ФГОС дошкольного образования Его цели, принципы и задачи
учебно-методический материал на тему
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС дошкольного образования
Его цели, принципы и задачи
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
1. Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).
Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на ИП, реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом. Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках.
Возраст детей – младенческий (от рождения до 1 года0, ранний возраст ( от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
Образовательная среда – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках.
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охрана и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей, социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
Самооценка детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
2. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
При разработке Стандарта учтены:
· особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
· возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
3. Стандарт утверждает основные принципы:
· полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
· индивидуализации дошкольного образования;
· содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
· поддержки разнообразия детства (инициатива детей в различных видах деятельности); сохранения уникальности и самооценки дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
· партнерства организации или индивидуального предпринимателя с семьей;
· приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
· создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
· занятия требованиями к условиям реализации программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребенка, ключевого места в структуре Стандарта.
4. Стандарт преследует следующие цели:
· повышение социального статуса дошкольного образования;
· обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
· обсечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
· сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
5. Стандарт решает задачи:
· охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
· обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
· обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
· создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
· объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
· обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников»
· формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
· обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
· определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
6. Стандарт является основой для:
· разработки и реализации Программы;
· разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
· разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
· формирования учредителем государственного (муниципального ) задания в отношении Организаций;
· Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
· Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
7. Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
8. Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программа. При разработке Программы Организации определяет продолжительность пребываний детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребываний детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребываний детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Программа реализации в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.
9. Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.
10. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
· к структуре Программы;
· к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
· к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
11. Важное место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...
Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,
Сл. 1 Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность...
презентация "Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования:создание педагогических условий"
Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОСдошкольного образования:создание педагогических условий...
Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ДЕЛЕНИИ ГРУППЫ НА ПОДГРУППЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Моя главная задача - не навязывать детям свой вариант решения. На моих занятиях дети свободно передвигаются по группе, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контрол...
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННОЙ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дан сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования....
Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования
Презентация к статье "Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования"...