Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в работе с дошкольниками
методическая разработка на тему
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье обучающихся. Сегодня необходимо взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как её основной лини, охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rek_._zdorovesb.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в работе с дошкольниками.
Составила Конга Мирославия Чарызоловна,
Методист МБДОУ с.Кочетово
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье обучающихся. Сегодня необходимо взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как её основной лини, охраны и укрепления здоровья детей.
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, которому соответствуют две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».
. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте педагогу важно сделать занятие таким, чтобы кроме приобретения знаний ребенок овладел информацией и навыками способствующими сохранению здоровья и не потерял бы то, что имеет.
В структуре занятия рекомендуется применять следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- положительный эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- физкультминутки;
- дифференцированный подход в обучении;
- игра, игровые моменты;
- гимнастика;
- воспитательные моменты на уроке (беседы);
- санитарно – гигиенические условия;
Виды гимнастики:
- Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
- Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.
- Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.
4. Гимнастика для улучшения слуха. Работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения.
Немаловажную роль в здоровьесбережении обучающихся играет санитарно - гигиеническое состояние кабинета, его освещенность.
- Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся);
- Качество освещения классного кабинета и доски (естественное освещение благоприятнее, чем искусственное);
- Чистота помещения, аккуратность;
- Чистота классной доски.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у детей, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Часто используемый здоровьесберегающий элемент занятия – это физкультминутка. Поскольку при проведении физминуток существуют определенные рекомендации, на которые педагогам следует обратить внимание. Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой; Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
Возможные ошибки при использовании физкультминуток:
- подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
- выполнение движений с недостаточной амплитудой.
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности детей на занятии.
- 1.Преобладающий вид деятельности на занятии – письмо.
В процессе письма ребенок, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук.
- 2.Преобладающий вид деятельности на занятии – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме занятия и использовать гимнастику для глаз.
- 3.Преобладающий вид деятельности на занятии – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе занятия используют гимнастику для слуха.
Гимнастика для улучшения слуха.
Вот несколько упражнений для развития слуха:
- Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
- Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
- Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
- Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
- Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
- Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
- Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
- Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
Следуя вышеизложенным рекомендациям, проведенная физминутка позволит более эффективно снять возникающее у детей утомление и будет способствовать оптимизации усвоения последующего материала.
В заключении хочется отметить, что педагог, используя элементы здоровьесберегающих технологий может развивать мотивацию детей к укреплению физического развития, если будет придерживаться принципов здоровьесбережения ( сформулированы Н. К. Смирновым):
· «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью обучающегося и педагога.
· Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
· Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
· Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, родителей, врачей.
· Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
· Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
· Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться формировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
В силах педагога повышать грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; профилактики вредных привычек; ведения здорового образа жизни, путем проведения следующих мероприятий:
- -выступления на родительских собраниях,
- -приглашения родителей на открытые занятия, посвященные формированию ценности здоровья, здорового образа жизни,
- -консультирования:
- Консультация «Игротерапия как вид технологии обеспечения коррекции психического развития ребенка»;
- Консультация «Сказкотерапия как вид технологии обеспечения психологического благополучия ребенка»
- Консультация «Технологии обеспечения психологического благополучия ребенка - артерапия, технология воздействия цветом»
- Консультация «Технологии обеспечения психологического благополучия ребенка – релаксация»
Эти формы работы с родителями позволяют включить наибольшее количество родителей в вопросы формирования культуры здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в работе с дошкольниками.
В работе рассматриваются элементы здоровьесберегающих технологий в структуре занятия. Представлены виды гимнастик и физкультминуток на занятии, описаны принципы здоровьесбережения....
Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям на занятиях музыкой
Методические рекомендации...
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
Методическая разработка. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)...