Познавательно - исследовательский проект "Где прячется здоровье?"
проект (средняя группа) на тему

Балдакова Татьяна Александровна

Именно в детском саду, в семье мы должны помочь детям, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, побудить активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_ns_portal.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о                                              здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

                                                                                       В.А. Сухомлинский

        Пояснительная записка

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, одной из них является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни.

В  детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническими навыками, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние собственного здоровья и здоровья окружающих.

Внедрение исследовательских методов в образовательный процесс – это один из основных путей познания, наиболее соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития. Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только  внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поэтому, одним из важных направлений  по формированию здорового образа жизни является экспериментально– исследовательская деятельность, в ходе которой дети учатся проводить самостоятельные и совместно с педагогом исследования, собирать доступную информацию об объекте исследования, решать проблемы, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Экспериментально – исследовательская  деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья стало причиной создания проекта «Где прячется здоровье?».

Проект направлен на формирование здорового образа жизни с использованием  исследовательской деятельности, наблюдений, познавательных и продуктивных занятий, игровых и проблемных ситуаций, игр.

Цель проекта:

Формирование у детей основ здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью,  так и здоровью окружающих через экспериментально – исследовательскую деятельность.

Задачи проекта: 

  • Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье путём исследовательских действий и экспериментирования, учить находить разные способы решения одной задачи.
  • Активизировать желание детей искать пути разрешения проблемных ситуаций.        
  • Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.          
  • Формировать знания о здоровых и вредных продуктах питания.
  • Прививать интерес, желание к физкультуре и спорту.
  • Расширять знания о  влиянии закаливания на здоровье человека.     
  • Способствовать сплочению детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Гипотеза: Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если детям будут созданы условия для исследовательской деятельности, как самостоятельной, так и совместной с педагогом;

если цель и задачи будут решаться через экспериментально – исследовательскую деятельность.

Реализация проекта: Ноябрь – апрель.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта:

Воспитатели, дети, родители

Формы работы с детьми:

  • Экспериментально – исследовательская деятельность.
  • Экскурсии, ситуации проблемного характера.
  • НОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, инсценировки, просмотр презентаций по теме;
  • НОД продуктивного цикла: аппликация, лепка, рисование;
  • Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации.

Работа с родителями:

  • Консультации: «Одежда и здоровье детей», «Как научить ребёнка чистить зубы», «За здоровьем всей семьёй».
  • Изготовление макета Мойдодыра.
  • Создание книги «Здоровая пища. Полезные рецепты».
  • Спортивно – развлекательное мероприятие «Путешествие в страну Здоровья».
  • Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух».

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Предметно – развивающая мини - среда, стимулирующая исследовательскую и познавательную деятельность.

2.Физкультурный уголок.

3.   Спортивный зал.
4. Спортивный участок на территории МАДОУ.
5. Физкультурное оборудование, спортивный инвентарь.
6. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т.д.).
7. Подборка методической литературы.

Содержание проектной деятельности:

1этап – подготовительный:

  • Изучение новых здоровьесберегающих  технологий.
  • Диагностирование детей по теме здорового образа жизни
  • Перспективное планирование работы с детьми, родителями.
  • Обогащение предметно-развивающей среды  дидактическим материалом, оборудованием для экспериментально – исследовательской деятельности.
  • Мотивация родителей на активное отношение к сотрудничеству.

2 этап – практический:

Цель: привить детям и родителям практические навыки укрепления и сохранения здоровья, сформировать потребность в здоровом образе жизни /в том числе через экспериментально – исследовательскую деятельность/, повысить уровень оздоровительной работы в детском саду и в семье.

  • Проведение цикла тематических мероприятий;
  • Организация целенаправленной просветительской, консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей знаний по ЗОЖ через исследовательскую деятельность.

3 этап – заключительный:

  • Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Путешествие в страну Здоровья».
  • Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух», изготовление книги «Полезные рецепты».
  • Выставка детских рисунков, взросло-детских плакатов, брошюр на тему: «Мы здоровью скажем ДА!»

Продукт проектной деятельности:

  1. План реализации проекта «Где прячется здоровье?»
  2. Подборка дидактических игр; художественной литературы, загадок, пословиц;
  3. Выставка детских рисунков: «Друзья Мойдодыра», «Зубная щётка – лучший друг всех зубов»,  «Правила, которые мы не будем забывать»;
  4. Выставка взросло-детских плакатов на тему «Мы здоровью скажем ДА!»; книга «Полезные рецепты»;
  5. Сценарий спортивного – развлекательного мероприятия «Путешествие в страну Здоровья»;
  6. Информационный материал для родителей «ЗОЖ в семье – залог здорового ребёнка», «За здоровьем всей семьёй».

Результат проекта:

Для детей:

1.Овладение исследовательскими умениями и навыками; развитие познавательного интереса;

2.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

3.Воспитание культурно – гигиенических навыков в соответствии с возрастом;

4.Формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни.

5.Улучшение соматических показателей здоровья;

6. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

     1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
    2. Педагогическая, психологическая помощь;
    3. Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

     1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
    2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов            работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
   3. Личностный и профессиональный рост;
   4. Самореализация;
   5. Моральное удовлетворение.


 Перспективный план.

    Тема

               Цели и задачи

          Содержание работы

«Где прячется

здоровье?»

Продолжать работу по укреплению здоровья детей.

Формировать основы знаний и  навыков здорового образа жизни, безопасного поведения в быту, социуме, природе через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.

Развивать речь, коммуникативные способности.

        

Обратить внимание родителей на то, что по сезону и погоде одетый ребёнок в меньшей степени подвержен простудным заболеваниям.

Исследовательская деятельность «Что такое здоровье и как его беречь», «Я и моё тело», «Здоровый человек – это хорошо или плохо?»

Экскурсия в медицинский кабинет, размышления на тему: «Как не заболеть?»

Дидактические игры: «Хорошо -  плохо», «Разложи картинки правильно», «Можно - нельзя», «Опасно – не опасно», «Светофор», «Выложи пешеходную дорожку» и др.

Чтение:  С. Семёнов «Как стать неболейкой», С. Михалков «Про мимозу». Чтение и заучивание стихотворения «Два друга»

Рассматривание и решение ситуаций «Буду ли я здоров, если не буду соблюдать  правила безопасности?»

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», «Путешествие в страну Здоровья».

Пословицы, загадки на тему здорового образа жизни.

Исследовательская деятельность «Что вы чувствуете?» Слушание музыки, звуков природы для улучшения состояния здоровья.

Драматизация отрывка из сказки «Айболит»

Поход в парк. Подвижные игры, игры-соревнования: «Зайцы и волк», «Бабочки, лягушки, цапли» и др.; «Самый быстрый», «Самый меткий», «Самый ловкий».

Консультация для родителей: "Одежда и здоровье детей».

«Друзья Мойдодыра».

Формировать у детей культурно – гигиенические знания, умения,  навыки.

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Формировать представления детей, что большинство  заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.

Закреплять умение детей ухаживать за зубами.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Развивать мышление, внимание, речь.

 

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов по данному проекту.

НОД (Коммуникация, познание) «Чистота – залог здоровья».

Познавательно – экспериментальная деятельность по темам: «Приключения в королевстве микробов», «Расчёска – наш друг», Королева – Зубная щётка».

Решение проблемных ситуаций: «Что случилось с куклами?», «Зачем Пете нужен носовой платок?», «Исчезла вода».

Опыты  с водой, мылом.

«Дидактические игры: «Разложи картинки правильно», «Что сначала, а что потом?», «Что лишнее?», «Выбери нужное», «Поможем игрушкам стать аккуратными».

Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Федорино горе».

 Работа с иллюстрациями по книге К.Люцис «Азбука здоровья» по теме «Чистота – залог здоровья».

Конкурс загадок «Наши помощники».

Драматизация отрывка из сказки «Мойдодыр».

Совместное изготовление атрибутов (культурно-гигиенических принадлежностей) для сюжетно-ролевой игры «Семья».

Работа с разрезными картинками по теме «Культурно – гигиенические принадлежности».

Рисование, лепка на тему «Друзья Мойдодыра».

Хозяйственно – бытовой труд «Чистые игрушки». Труд на прогулке «Чистый участок».

Изготовление родителями сказочного персонажа «Мойдодыра».

Консультация для родителей «Как научить ребёнка чистить зубы»

«Здоровое питание. Витамины».

Рассказать детям о продуктах питания, их значении для человека; знакомить с понятиями «питательные вещества», «витамины», «здоровое питание».

Закреплять знания об овощах и фруктах, об их значении в питании.

Учить классифицировать продукты на полезные и вредные.

Развивать потребность доказывать свои предположения опытным путём.

Закреплять навыки санитарно – гигиенических правил при употреблении пищи.

Пропагандировать только здоровые продукты питания. Мотивировать детей к соблюдению правил рационального и здорового питания.

Развивать восприимчивость к звучанию художественного слова; воспитывать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Воспитывать интерес к своему здоровью, желание поддерживать его правильным питанием.

Привлечь родителей к обмену опытом по здоровому питанию.

НОД (познание, коммуникация) «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».

Экскурсия на пищеблок.

Беседа «В каких продуктах содержатся витамины и для чего они нужны». Игра «Закончи предложение».

Экспериментально – исследовательская деятельность: «Какой фрукт самый сочный?», «Полезна ли кока-кола?», «Немытые продукты»- рассматривание через микроскоп,  «Из чего варят каши», «Зачем нужно пить молоко?»

Дидактические игры: «Полезные и неполезные продукты», «Так или не так», «В каких продуктах живут витамины», «Узнай по описанию» и др.

Беседа «Правила поведения за столом»

Игры: «Маленький кулинар», «Помоги маме разобрать покупки», «Съедобное – несъедобное».

Сюжетно-ролевые игры «Продуктовый магазин», «Кафе», «Пикник».

Игры – ситуации «Накормим кукол», «Почему у медвежонка заболел живот?»

Экспериментальная деятельность «Волшебник – шиповник».

Драматизация по сказке «Репка».

Чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи», З.Александрова «Вкусная каша», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». Загадывание загадок.

Лепка, аппликация «Полезные продукты».

Совместное с родителями создание книги «Полезные рецепты».

«Если хочешь быть здоров – закаляйся! Если хочешь быть здоров – спортом занимайся!»

 Расширять знания детей о разнообразии движений, о физических качествах, которые они развивают.

 Приобщать детей к здоровому образу жизни через выполнение физических упражнений, профилактических комплексов: гимнастики для дыхания, глаз, массажа. Учить детей комплексам самооздоровления.

Расширять знания детей о разных видах спорта.

  Оздоравливать организм детей. Наполнять жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

  Помочь каждому ребенку в поиске своих интересов и способностей.

Воспитывать дружеские отношения в играх, желание  стремиться к достижению лучших результатов.

 Знакомить детей с различными видами закаливания, учить выполнять и применять их в жизни.

Закаливать организм детей, создавать жизнерадостное настроение.

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

Повышать педагогическую компетентность родителей.

Исследовательская деятельность «Полезные движения».

Разучивание комплекса упражнений «Весёлая зарядка».

Разучивание и выполнение комплексов гимнастики для глаз, для дыхания, для осанки, стоп: массажа «Неболейка»

Коррегирующая гимнастика для формирования осанки.

Минутки здоровья «Волшебные камешки», «Целебные звуки».

Комплекс оздоровительных упражнений для горла по методике В.Кудрявцева и Б.Егорова

Мультимедиа «Узнай и назови вид спорта».

НОД (Физическая культура) «Весёлый стадион».

Дидактические игры: «Помоги собраться спортсмену», «Собери картинку», «Выбери картинку», «Правильно или нет?», «Раздай мячи спортсменам».

Игры - соревнования на участке: «Перетяжки», «Мяч через сетку», «Самые быстрые», «Весёлые пингвины».

Рассматривание иллюстраций, альбомов на спортивную тему.

Рисование «Как мы занимаемся спортом».

Целевая прогулка на спортивную площадку школы, наблюдение за школьниками.

Рассуждения «Закаливание – это полезно или нет». Мультимедиа «Закаляемся с детства».

Работа по книге К.Люцис «Азбука здоровья» по теме «Закаливание».

Ходьба по дорожкам Здоровья, обтирание мокрыми рукавичками (с согласия родителей).

Фитотерапия.

Массаж биологически активных зон «Неболейка»

Спортивный досуг «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны».

Итоговая беседа «Значение ЗОЖ для здоровья человека»

Консультация для родителей «За здоровьем всей семьёй».

Результат проекта

Формирование у детей и родителей здорового образа жизни.

Спортивно – развлекательное мероприятие с родителями «Путешествие в страну Здоровья».

Выставки детских рисунков, взросло-детских плакатов – «Здоровью скажем – ДА!»

Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух».

Книга «Полезные рецепты».

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать – и я пойму”.

Полученные ребёнком знания, представления о себе, своём здоровье и физической культуре в процессе экспериментально – исследовательской деятельности помогают детям осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Используемая литература.

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.:АРКТИ, 2005. – 64 с.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.2004.

4. Лазарев М.Л. «Здравствуй!» Программа формирования детей дошкольного возраста.

5. Люцис К. Азбука Здоровья в картинках. М. 2004.

6. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в детских учреждениях. М. «ВЛАДОС», 1999.

7. Журналы «Дошкольное воспитание» № 9, 2005; № 4, 2008.

8. Воротникова И.М. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.-М.: Энас, 2006.

9. Пособие для педагогов ДОУ. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, Москва, 2010.

10. Интернет-ресурсы.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие "Где прячется здоровье?"

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие "Где прячется здоровье?" для детей  старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Где прячется воздух»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»Способствовать обогащению и закреплению зна...

Конспект познавательно-исследовательской дея-тельности в старшей группе «Где прячется крахмал?»

способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека....

Конспект НОД познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе «Где прячется крахмал»

Цель: формирование знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.Задачи:Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;Учить рассуждать и сравнивать;Разви...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "В маленьком семени прячется растение"

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "В маленьком семени прячется растение"...