Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников детского сада
презентация на тему

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно даёт ребёнку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.82 МБ
Файл vystuplenie_-_kopiya.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников детского сада воспитатели МБДОУ Д\С №119 р.п.Пушкино Щепанкова Светлана Владимировна Каукенова Ирст Утеповна

Слайд 2

« Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия» Всемирная ассоциация здравоохранения. " Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века.

Слайд 3

Связь детского сада и родителей . Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно даёт ребёнку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.

Слайд 4

Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат в области сохранения здоровья наших детей.

Слайд 5

В нашем учреждении ставятся следующие задачи для формирования здорового образа жизни детей: -создать развивающую среду-пространство самореализации; - стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности; -направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребёнка; - обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни; - развитие творческого потенциала, а также развитие партнёрства семьи, педагогического коллектива и самих детей. -дать детям возможность применять полученные знания, умения в реальной жизни.

Слайд 7

В систему оздоровительной работы нашего детского сада включены следующие инновационные здоровьесберегающие технологии, из которых выделяются три группы: Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг , ритмопластика, динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, беседы из серии «Здоровье», самомассаж . Коррекционные технологии: арттерапия , технологии музыкального воздействия, сказкотерапия , технологии воздействия цветом.

Слайд 8

Коррегирующая гимнастика Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.

Слайд 10

Дыхательная гимнастика. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании. Все упражнения мы проводим в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, кровообращение в лёгких, снижают спазм бронхов, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Слайд 12

Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Слайд 13

Для детей 2-3 лет используем различные игрушки и пособия для гимнастики

Слайд 14

Применение динамических пауз В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать Динамические паузы выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую развивающую, коррекционную, профилактическую, лечебную.

Слайд 16

Физминутки

Слайд 17

Любим поиграть в весёлые старты

Слайд 18

Зов джунглей

Слайд 19

Хороводные игры-игры с музыкальными инструментами

Слайд 20

Массаж рук При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Мы в своём педагогическом процессе используем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.

Слайд 21

Катание мячей-ёжиков Катание карандашей

Слайд 22

Играем с шишечками Игры с прищепками

Слайд 23

Учимся шнуровать Перебираем крупы

Слайд 24

Точечный массаж

Слайд 25

Стретчинг Среди оздоровительных методик восстановления детей можно выделить игровой стретчинг , который мы также используем в своей педагогической практике. Методика упражнений стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Слайд 26

Упражнение «Мельница» Упражнение «Лодочка»

Слайд 27

Упражнение «Солнышко»

Слайд 28

Закаливание. Особое внимание в режиме дня необходимо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболевания. Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Слайд 29

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям. Основная задача : осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Слайд 30

Правила закаливания 1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года. 2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. 3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. 4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня… 5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). 6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью.

Слайд 31

Хождение по массажным коврикам Полоскание горла кипячёной водой

Слайд 32

Обтирание мокрыми руками

Слайд 33

Мытьё рук прохладной водой

Слайд 34

Утренняя гимнастика на воздухе Солнечные ванны

Слайд 35

Бодрящая гимнастика Тянемся ножками Велосипедики

Слайд 36

Арт-терапия Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами. Словосочетание « арт-терапия » понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Слайд 37

Рисование пальчиками

Слайд 38

Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать .

Слайд 39

Цветотерапия Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

Слайд 40

Цвет-в окружающих нас игрушках

Слайд 41

Цвет в мебели Игра «Цветные шары»

Слайд 42

Игра «Цветные ленточки» Игра «Солнышко»

Слайд 43

Цветная водичка-моё настроение

Слайд 44

Игры с песком в детском саду Неотъемлемой частью воспитательного процесса в детском саду являются игры с песком, которые можно организовывать как в группе, так и на участке. В процессе игры с песком дети активно используют руки, что помогает познавать окружающий мир. Как правило, основной целью разнообразных игр с песком, является у детей раннего возраста – психоэмоциональное развитие, а у более старшего возраста - формирование представления об свойствах песка (мокрый или сухой), его формах.

Слайд 45

Малыши на песке… Песочные узоры

Слайд 46

Изучаем свойства песка

Слайд 47

Сказкотерапия в детском саду Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения.

Слайд 48

Сказка перед сном Сказка в образах

Слайд 49

Сказочный герой у нас в гостях В гостях у сказки

Слайд 50

Инсценируем русские народные сказки

Слайд 51

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. - Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Слайд 52

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги, разрешите представить вам доклад на тему

 «Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников детского сада».

I. Понятие здоровья.

 "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью. Общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия»

  Путь к здоровью  - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. В нашем дошкольном учреждении сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований  для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса  в детском саду.

Использование педагогами нашего учреждения здоровьесберегающих  технологий формируют основы здорового образа жизни, определённые навыки саморегуляции.

 

II.Связь ребёнка и родителей- как важнейший фактор воздействия на личность и его здоровье.

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно даёт ребёнку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.

Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат. Именно на этом и строится работа нашего детского сада.

III.Компоненты здоровья.

 

Учёные отмечают несколько  основных компонентов здоровья.

Соматическое здоровье- текущее состояние органов и систем организма человека основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Психическое здоровье-  состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье-  основу определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:

а) - двигательной активности человека;

б) - рационального питания;

в) - закаливания;

г) -соблюдения правил личной гигиены;

д) - безопасного поведения в повседневной жизни;

е) - оптимального сочетания умственного и физического труда;

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично. 

IV.Педагогические задачи.

Основой педагогической модели по формированию здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой. Именно для этого мы ставим следующие задачи:

-создать развивающую среду-пространство самореализации;

- стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

-направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребёнка;

-  обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

-  развитие творческого потенциала, а также развитие партнёрства семьи, педагогического коллектива и самих детей.

-дать ему возможность применять полученные знания, умения в реальной жизни.

V. Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ.

Организацию оздоровительной работы мы строим с учетом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №119 р.п. Пушкино, разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учётом ФГОС.

Главная цель нашей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье.

В систему оздоровительной работы нашего детского сада  включаем следующие инновационные  здоровьесберегающие технологии, из которых выделяются три группы:  

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, беседы из серии «Здоровье», самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребёнка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создаёт условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Коррегирующая гимнастика

Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; выработки  правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.

Общие задачи решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей  Для детей дошкольного возраста занятия, проводимые в сюжетно-ролевой форме, имеют преимущества перед обычными занятиями физической культурой. По мере освоения одних упражнений можно добавлять другие. Каждый комплекс содержит 5 упражнений во вводной части, 9-10 в основной и заключительная часть включает упражнение  на  дыхание и расслабление.  

Дыхательная гимнастика.

 Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, кровообращение в лёгких, снижают спазм бронхов, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Все упражнения мы проводим в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом.

 Гимнастика для глаз.

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения. Для детей мы используем различные игрушки и пособия для данной гимнастики.

Применение динамических пауз

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Потребность детей в движении  мы удовлетворяем на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Ддинамические паузы  выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

В нашем  детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры, хороводные игры с музыкальными инструментами.

Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями.  

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают  внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное  напряжение.

Физкультминутки проводятся воспитателем  по мере необходимости  во время занятий.

Массаж рук.

  При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

    Мы в своём педагогическом процессе  используем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.

   Используются упражнения:

- катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, сжимание резиновых игрушек разной плотности.

-игры с прищепками и шишками.

-перебирание крупы.

Массаж пальцев начиная с большого и до мезинца.

Точечный массаж- элементарный приём самопомощи своему организму.     Точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний и ОРЗ.

 

Стретчинг

Среди оздоровительных методик восстановления  детей можно выделить игровой стретчинг, который мы также используем в своей педагогической практике. Методика упражнений стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника.  

Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные дошкольникам названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу.  

 Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.  

Комплекс упражнений игрового стретчинга для детей может включать:

— упражнения для мышц живота путем прогиба назад;

— упражнения для мышц спины путем наклона вперед;

— упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов;

— упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса,

— упражнения для укрепления мышц ног;

— упражнения для развития стоп;

— упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие.

Закаливание.

Особое внимание в режиме дня  мы уделяем  проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболевания.  

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

При организации закаливания мы соблюдаем ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным.     Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени.  

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных) ; 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья ; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ) .

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия.  

 Мы в своей  педагогической практике используем следующие виды закаливающих процедур.

1.хождение по массажным коврикам,

2.полоскание горла кипячёной водой  до утренней гимнастики,

3.контрастное обтирание,

4.мытьё рук прохладной водой.

Закаливание солнцем

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн . Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день.    

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон

Режим дня  в нашем дошкольном учреждении  направлен на закаливание организма ребенка.

Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года - в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19°

Дневной сон проходит без маек в теплое время года.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится  и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус.В течение года используются различные варианты гимнастики.

 Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений( ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам).

Выполнение гимнастики в постели и  также способствует закаливанию детского организма.

Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи.  

 

 

Арт-терапия

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества

Словосочетание «арт-терапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе и в детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

 

    Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислю условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

 Мы используем следующие способы арт-терапии.

Марания

 Дети создают изображения с отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.  

 

Рисование пальцами

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной.  

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Рисование предметами окружающего пространства

Можно  рисовать  мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще.  

Цветотерапия

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

Цвет присутствует везде

-в игрушках,

-в мебели,

-мы играем с цветными шарами,

-играем с цветными ленточками,

- в играх используем цветную водичку.

Игры с песком в детском саду

Неотъемлемой частью воспитательного процесса в детском саду являются игры с песком, которые можно организовывать как в группе, так и на участке. В процессе игры с песком дети активно используют руки, что помогает познавать окружающий мир. Как правило, основной целью разнообразных игр с песком, является у детей раннего возраста – психоэмоциональное развитие, а у более старшего возраста - формирование представления об свойствах песка (мокрый или сухой), его формах.

 

По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков.  

Сказкотерапия в детском саду

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности.  Мы используем  сказкотерапию в работе с дошкольниками, что позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность.  

- Мы читаем сказки перед сном, инсценируем сказки,

-Сказочные герои приходят к нам в гости,

-Инсценируем русские народные сказки.

Итог.

Таким образом, комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей. Уровень заболеваемости снизился, значительно снижено количество пропусков по болезни. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось.

 Если сравнить показатели последних трёх лет, то можно увидеть следующее.

Количество детей

2012 год

2013 год

2014 год

Число дней проведённых воспитанниками в детском саду

10624(75 детей)

12830(90 детей)

13262(91ребёнок)

Количество случаев по заболеваемости:

пневмания

2

2

1

ангина

2

1

0

ОРЗ

272

240

196

костно-мышечные заболевания

3

2

0

Уровень физического развития

86%

88%

90%

Для достижения положительных результатов по данной теме, естественно могут быть препятствия. Это в первую очередь не возможность охвата всех детей группы каждым видом здоровьесберегающих технологий. Так как состояние здоровья некоторых детей требует только индивидуального подхода.  

Система нашей работы строится на том, чтобы  помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. - Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных нами мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников

Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников...

Родительское собрание "Формирование основ здорового образа жизни в детском саду"

Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения и формирование у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью....

Специфика воспитания общей культуры личности детей и формирование ценностей здорового образа жизни в детском саду

Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно и...

"Здоровый образ жизни - полезен он для всех!" Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду.

Консультация для родителей, материал для сообщения на родительском собринии о формировании здорового образа жизни в детском саду....

Процесс формирования навыка здорового образа жизни в детском саду

Формирование навыка здорового образа жизни является залогом выработки полезной привычки и хорошего здоровья человека в будущем....

Программа формирования культуры здорового образа жизни воспитанников 2021-2022 год

Цель программы:воспитаниездоровогоребенка,формированиеуродителей,педагогов,обучающихсякультурыздоровогообразажизниздоровьяиздоровьесберегающей компетентности. Задачи программы:Профилактика просту...

Программа формирования культуры здорового образа жизни воспитанников 2022-2023 год

Цель программы:воспитание здорового ребенка, формирование у родителей, педагогов, обучающихся культуры здорового образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности. Задачи программ...