Закаливание в условиях ДО
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Закаливание в условиях ДО
Закаливание детей включает систему мероприятий:
- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.
Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.
Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:
- маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);
- ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;
- кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;
- таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);
- индивидуальные маркированные полотенца;
- деревянные мостики;
- махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);
- простыни, покрывала - для массажных ковриков.
Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ - 35 -40%.
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).
Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее профилактическая направленность. Высокий уровень неспецифической профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребенка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.
Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.
Основные принципы адаптирующих закаливающих мероприятий
- Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
- Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий.
- Занятия должны осуществляться систематически.
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст.
- Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
- Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
- Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
- Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к различным участкам тела.
- Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, использовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
- При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.
При проведении закаливающих мероприятий целесообразно выделять 3 группы детей:
1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;
2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);
3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами инфекции, реконвалесценты заболеваний).
При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4оС выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.
Выделяют 3 режима закаливания:
- начальный – тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливающие теплом);
- оптимальный - стандартная методика;
- специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.
Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.
Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.
Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.
Постоянных противопоказаний для проведения закаливания нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длительности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.
Временными противопоказаниями являются: острый период заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.
После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3оС па сравнению с температурой последних процедур. При прекращении закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.
Температурный режим помещения
Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.
В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При открывании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; далее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью температуру в комнате проконтролировать труднее.
Прогулки на свежем воздухе
Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.
Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Севера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 300С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.
Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.
Неспецифические водные процедуры
Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21ОС. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330ОС. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.
В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой водой, температура которой 32 - 33оС. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до небольшого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.
Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).
Рациональная одежда
Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает переохлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.
При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых месяцев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.
При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.
Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.
Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.
Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.
Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения
Температура помещения | Одежда |
+2ЗС и выше | 1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки |
+21°+ 22°С | 2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн |
+ 18°+20ОС | 2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли |
+ 16°+ I7°C | З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки |
Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимости от температуры воздуха
Температура воздуха | Одежда |
От +6оС до -2° С | 4-слойная одежда: белье, платье (рубашка), трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка ли демипальто (при температypе ниже 0°С - зимнее пальто без трикотажной кофты), сапоги |
От- ЗОС до -8°С | 4-слойная одежда: белье, платье (рубашка), трикотажная кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги |
От -90С до -15°С | 5-слойная одежда: белье, платье (рубашка), трикотажная кофта (свитер), колготки, рейтузы - 2 пары, зимнее пальто, утепленные сапоги с носками |
Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года
Сезон года | Одежда. |
Лето | Трусы и майка, тапочки или полукеды |
Осень, весна (+60 - -6°С) | Майка, футболка с длинными рукавами, колготки, спортивный костюм, шерстяная шапочка, простые и шерстяные носки, кеды |
Зима (-7° - -15° С) | Майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготки, спортивный костюм, шерстяная шапочка, шерстяные носки, кеды, варежки. При ветре - куртка из непродуваемой ткани и рейтузы |
После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.
Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла покрывают еще одним одеялом.
Таким образом, рациональное проведение неспецифических закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специальных закаливающих мероприятий.
Специальные закаливающие воздействия
Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закаливающих процедур, большей исходной устойчивости, резистентности организма к средовым факторам. В этой связи специальные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.
В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные обтирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.
Воздушные ванны
Первая в жизни ребенка специальная закаливающая процедура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в родильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.
Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.
Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.
Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в возрасте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воздушные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.
Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.
Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения' воздушных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличивать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.
Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.
Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних – 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны составляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.
Закаливание и адаптация к водной среде
Использование воды для увеличения адаптационных. возможностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.
Основными факторами воздействия воды на организм являются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих процедур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.
Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.
Обтирание и обливание могут быть местными и общими.
Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)
Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.
Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.
Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важно помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.
Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32оС, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28оC. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1оС и доводят до +22оС летом и до + 25о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20о С и +24оС - для детей 5-6 лет до +18°С и 220С - для детей 6 -7 лет.
По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влажные. Температура воды при влажных обтираниях после возобновления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33оС - 34оС. Снижение температуры должно осуществляться через неделю на 1оС и доводится до +25 - 26оС. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.
Методика проведения ножных ванн
Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28оС далее охлаждают ее из расчета 1оС в неделю. Нижние пределы температуры воды +20оС. для детей 3 лет ее снижают до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.
Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.
Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.
После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.
Методика проведения общих обливаний водой
Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее – грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36оС. Каждую неделю снижение температуры на 1оС и доводят до 28оС.
Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34оС, постепенно снижают ее на 1оС в неделю и доводят до 28оС зимой и 24 - 25оС летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33оС, постепенно снижают ее на 1оС в неделю и доводят до 22 - 24оС. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24оС, длительность обливания 30 с - 15 мин.
Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.
В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.
Возраст 1 - 3 года:
1. Температура воздуха в помещении 19 - 17оС.
2. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30оС.
3. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
4. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
5. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20оС с дальнейшим снижением до +16 -18оС. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
6. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35оС и дальнейшим снижением до +18оС.
7. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36оС, продолжительностью 5-6 минут, с последующим обливанием водой 34оС.
8. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.
Дошкольный возраст:
1. Температура воздуха в помещении 19 - 17оС.
2. Воздушная ванна . продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30ОС.
4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
5. Умывание водой при температуре +14 -16оС. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-350С и дальнейшим снижением до + 240С.
7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28оС и постепенным ее снижением до 16°С.
8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 350С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности закаливания в условиях лета"
Консультация для воспитателей...
Закаливание в условиях ДОУ
Виды закаливания, организация закаливания....
Организация закаливания в условиях дошкольных образовательных учреждений с целью оздоровления детей.
С чего начать и как проводить закаливание в ДОУ...
Мастер-класс для родителей и педагогов "Подъем после дневного сна. Закаливание в условиях ДОУ"
В конспекте отражена система закаливания в условиях ДОУ, перечень проводимых мероприятий после дневного сна....
консультация для воспитателей "Закаливание в условиях ДОУ"
Консультация для воспитателей " Закаливание в условиях Доу"...
Технологии закаливания в условиях ДОУ
Консультация...
Консультация для родителей. «Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ»
Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизн...