"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
учебно-методический материал по теме
Цель здоровьесберегающих технологий в детском саду - воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zst.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Здоровый образ жизни – необходимое условие, от которого зависит физическое и психическое благополучие ребёнка, нормальный уровень жизнедеятельности организма, адаптация детей к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении.
В дошкольном учреждении навыки здорового образа жизни необходимо формировать, начиная с раннего детства. В дошкольном возрасте они закрепляются и совершенствуются, а в условиях целенаправленной педагогической работы становятся естественной жизненной потребностью ребёнка.
Формирование основ здорового образа жизни как образовательная технология предполагает развитие у детей понимания того, что полезно, а что вредно для своего здоровья и здоровья окружающих людей, как уберечься от опасности во внешнем мире и воспитание активного отношения к укреплению здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
- физкультурные досуги
- спортивные праздники
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика коррегирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды на имитацию выразительных движений («Мы закаляемся», «Чистим зубы»),и игры разной степени подвижности (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, дидактические игры, творческие игры) , занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды . Высокого эффекта можно достичь лишь при соблюдении определённых принципов проведения закаливающих процедур. Прежде всего закаливающие процедуры следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Только регулярно проводимые закаливающие процедуры позволят нервной системе приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
- сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:
- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года. Нужно стремиться к тому, чтобы независимо от погодных условий ребёнок как можно больше времени находился на свежем воздухе.
- прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;
Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят, притопывая, по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе - 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).
В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.
В подготовительной группе введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
А.С. Макаренко в свое время сказал, что пока педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители видят причины неуспеха детей в педагогах, результативного воспитания не будет. Поэтому перед нами встал вопрос, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнёрами в нашем общем деле. Мы понимаем, что эффективность нашей оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье.
Установив цель - укрепление здоровья детей – мы реализуем её посредством взаимосвязанных задач:
1. Формировать поведенческие навыки здорового образа жизни в семье.
2. Способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.
3. Активизировать родительский интерес к самостоятельному поиску решения проблем здоровья как своих детей. Так и своего собственного.
4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
В соответствии с целью и задачами мы определили принципы взаимодействия с семьёй:
1. Принцип партнёрства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие ребёнка к нам в группу, очень настороженно относились к нам. Для того, чтобы преодолеть эту отстранённость, нам было необходимо расположить родителей к себе, добиться их доверия и взаимопонимания. Беседуя с мамой или папой об их ребёнке, мы подмечали сильные стороны их ребёнка, присущие только ему особенности. Родители чувствовали внимание к своему ребёнку и к себе и становились более открытыми для общения. Укреплению взаимного доверия между воспитателями и родителями способствуют мероприятия, которые мы проводим вместе с детьми и родителями: кулинарные гостиные, чаепития, песенные посиделки, мастер-классы, вылазки на природу, походы на каток, катание на санках.
2. Принцип активного слушателя. Мы стараемся внимательно выслушивать каждого родителя и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства. Так, мама Максима делится своими переживаниями о том, достаточно ли тщательно одевается её сын на прогулку, ведь он так часто простужается. Беседуя с ней, мы объясняем, что хорошо понимаем её беспокойство и проконтролируем, как Максим одевается.
3. Принцип согласованности действий. Мы подробно знакомим родителей с правилами, действующими в нашей группе, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах. Родителям будет легче сформировать у ребёнка основы здорового образа жизни. Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомления и капризов ребёнка. Мы заметили, что Настя в последнее время, приходя утром в сад, много капризничает. Беседуя с мамой, выяснили, что несколько дней Настя поздно ложится спать из-за подготовки семьи к переезду. Было предложено несколько вариантов решения этой проблемы.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Мы призываем родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться: ведь на них смотрит их ребёнок. В октябре мы вручили «Письма здоровья», предложив один из способов закаливания использовать дома и, желательно, вместе со своим ребёнком – малыш почувствует обман, если папа будет говорить о пользе закаливания, лёжа на диване.
5. Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы мы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.
6. Принцип жизненного опыта. Обладая определённым опытом в воспитании детей, делимся им с родителями и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Так, мама Люси обсуждала с воспитателем как лучше закаливать дочь. К беседе подключилась мама Алёны, которая поделилась опытом закаливания своей дочери.
7. Принцип безусловного принятия ребёнка. Этого принципа мы придерживаемся в своей работе и объясняем родителям, что принимать ребёнка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.
На начальном этапе работы с семьями группы нашей основной целью было налаживание взаимопонимания между нами и родителями по вопросу формирования здорового образа жизни детей. Необходимо было подвести родителей к пони манию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребёнок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребёнка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.
Первоначально мы провели среди родителей анкетирование и интервьюирование, благодаря чему смогли выяснить, что беспокоит родителей в здоровье их детей, какие проблемы со здоровьем уже существуют (аллергия, хронические заболевания), какие вопросы детского здоровья вызывают наибольший интерес. Оказалось, что больше всего родителей волнуют вопросы закаливания детей и вопросы питания.
Особого внимания заслуживает проблема закаливания. Ослабленному и болезненному ребенку закаливание необходимо больше, чем здоровому. Очень важна в этом роль здорового образа жизни семьи. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны. Родителям были предложены методы закаливания, о которых они могли прочитать в папках передвижках «Закаляйся, если хочешь быть здоров» , «Помоги своим глазам», «Растём здоровыми».
В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы информационные стенды, на которых мы располагали материалы по формированию здорового образа жизни: «Мы идём по улице», «Осторожно, гололёд», «Как правильно кататься на санках», «Пусть солнце будет другом», «Как правильно одеть ребёнка», «Переходим дорогу правильно», «Поиграйте со своим ребёнком».
Конечно, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проводимые праздники и досуги: спортивные, посвящённые дворовым играм, дни здоровья. Проходят они всегда весело и задорно. Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринуждённо общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные праздники и досуги тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания. Здесь развивается не только тело, но и душа.
Мы надеемся, что такая система работы по взаимодействию с семьёй по оздоровлению детей обеспечит её эффективность:
- рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи;
- характер обращения родителей к воспитателю как показатель возросшего интереса к оздоровлению детей;
- рост посещаемости родителями и старшими членами семьи групповых мероприятий, активность в выполнении домашних заданий;
- рост спектра совместных дел родителей и воспитателей;
- положительное мнение родителей о компетентности воспитателей в вопросах оздоровления детей;
- удовлетворённость оказанной помощью.
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящая перед детским садом, ведь этот значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем.
Используемая литература:
1. Овчинникова Т.С. «Организация здоровьесберегающей технологии в ДОУ», изд. «Каро», С-Петербург, 2006 г.
2. «Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста», Москва, 2007г.
3. Ю. Меркулова «Игра – обязательное методическое условие физического воспитания», «Дошкольное образование», №1, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Современные здоровьесберегающие технологии
Консультация для воспитателей. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования ...
Современные здоровьесберегающие технологии. Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий .Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения.
Некоторые формы проведения физкультурных занятий. Активный отдых-что это?...
«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...