Образовательный салон. Виды физкультурных занятий и сюжетных утренних гимнастик
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Образовательный салон
Виды физкультурных занятий и сюжетных утренних гимнастик.
ФГОС предусматривает обеспечения вариативности и разнообразия содержания и организационных форм с учётом способностей и состояния здоровья детей.
Содержание Программы согласно ФГОС должно обеспечивать физическое развитие детей, которое включает развитие физических качеств, способствует правильному формированию опорно-двигательной системы и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель - научить детей правильно и красиво двигаться, помочь освоить определенные движения. Именно это должно определять выбор вида занятия, формы его проведения.
Исходя из задач, поставленных ФГОС, мы в своей работе должны использовать разные виды занятий:
* традиционные занятия;
* игровые занятия;
* сюжетные занятия;
* музыкально-ритмическая гимнастика;
* занятия по типу круговой тренировки;
* тренировочные занятия;
* занятия по карточкам;
* контрольно-проверочные занятия.
Традиционное классическое занятие состоит из 3 частей:
- Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке-различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
- Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят:
* общеразвивающие упражнения;
* основные движения;
* подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.
- Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.
Игровые занятия, построенные на подвижных играх, используются для снятия напряжения у детей после интеллектуальной нагрузки. Такие занятия предназначены для закрепления основных движений в новых условиях. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки. Эти занятия обеспечивают положительные эмоции у детей.
Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.
Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры радостное атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.
Сюжетные занятия включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающее отношение с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части.
Все сюжетные занятия можно разделить:
*Сюжетно-образные физкультурные занятия.
На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях.
Это могут быть «Котята», «Мышата», «Птички».
*Сюжетно-игровые физкультурные занятия.
Через игру «В гости к куклам» или «Едем по городу» дети учатся преодолевать игровые препятствия выполнений движений, ориентировки в пространстве.
*Сюжетно-тематические физкультурные занятия.
- Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения, например: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
- Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например: «Путешествие в страну сказок».
- На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например: Мишка-топтыжка, Буратино, Доктор Айболит.
- Занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.
-Занятия с одним пособием.
На таких занятиях, есть возможность продемонстрировать многообразие способов использования какого либо спортивного пособия в различных видах деятельности (прыжках, метание, равновесие, беге).
Это могут быть такие занятия, как «Веселый мяч», «Волшебный обруч», «Волшебная палочка», «Лесенка-чудесенка», «Прыгалка-скакалка».
Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучения и закрепления движений.
Музыкально- ритмическое занятие.
Вводная часть такого занятия состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После нее целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.
Занятие по типу круговой тренировки.
Вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролеты, гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц.
Каждый ребенок встает к какому либо пособию и упражняется на нем в течении 2 минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу.
Такие занятия используются в работе со старшими дошкольниками.
Тренировочные занятия.
Закрепление определенных видов движений.
Оно обеспечивает возможность многократного повторения движения, потренироваться в техники его выполнения.
Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например: лазание) и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролазании в обруч.
Занятия по карточкам.
Для обеспечения дифференцированного подхода при обучении и закреплении основных движений в старшей и подготовительной группах могут быть использованы занятия по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений, каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений.
Контрольно-проверочные занятия.
Выявление уровня физической подготовленности детей. Здесь проверяется уровень двигательных навыков детей, степень их обученности. Поэтому используются творческие занятия – придумать движение, которое подсказывает музыка, упражнение и игры соревновательного типа, эстафеты.
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневные выполнения физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Дети любят, когда зарядка превращается в маленькое приключение или сказочное путешествие, когда знакомая с первых лет жизни сказка вдруг открывается с другой стороны. Дети начинают не просто хорошо выполнять упражнения, а в их глазах зажигаются маленькие искорки! И тут же дети превращаются в настоящих артистов. Ведь они не просто выполняют прямой уголок, а скачут на лошадках, не бегут, а едут в пожарной машине на пожар. Они даже не замечают, что их тело при этом получает физическую нагрузку. Дети играют и в процессе игры укрепляют свой организм.
Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно сюжетные, игровые формы проведения утренней гимнастики.
Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого-либо *сюжета, например: «Машина», «В лесу», «Путешествие в зоопарк», «Маленькие космонавты»;
* обыгрывание какого-либо образа «Медвежата», «Зайчата», «Птички».
* может построено на сюжете одной сказки «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Гуси лебеди», «Три медведя», «Кошкин дом».
* сюжетная гимнастика, связанная с сезонными явлениями «Весна в лесу», «Летние забавы», «Как звери к зиме готовятся».
* гимнастика с одним пособием, например с обручами «Дорожное движение», с мячом «Колобок».
В такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия героя в соответствии с сюжетом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/26/picture-303814-1380222877.jpg)
Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников
Здравствуйте, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди!Вашему вниманию предлагаются комплексы утренних гимнастик. Но это не просто зарядки. Ваши дети будут в восторге, когда узнают, что ...
Комплекс сюжетной утренней гимнастики «Зайчишки» для детей средней группы
Ежедневное выполнение утренней гимнастики не только укрепляет здоровье ребёнка, но и вырабатывает привычку к физическим упражнениям. А, если весёлый сюжетный комплекс гимнастики выполняет весь д...
Комплексы сюжетных утренних гимнастик для детей раннего возраста в период адаптации
комплексы сюжетных утренних гимнастик помогут детям быстрее адаптироваться в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-455412-1402316961.jpg)
Сюжетная утренняя гимнастика «Гномики» для детей младшего возраста.
Сюжетная утренняя гимнастика "Гномики" для детей младшего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/18/picture-769296-1458255846.jpg)
КОМПЛЕКСЫ СЮЖЕТНОЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
КОЛОБОК 1часть. Испекла бабка колобок, положила его на окошечко, а колобок прыгнул на дорожку, и покатился. Сначала медленно покатил¬ся /дети стайкой идут за воспитателей/, потом быстрее /де¬ти бегу...