Рабочая программа дополнительного образования «Обучение плаванию»
методическая разработка на тему

Программа по форме, структуре и содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к документам данного вида. Включает в себя пояснительную записку, в которой представлены теоретические основания разработанной программы, цели и задачи обучающей работы с детьми. Содержание программы ориентировано на развитии двигательной активности и физических качеств дошкольника

В программе дан подробный перечень упражнений, необходимый для выполнения: как на суше так и на воде, представлены этапы обучения и авторская ступенчатая система подхода к обучению.

Кроме того, в пособии акцентируется внимание на индивидуальный подход в обучении и даны рекомендации по технике безопасности на занятиях.  Программа адресовано инструкторам по физической культуре и тренерам – преподавателям в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plavanie.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

                    «Обучение плаванию»

                        (для дошкольников 3-7 лет)

Автор:

Лебедева Инга Анатольевна,

Инструктор по физической культуре

ГБОУ лицей №1524

Д/О Солнышко г.Москва

Аннотация

Программа по форме, структуре и содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к документам данного вида. Включает в себя пояснительную записку, в которой представлены теоретические основания разработанной программы, цели и задачи обучающей работы с детьми. Содержание программы ориентировано на развитии двигательной активности и физических качеств дошкольника

В программе дан подробный перечень упражнений, необходимый для выполнения: как на суше так и на воде, представлены этапы обучения и авторская ступенчатая система подхода к обучению.

Кроме того, в пособии акцентируется внимание на индивидуальный подход в обучении и даны рекомендации по технике безопасности на занятиях.  Программа адресовано инструкторам по физической культуре и тренерам – преподавателям в детском саду.

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка

     

Глава I.  Методические рекомендации для работы по программе

 

Глава II. Этапы обучения

    

Глава III. Особенности работы с младшим возрастом  

1. Задачи     

2. Упражнения на суше  

3. Упражнения на воде

    

Глава IV. Особенности работы со старшим возрастом 

1. Задачи     

2. Упражнения на суше  

3. Упражнения на воде 

4. Техника безопасности на занятиях 

  

 Глава V. Планируемые результаты освоения программы

 

 

Здоровье не все, но все без здоровья – ничто.

Сократ

 

Пояснительная записка

   Актуальность программы заключается в том, что тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена.

После выхода федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования стало понятно, что многолетняя работа и ее результаты, представленные в данном пособии, очень точно попадают в цель и логику новых тенденций дошкольного образования.

   Необходимость в создании программы обусловлена спросом со стороны родителей, стремящихся к разностороннему развитию своих детей . А также связанный с желанием родителей видеть своих детей физически развитыми и здоровыми.

   Новизна и отличительная особенность программы «Обучение плаванию дошкольников» в том, что плавание, как вид деятельности, в программах дошкольных учреждений не разработана; нет методических рекомендаций и разработок по данному направлению. Данное методическое пособие послужит одним из важнейших инструментов обновления и дополнения к содержанию программ по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях.[2, с.16]

   В программу включены упражнения для освоения с водой,  овладения плавательными движениями различными способами, требования  для детей всех возрастных групп.

   При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а так же правила безопасности.

    Целью программы является овладение жизне- и здоровьесберегающим навыком плавания, для осуществления которой необходимо решить следующие задачи:

-Охрана и укрепление психического физического здоровья детей и педагогов;

 -Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;

-Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;

 -Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.

-Обогащение условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

 -Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности

-Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства; Учить плавательным навыкам и умениям.

-Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде; Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

-Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;

-Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде. 

- расширять знания о значении занятий плаванием;

- учить движениям руками, ногами различными способами плавания;

- учить плаванию различными способами в полной координации; учить смене способов при плавании на на максимально возможное расстояние.

       Настоящая программа обучения плаванию составлена на основе личного опыта и анализа учебного материала  и литературы по обучению плаванию детей дошкольного возраста.

     Личный опыт работы показал, что в дошкольном возрасте наилучшим образом развиваются врожденные в первые годы жизни ребенка двигательные  способности на суше и на воде.

      В программе особое внимание  уделяется подготовительным и развивающим основные физические качества упражнениям на суше и воде,  выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе установленных требований по всем имеющимся в программе разделам: знаний, упражнений на суше, упражнений для освоения с водой, упражнений на воде.

    Особенностью данной программы является  использование ступенчатой  системы  - методики обучения неспортивным и облегченным спортивным способом плавания начиная с младшего возраста и совершенствования их в старшем дошкольном возрасте.

    Методика , положенная в основу данной программы апробирована и используется в течении 7 лет на базе ГБОУ лицей № 1524 дошкольного отделения «Солнышко».

Глава I. Методические рекомендации

   Учитывая приоритетное направление ДОУ – сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и возросшую потребность родителей в оздоровительных услугах, на базе нашего сада организованы занятия по обучению детей плаванию в кружке «Веселый пескарь». В качестве базовой программы взята «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и методика обучения плаванию Т.И. Осокиной (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Программа Протченко Т.А. «Обучение плаванию детей с 2-7 лет»,2007;Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М.: «Просвещение», 1991).

    Перед началом занятий плаванием следует обратить внимание родителей на значение этих занятий, а также на помощь родителей при обучении, рекомендовать в этом периоде проведение закаливающих процедур: обтираний, ножных ванн со снижением температуры воды для того чтобы было меньше пропусков занятий и обучение было  бы более эффективным[1, с.5].

   Методика, которая лежит в основе данной программы, отвечает всем известным требованиям, доступна младшему дошкольному возрасту соответствует задачам и условиям проводимых занятий.

; включает методические резервы увеличения методических движений на воде; начинается обучение с постепенного ступенчатого обучения движений руками, затем ногами; сокращает до минимума формирования навыка проплывания нескольких метров облегченными способами уже на первых занятиях в удобных сочетаниях с каждым ребенком; ускоряет освоение спортивных способов; способствует постепенному освоению остальных способов; постоянно увеличивает максимально возможное проплываемое расстояние без отдыха сначала одним лучше получающимся способом, затем разными, меняя их.

    Для соблюдения правильного построения занятий необходимо четкое использование всех педагогических принципов обучения со строгим выполнением таких методических условий как:

-преемственность упражнений ( от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному);

-постепенность( от простого к сложному);

-использование специально разработанных средств и методов для формирования прочного навыка плавания.[3,с.8]

    Для повышения эффективности обучения следует также руководствоваться положением, что сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность в том или ином виде деятельности [4,с.32]. Должна быть поставлена задача- найти для ребенка те движения, которые  бы отвечали его способностям, его одаренности. Обучение построенное на таком принципе, как показала практика, более эффективно.

    При обучении по данной методике используется групповой метод обучения, когда занимающиеся обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по- разному, индивидуально[1,c.4]. Применение такого подхода наиболее эффективно именно на начальном этапе.

Глава II. Этапы обучения:

   На  первом этапе обучения детям предоставляется возможность  из большого количества движений разных способов, начиная с рук а затем и с ног и их различных сочетаний выбрать те, которые у каждого лучше получаются. Результатом этого является выбор способа плавания, который соответствует индивидуальным особенностям каждого занимающегося.

   Второй этап обучения посвящается углубленному освоению спортивных способов. Причем последовательность их освоения также может быть разная, начиная с лучше получающегося и постепенно переходя к более трудно осваиваемым способам

            Первая ступень обучения начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание общего представления о новом движении. Предварительное представление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ребенок получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях. Эта информация может носить описательный характер и дополняться количественными значениями технических действий[2,с.11].

         Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием: зафиксировано отдельное положение, проимитировано с помощью преподавателя или воспроизведено в максимально облегченных условиях. При этом ребенок получает определенные мышечные ощущения (двигательную информацию), которые расширяют сведения о технике нового упражнения[4,с.63].

            Вторая ступень обучения углубленное разучивание движения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность педагога здесь складывается из следующего:

1. Постоянного наблюдения за ходом выполнения движения.

2. Сопровождения выполнения упражнения словесными и иными сигналами.

3. Оказания непосредственной помощи для облегчения выполнения.

4. Обеспечения безопасности обучения.

5. Исправления ошибок путем коррекции действий ребенка в процессе выполнения движения.

6. Планирования последующих заданий.

            При планировании и организации обучения новому движению следует учитывать следующие моменты:

  при разучивании на одном занятии нескольких новых движений требуется их чередование с уже освоенными; для лучшего запоминания движения желательно его повторять на каждом занятии;.

            В результате активной работы взрослого и ребенка на втором этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. На этом этапе возможно дробное изучение упражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях. Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения.[] При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.

            Третья ступень обучения закрепление и совершенствование движения. Данный этап направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого движения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения.

            Степень овладения движением должна быть доведена до уровня прочного автоматизированного навыка, что позволит уверенно выполнять освоенное движение на протяжении длительного периода. Роль педагога на данном этапе обучения определяется задачами обучающего процесса[5,с.9].Непосредственное участие в выполнении упражнения (помощь, сопровождение) уменьшаются. Ребенок чаще использует приемы самоконтроля и самооценки собственных действий.

            В результате последовательного решения 3 cnegtytq обучения  упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно, т.е. перестает быть новым. Такой уровень овладения движением можно считать завершением процесса обучения. Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения каждое движение необходимо периодически повторять.

Глава III. Особенности работы с младшим возрастом  

Задачи:

-сообщить детям о свойствах воды и пользе плавания;

- ознакомить с правилами поведения на воде;

- учить  погружать лицо в воду;

-учить самостоятельно передвигаться в воде;

- познакомить со стилем плавания: кроль;

- добавлять каждые 3-4 занятия новые стили (брасс, дельфин)

-учить делать вдох и выдох на суше и в воде;

Упражнения на суше:

                1.         Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

                2.         Простейшие специальные упражнения пловца, комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;.

                3.         Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

                4.         Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

                5.         Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и     ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения на воде:

-Разнообразные способы передвижения в воде: ходьба, руки на поясе, бег обычный, прыжки лицом, спиной вперед на 2х ногах. положение рук- произвольное, по 7м.

-Погружение в воду с открыванием глаз под водой: Стоя около бортика, держась за поручень, присесть, сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду с головой, а не просто наклонить лицо вниз, глаза должны быть приоткрыты.

-Выдохи в воду. Положение тела такое же, как и при выполнении погружения в воду. Губы при выполнении выдоха немного вытянуты вперед, напряжены (трубочка). Выдох должен быть равномерным, непрерывным, полным, выполняться одновременно через рот и нос.

-Плавание с предметами (надувными игрушками) при помощи движений ног. Взяв поддерживающий предмет, принять горизонтальное положение на груди, опустив подбородок в воду, или на спине, положив затылок на предмет, таз у поверхности воды. Плыть при помощи движений ног способом кроль

-Скольжение на груди.

Глава IV. Особенности работы со старшим возрастом 

 Задачи:

-Учить детей переходить из положения «звездочка» в положение
«поплавок» и наоборот;

-выполнять скольжение на груди и на спине на дальность (метры);

-доставать игрушки со дна при нырянии на дальность;

-совершенствовать плавание неспортивными и спортивными
способами; приучать детей стараться проплывать, постоянно-

увеличивая расстояния;

-учить выполнять повороты при плавании на груди;

-учить делать выдохи в воду во время плавания по элементам и в
полной координации всеми способами.

Упражнения на суше:

  1.  Общеразвивающие упражнения, в т. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.
  2.   Комплексы специальных упражнений пловца для различных способов плавания.
  3. Простейшие комплексы упражнений (4-6) для включения в занятия утренней гимнастики и в другие формы двигательной деятельности режима детского сада;        
  4. Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
  5. Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;  
  6. Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.
  7. Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.
  8. Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и  ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения на воде:

  1. Скольжение на груди: Стоя у бортика руки вперед, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрелка» на груди. Тело ребенка должно лежать у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду
  2. Скольжение на спине: Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрелка» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо - на поверхности воды.
  3. Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди: Инвентарь: пенопластовые доски. Положение тела горизонтальное, руки вытянуты в перед, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки оттянуты, повернуты вовнутрь, дыхание произвольное.
  4. Плавание произвольным способом: Проплыть 8 м (туда и обратно) любым способом при помощи движений ног и рук. Дыхание произвольное.
  5. Выполнять спады в воду из различных положений: сидя, в приседе, в глубоком наклоне.
  6. Упражнения «по элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение спортивной техники плавания, в т.ч. со вспомогательными средствами.
  7. Плавание при помощи движений рук брассом, дельфином, кролем с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.
  8. Движения ногами кролем, дельфином брассом с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.
  9. Плавание различными сочетаниями неспортивными и спортивными способами с выдохами в воду; (согласовывать движения руками и ногами с дыханием), с выполнением поворотов, в т.ч. со вспомогательными средствами.

     Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и природными данными детей, по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и других. Такой подход вызывает у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

     Техника безопасности на занятиях.   

В помещение бассейна входить организованно, занять индивидуальное место для раздевания.

Надеть шапочку для плавания.

Спокойно пройти  в помещение бассейна   по антискользящей дорожке и занять место на скамейке.

Внимательно слушать и выполнять все команды инструктора по плаванию.

Спускаться в бассейн по лестнице по одному, не толкая своих товарищей.

Все задания в воде выполнять строго по свистку.

Спортивный инвентарь для плавания использовать по назначению.

Запрещается брызгать других детей и наплывать на них во время выполнения задания.

Не допускать притапливания  товарищей.

При возникновении затруднений по выполнению упражнения обратиться к инструктору  по плаванию.

.Выходить из бассейна организованно по одному с разрешения инструктора по плаванию,  не толкая своих товарищей.

Глава V. Планируемые результаты освоения программы:

-Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;

-Расширение адаптивных возможностей детского организма;

-Повышение показателей физического развития детей; Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;

-Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.

-Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения;

-Формирование нравственно-волевых качеств.

        Для младшего возраста:

Плавание любыми способами с любыми вспомогательными средствами -5-7-9 м.

Плавание любыми способами без вспомогательных средств -3-4-5 м.

      Для старшего возраста:

Плавание любым способом с вспомогательными средствами более 15 м. Плавание любым способом 7-9-12 м.

Литература:

1.Протченко . Т.А., Семенов Ю.А. «Обучение плаванию детей с 2-7 лет»,2007

2.Чемнева А.А., Столмакова Т.В. «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» «Детство – Пресс» 2011 г.

3.Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А., Богина, Т.Л. Обучение плаванию. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.

4.Викулов А.Д. «Плавание». - М.: Владос-пресс, 2003.

5.Пищикова, Н. Г.Обучение плаванию детей дошкольного возраста : занятия,

игры, праздники / Пищикова Н. Г. - Москва : Скрипторий 2009. – 86с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно рас...

Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, зн...

Рабочая программа дополнительного образования по ПЛАВАНИЮ

Рабочая программа  дополнительного образования по ПЛАВАНИЮ...

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей 5 – 7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение чтению»для детей 5 – 7 лет...

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей 5 – 7 лет на 2019-2020 учебный год

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ...

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»...