Значение сюжетно-ролевой игры в процессе развития речевых навыков детей дошкольного возраста
консультация

Пашина Татьяна Геннадьевна

Значение сюжетно-ролевой игрв в процессе развития речевых навыков детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пашина Татьяна Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ №18 «Ручеёк», г. Тамбов

ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное овладение ребёнком речью является одним из важных задач в педагогической работе дошкольной образовательной организации.

Развитие связной речи включает: освоение звуковой стороны языка, лексико-грамматического строя речи и происходит в тесной взаимосвязи всех сторон речи. Проблема развития связной речи нашла отражение в исследованиях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Исследователи раскрывают содержание понятия «связная речь, как смыслового развёрнутого высказывания, обеспечивающего общение и взаимопонимание», указывая на её сложную организацию и необходимость специального речевого воспитания.

Огромная роль в развитии связной речи ребёнка принадлежит игре, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность общения и познания ребёнком окружающего мира. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между её участниками, что обуславливает её значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребёнку удовольствие, радость, и эти чувства стимулируют активное восприятие речи, а также самостоятельную речевую активность.

Большое значение для развития речи дошкольников имеет использование сюжетно-ролевых игр. В зависимости от возраста детей сюжетно- ролевая игра развивается про- разному. Чем старше становятся дети, тем реже педагог руководит ими напрямую.

Так в младшей группе (3-4 года), дети играют при непосредственном участии педагога, который создаёт игровое пространство, активно принимает участие в развитии сюжета.

Дети средней группы (4-5 лет), вначале играют при косвенном участии педагога, а позже самостоятельно. В этом возрасте формируются основы сюжетно-ролевой игры, которая начинает приобретать развёрнутый характер. Источником, питающим игру, является окружающий мир.

В ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая и монологическая речь. Принимая участие в сюжетно-ролевой игре, для создания образа, ребёнку необходимо слово. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия.

Л.С. Выготский в своих исследованиях доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети, имеющие задержку в речевом развитии, оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их и как бы «понарошку» в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни, целеустремлённость, помогая становлению связной речи.

Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. Играя, дети осваивают процесс созидания, учатся планировать свою работу, роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Так же они дают детям определённый объём знаний и учат их владеть ими, развивают самостоятельность мышления и творческую активность.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М.М. Алексеева., В.И. Яшина. – 2-е издание, стереотип. – М.: Академия, 2013. – 400 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. / Л.С. Выготский. – М., 1996. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция и развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством арттерапии"

В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видо...

«Словесные дидактические игры как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Методическая разработка включает комплекс дидактических игр подобраных с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, которую могут использовать воспитатели, педагоги-психологи, а также ...

Статья «Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Музыкальное занятие в детском саду – это сложный, интегрированный процесс, в котором соединены: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игры, танцы, пляски, музицирование...

Методическая разработка ОД с детьми по теме: "Игра как средство развитие коммуникативных навыки детей дошкольного возраста"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника и основной формой проявления его активности, образовательная деятельность в области формирования коммуникативных навыков была построена мною в игро...

Консультация "Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста"...

Игра как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

В статье отражены результаты теоретического понятия «коммуникативные навыки» и рассмотрения данного термина в контексте процесса игровой деятельности. В последние годы в целостной системе ...