Обеспечение безопасности и здорового образа жизни воспитанников.
консультация на тему

Черных Екатерина Сергеевна

Тут раскрывается вопрос обеспечения безопасности и здорового образа жизни воспитанников через формирование культуры безопасности у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение безопасности и здорового образа жизни воспитанников возможно через формирование культуры безопасности у дошкольников.

В силу возрастных особенностей ребёнок ещё не может обеспечить собственную безопасность, но уже способен освоить необходимые знания, навыки, начала компетенций безопасного поведения.

Рассмотрим основные физиологические и психологические особенности дошкольников, определяющие особенности обеспечения их безопасности взрослыми и специфику формирования культуры безопасности.

  • Анатомо – физиологические особенности.

Из - за маленького роста у детей небольшой угол обзора, небольшое поле зрения. В 6 лет у них появляется возможность оценить события в 10 – метровой зоне, что составляет примерно 0,1 поля зрения взрослого человека. До 8 лет дети испытывают сложности с определением направления и источника звука, не способны быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.

  • Сложности в управлении поведением, импульсивность.

Эти особенности связаны с невысоким уровнем произвольной регуляции, самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций.

  • Повышенная двигательная активность.

В сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.

  • Эмоция страха.

Является причиной возникновения множества проблемных ситуаций. При этом в опасности могут оказаться и дети, которые «ничего не боятся» (по свидетельству учёных, их число растёт), и дети, чья жизнь «переполнена страхами».  И те и другие способы, не умеют действовать в страхогеной ситуации (А. И. Белоусов, А И. Захаров, Ц. П. Короленко и др.). В опасных ситуациях они проявляют пассивно – оборонительную реакцию, теряется, впадают в состояние безысходности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее в центральной нервной системе развивается торможение.

  • Реакция детей по сравнению с реакциями взрослых замедленны.

Например, у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. Ребёнку для этого требуется 3-4 секунды. Дети медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряют, не зная, что делать.

  • Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой. Обычно оно полностью сосредоточено только на собственных конкретных действиях. Кроме того, они реагируют только на те звуки, которые им интересны.
  • Дошкольники не способны запомнить и (или) предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребёнок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает некоторые жизненные и игровые ситуации.
  • Неадекватность самооценки, переоценка своих возможностей связаны  с выбором взрослыми неверных тактик воспитания. Именно родители, или лица их заменяющие оказывают наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребёнок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых, не выполняет данных им обещаний.

Таким образом, можно сказать о том, что дошкольники зачастую не обладают физическими и интеллектуально – личностными возможностями, позволяющими оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации. Возникает закономерный вывод: если дети дошкольного возраста объективно не в состоянии обеспечит собственную безопасность, целесообразно ли организовывать их обучение основам безопасности жизнедеятельности, формировать у них культуру безопасности?  При этом необходимо принимать во внимание два важных момента.

  1. Вне зависимости от того, организуют ли взрослые целенаправленный процесс приобщения ребёнка к культурным ценностям или нет, он объективно происходит. Таким образом, нет дилеммы – воспитывать или не воспитывать культуру безопасности у детей. Существует выбор – попытаться оптимизировать процесс, происходящий естественным образом, или остаться безучастным, полагаясь на природу ребёнка или на третьих лиц.
  2. Возможность, необходимость и результативность воспитания основ культуры безопасности, формирование готовности к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях определяются наличием личностных и психологических новообразований.

В старшем дошкольном возрасте дети как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать культуру безопасности. В современной научной и методической литературе используются различные термины для обозначения процесса подготовки ребёнка к предупреждению и преодолению опасных ситуаций: «обучение основам безопасности жизнедеятельности», «процесс подготовки к выживанию», «навыки безопасного поведения», «личность безопасного типа», «культура личной безопасности», «культура безопасности» и др.

        Рассмотрим определения данных понятий.

Безопасность – возможный и ожидаемый эффект от достижения социально приемлемого уровня риска.

Культура безопасности – способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности  общества в этой области.

Культура безопасности жизнедеятельности ребёнка – совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умения оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.

Личность безопасного типа – человек ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, к защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.

        Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребёнка.

        Опираясь на идеи В. Н. Мошкина, можно определить содержание работы по формированию культуры безопасности:

  • Воспитание мотивации к безопасности;
  • Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления;
  • Формирование компетенций безопасного поведения;
  • Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;
  • Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;
  • Психологическая подготовка к безопасному поведению;
  • Качества ребёнка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности).

Выбор форм, методов и приёмов воспитания, обучения и развития детей также должен определяться «естественными основаниями», т.е. тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребёнка к культурным ценностям.

Областное государственное казённое образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 «Магаданский областной детский дом для детей дошкольного возраста»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕДСОВЕТА

(Безопасность и здоровье наших детей.)

Обеспечение безопасности и здорового образа жизни воспитанников.

Материал подготовлен:

Старшим воспитателем

ОГКОУ МОДДДДДВ

Черных Е. С.

Магадан (25.04.14. г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по формированию здорового образа жизни воспитанников.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.Очень важным в этой связи является формирование у ребёнка правильного отношения к своему  здоровью,навыков здорового образа жиз...

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/С №2 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

Меня давно интересовал вопрос здоровья дошкольников.Решила изучать эту тему и применять полученный опыт на практике,чтобы мои дошколята были сильными и здоровыми....

Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников детского сада

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно даёт ребёнку ...

Проект по формированию здорового образа жизни воспитанников "Путешествие в страну здоровья"

quot;Забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."  ...

Программа постоянно действующего семинара для педагогов и сотрудников ДОУ «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников и педагогов ДОО».

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков сложна и многогранна. Ее изучение и развитие базируется на данных многих наук – биологии, экологии, медицины, психологии, педагогики,...