Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям на занятиях музыкой
методическая разработка на тему
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_bessarab.docx | 17.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям на музыкальных занятиях в детском саду
Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ,а педагоги ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создавая благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
За последнее время всё больше и больше детей приходит в дошкольные учреждения с проблемами здоровья. Как показывают статистические данные, на примере МАДОУ 34 % детей состоят на учете у специалистов, что говорит о серьёзных нарушениях у детей возраста 5,6,7 лет. За 2014-2015 учебный год из 83 детей старших и подготовительных групп 31 ребенок был направлен на психолого-педагогическую медицинскую комиссию и определен в группы комбинированной направленности. Столкнувшись с этой проблемой в своей педагогической деятельности на музыкальных занятиях, я поняла необходимость внедрения и использования здоровьесберегающих технологий на своих занятиях.
Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике подразумевается способ организации и последовательность действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация образовательных программ на основе всестороннего учёта индивидуального здоровья ребёнка, особенностей его психофизического, духовно-нравственного развития, сохранения и укрепления здоровья.
Учёные утверждают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание, а ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Специалистами были разработаны структура и содержание музыкальной оздоровительной работы, соединяющий традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Новизна системы состоит в следующем:
1. На музыкальных занятиях необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме с использованием игрового массажа, валеологических песен - распевок, самомассажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Для профилактики простудных заболеваний использовать фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок.
2. Необходимость рассказывать и детям и родителям о пользе здорового образа жизни.
Реализацию музыкально - оздоровительной работы в нашем детском саду, я разделила на 4 этапа:
1. организационный
2. диагностический
3. практический
4. обобщающий
На 1 этапе была изучена литература по данной программе и накоплен методический материал, создавались все необходимые условия для полноценного проведения музыкально - оздоровительной работы.
На 2 этапе - диагностическом - был выявлен начальный уровень развития музыкальных способностей детей и степень заинтересованности детей тем или иным видом музыкальной деятельности.
На 3 этапе - практическом - был разработан перспективный план и цикл музыкальных и логоритмических занятий.
На обобщающем 4 этапе были исследованы результаты практической деятельности и подведены итоги проведенной работы.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ- это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Мною проводились индивидуальные, фронтальные,а также занятия по подгруппам. По содержанию это были типовые, тематические, комплексные и интегрированные занятия.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье - сберегающих технологий: валеологические распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры,речевые игры, музыкотерапия.
Каждое музыкальное занятие начинается с песни- распевки. Они поднимают настроение у детей, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика помогает развитию дыхательных мышц и регулирует работу дыхательных центров, тем самым развивает певческие способности детей.
Основная цель артикуляционой гимнастики -это подготовка к правильному произношению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате улучшаются психические процессы, улучшается музыкальная память, внимание.
Одной из составляющих частей занятий со здоровьесберегающими технологиями является самомассаж. Ребенок очень быстро учится самомассажу в игре. После него повышаются защитные свойства всего организма и снижается частота заболеваний.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются, как песенки или произносятся под музыку. Они повышают координационные способности пальцев рук и готовят детей к письму и рисованию.
Для овладения детьми выразительными средствами музыки используются речевые игры. В речевых играх текст поется или ритмично проговаривается хором, сольно или дуэтом. Основой служит детский фольклор.
Необходимой составляющей музыкально- оздоровительной работы дошкольного учреждения является музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в средней группе на тему:«здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки»
Пояснительная записка.Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается. Только как ...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему:«здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки»
Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих...
Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в работе с дошкольниками.
В работе рассматриваются элементы здоровьесберегающих технологий в структуре занятия. Представлены виды гимнастик и физкультминуток на занятии, описаны принципы здоровьесбережения....
Родительское собрание на тему: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки»
Цель: Формирование компетентности и активной родительской позиции в вопросах воспитания и обучения дошкольников, через использование новых форм работы в условиях дошкольного образовательного учре...
Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в работе с дошкольниками
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устран...
Конспект родительского собрания совместно с детьми в старшей группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"
Конспект родительского собрания совместно с детьми в старшей группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки в детском саду»
Сохранить здоровье ребёнка -- главная задача, стоящая перед персоналом детского сада. Музыка -- это одно из средств физического развития детей. Привычные виды музыкальной деятельности можно разработат...