-7 лет более 10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей

В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....

Что нужно знать об эмоциональном развитии детей.

Памятка об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста....

конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"

Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...

Консультация для родителей дошкольников «Что нужно знать и что нужно рассказать своим детям»

Из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к ...