Технология развития познавательной активности детей на основе корректурных таблиц
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сыч Надежда Николаевна

Внедрение корректурных таблиц в образовательный процесс. Авторская корректурная таблица "ЗДОРОВЬЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития познавательной активности детей на основе корректурных таблиц

Внедрение корректурных таблиц в образовательный процесс.

За основу методической разработки использовала методику Гавриш Н.В. «Использование карт умственных действий и корректурных таблиц». Эта технология создана доктором  педагогических наук, профессором, Натальей Васильевной Гавриш.

Автор технологии, реализуя гуманистический подход к образованию, предлагает, «учить, не обучая, дать возможность ребенку самому открывать горизонты своего знания» и ориентировать его на образование на протяжение всей жизни.

«Корректурная таблица» - таблица, которая дает возможность корректировать наше восприятие объектов и явлений действительности: каждый раз те же самые объекты и явления можно рассмотреть в новом ракурсе, под другим углом зрения, обратить внимание на их характерные особенности.

Корректурные таблицы - это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30), заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Картинки подбирают по смыслу - тематически. Количество картинок для младших дошкольников составляет 9-12, для старших –до 25-30. Усложняется смысл вопросов и заданий к таблицам.  


Целесообразно каждую клеточку корректурной таблицы пронумеровать и подписать печатным шрифтом - это значительно расширяет развивающие возможности таких таблиц: самопроизвольно дети запоминают цифры и образ печатного слова. Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать, так сказать, «считывать» зрительный образ напечатанного слова.

Цель: Повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-игровых технологий в ДОУ; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Задачи использования корректурных таблиц:

*Сделать более наглядным процесс установления связей между предметами, объектами, явлениями.

*Закреплять и уточнять, обогащать знания детей в разных сферах окружающей действительности.

*Расширять словарь детей.

*Закреплять ориентировку в пространстве («перед», «между», «выше», «ниже», «за», «справа», «слева», «вверху», «внизу» и др.; совершенствовать математические умения (посчитать, установить последовательность, сравнить, определить форму и т.д.)

*Развивать любознательность, творческое мышление, широту восприятия, память, мышление, внимание, связную речь.

Таблицы могут быть демонстрационные и раздаточные для стимулирования самостоятельной деятельности.

Пособие является универсальным, т. е. его можно использовать в любой образовательной области и в любом режимном моменте.

Корректурную таблицу, как и любые другие творческие игры можно использовать в различных формах детской жизнедеятельности детей:

- в совместной партнерской деятельности со взрослыми;

- в НОД:  в начале занятия как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность;  в основной части занятия – для усвоения темы или содержания изучаемого материала, для уточнения знаний и расширения  представлений дошкольников об окружающем , установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей действительности;

- как интеллектуальную игру, в которой дети будут соревноваться на скорость реакции, точность и широту восприятия и т. д. коллективно, в группах или по одному; могут выполнять единое или разные задания.

Главное, что обеспечивает успех их использования - живой интерес детей, радость открытия, любознательность, речевая инициативность, удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, которые взрослый должен тщательно поддерживать.

Существуют несколько вариантов работы с корректурными таблицами:
- взрослый объявляет вопрос или задание, дети выполняют его, объясняя свои действия;
- вопрос, задачи представлены на карточках с помощью символических знаков, которые дети должны самостоятельно прочитать;
- дети работают с незаполненной таблицей - рамкой и набором предметных картинок, заполняя ячейки в соответствии с устными заданиями взрослого или символическими указаниями на форму, цвет, величину, букву и т.д.

 Тематика корректурных таблиц может быть достаточно разнообразной:

- Времена года (Зима, Весна, Лето, Осень);

- Животный мир (Дикие животные, Домашние животные, Птицы, Обитатели водоемов, Насекомые и др.);

- Растительный мир (Деревья и кустарники, Цветы, и др.);

- Посуда;

- Мебель;

- Одежда;

- Транспорт;

- Профессии;

- В мире сказок;

- Готовимся в школу и т. д.

Мною была разработана и изготовлена тематическая корректурная таблица «Здоровье»

Разработала  демонстрационную корректурную таблицу по тематическому принципу и составила комплекс заданий, дидактических игр и упражнений к ней для детей старшего дошкольного возраста.

Интеллектуально – речевые задания

«Найди слова»:

-которые начинаются с гласного звука;

- которые начинаются с согласного звука;

- в которых два, три слога;

- в которых наибольшее/ наименьшее число слогов;

-в которых есть звук О, А и др.;

- которые начинаются со звука Р, Д, К;

-которые заканчиваются на звук А, И, Т;

-в каких словах есть твердый/мягкий согласный звук;

- составьте предложение со словом №5; № 21.

«Скажи ласково»:

Солнце-…                                        Лимон-…

Глаз-…                                              Санки-…

Кровать-…                                         Мяч-…

Рука-…                                                Лук-…

«Продолжи предложение»:

Прежде чем съесть лимон или яблоко….

Лук защищает….

Зимой мы катаемся на…, а летом на…

Если в глаз попала соринка…

Когда мы приходим с прогулки…

Чтобы зубы были здоровыми…

Не кипяченную воду…

Если есть много сладкого…

«Назови правильно»:

- слова, про которые можно сказать «она» (девочка, женщина, бабушка, рука…);

- что размещено между часами и кроватью;

- все картинки в первом ряду;

- под солнцем, под санками;

-над самокатом, над мячом;

- номер картинки, на котором изображена женщина, младенец, дедушка;

- предмет, на котором можно спать, отдыхать.

«Отгадай загадку»

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку.

У двух матерей по пять сыновей, Одно имя всем. (Руки, пальцы)

Ее мы делаем по утрам,

Она бодрость дарит нам. (Утренняя гимнастика)

Мы по часам гуляем. Едим

Мы каждый день соблюдаем …(Режим)

День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (Глаза)

Много меня – пропал бы мир,

Мало меня – пропал бы мир. (Вода)

«Сравни»

Дети находят картинки с изображением девочки и мальчика. Рассматривают сначала картинки, а затем девочку и мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и пожилого человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах.

«Знакомимся со своим организмом»

Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.

-Какой орган называют мотором организма? (Сердце). Дети показывают сердце на плакате; сжимаю кулак, чтобы определить размер своего сердца; находят примерное месторасположение сердца в своем теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьется сердце. Дети определяют, что после физической нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее.

- Благодаря какому внутреннему органам мы дышим? (Легким) Дети находят изображение легких на таблице. Затем прикладывают ладони к груди и делают глубокие вдох и выдох; чувствуют, как расширяются и сжимаются легкие.

- Какие внутренние органы вы еще знаете? Нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем ему эти знания?

Вместе выясняют, что знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье.

«Азбука здоровья»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни; развивать речь, внимание, память.

Играют от 1 до… человек. Воспитатель (или ребенок) называет картинку или ее номер в таблице, а ребенок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

- Как мы с вами можем заботиться о своем здоровье?

- Назовите ситуации, неблагоприятные для здоровья:

-малая подвижность;

-употребления вредных для здоровья или испорченных продуктов;

- длительное сидение за компьютером и просмотр телевизора;

- несоблюдение режима дня;

- отрицательные эмоции (злость, грусть);

- не правильны выбор одежды;

- несоблюдение правил личной гигиены.

«Мои помощники»

Цель: уточнять и закреплять знания детей о внешнем строении человеческого тела; дать понятие о назначении и важности органов чувств; вызвать желание бережно относиться к жизненно важным органам.

- Какие необходимые для жизни функции помогают нам выполнять руки?

Дети перечисляют, что они делают с помощью рук – держать ложку, причесываются, одеваются, рисуют и т.д.

- Посмотрите на свою руку. Из каких частей она состоит? Какую работу выполняет каждая часть руки? Как вы думаете, почему рука подвижная? (ответы детей)

Затем дети рассматривают ноги. Сравнивают руки и ноги детей и взрослых (по рисункам). Обращать внимание на то, что все они разные по размеру, однако имеют одинаковое строение.

- Нарисуйте крупно лицо. Заметьте: все лица получились разными, но все же у них есть что-то общее – глаза, нос, рот, уши. Мы называем эти органы-органами чувств. А почему им дано такое название?

Да, носом мы чувствуем запахи; глазами мы видим свет; ушами – слышим, т.е. чувствуем звук; губами мы чувствуем температуру пищи, а языком – ее вкус. Теперь понятно, почему все эти органы называют органами чувств – с их помощью мы что-то чувствуем.

Игровые задания

*Обведи рисунок человека, который больше всего похож на тебя по возрасту

*Пронумеруйте картинки с изображением людей разного возраста в порядке его увеличения.

*Покажи, ЧТО помогает больному человеку выздороветь

*Покажи, КТО помогает человеку выздороветь.

*Покажи предмет, на котором можно кататься зимой (летом)

*Найди изображение мальчика или девочки и расставь цифры в определенном порядке: цифрой один отметь рот, цифрой 2 – нос, цифрой 3 – стопу, 4 – руку и т. д. Обведи цифру, которой ты обозначил парные части тела, органы чувств.

*Покажи на себе те части тела человека, которые я буду показывать на картинке (изображение человека).

*Обведи свою ладонь. Пронумеруй пальцы:

1-большой, 2-указательный, 3-средний, 4-безымянный, 5-мизинец.

*Найди в таблице изображение полезных продуктов и закрой фишкой.

*Что можно делать с помощью предмета №10, №13, № 21?

*Закрой фишками картинки с изображением членов твоей семьи, расскажи о том, как у вас в семье заботятся о здоровье.

8закрой красными фишками то, что приносит тебе огорчение, а зелеными то, что приносит тебе радость.

*Найди в таблице изображения тех людей, о которых можно сказать, что они здоровы.

*Какие признаки здоровья мы видим у них? (веселые, бодрые, жизнерадостные)

*Какими еще словами можно описать здорового человека? (красивый, сильный, ловкий, радостный, статный, крепкий?

*Опиши мальчика, изображенного в таблице (клетка № 2) (бледный, слабый, грустный, печальный, сутулый).

Творческо – речевая игра «Однажды»

Воспитатель предлагает детям выбрать по желанию 3 и более картинок из таблицы и составить с ними историю, добавив в нее:

- предмет – самокат, солнце, стакан воды;

- персонаж – мальчик, девочка, бабушка;

- определенные условия – время года, место события и т. п.

Придумывать историю дети могут парами, подгруппами или вместе с педагогом.

Творческо – речевая игра «История по картинкам»

Игра способствует развитию мышления, дает возможность устанавливать связи, создавать сюжетные линии на основе опорных слов.

Для игры объединяем детей в группы по 4-6 человек, каждая из которых получает карточку с указанными номерами картинок из корректурной таблицы и алгоритмом рассказа. Воспитатель предлагает членам команды составить историю, договорившись между собой, в какой последовательности ее будут рассказывать и с какого слова будут начинать.

После выполнения задания дети могут нарисовать или записать символами свою историю.

Вариант схемы рассказа может быть таким:

- Жил – был…

- Однажды…

- Вдруг…

- А тут…

- И тогда…

Словесная игра «Загадка»

Цель: способствовать развитию фантазии у детей; активизировать речь, логическое мышление; упражнять в установлении причинно – следственных связей.

Сначала ребенок получает от педагога карточку с номером картинки. Затем описывает изображение по алгоритму. Ребенок, который первым назовет отгадку, продолжает игру. Он получает карточку с номером следующей картинки и описывает изображение на ней.

Алгоритм: - живой или неживой объект;

- если живой, то, что он умеет делать;

- если не живой, то из какого материала может быть сделан и др.

Речевая игра «ДА или НЕТ»

Проводят с опорой на таблицу и без нее.

Цель: способствовать развитию фантазии у детей, реактивного мышления; активизировать связную речь, обогащать общение; упражнять в умении размышлять, находить аргументы; способствовать поддержке добрых отношений между участниками игры.

Инструкция: -Сейчас я прочитаю вам предложение, а вы внимательно послушайте и скажите мне, так это или нет, аргументируйте (докажите) свой ответ.

Педагог должен побуждать ребенка к размышлению, аргументации своих ответов вопросами и заданиями:

 Почему вы так думаете?

 Может ли быть наоборот?

 А как это можно доказать?

- Пожилой человек всегда ниже молодого мужчины или женщины?

- Моя мама моложе моей бабушки?

 - Яблоко полезно всегда.

- Под воздействием солнечных лучей в организме образуется витамин Д, а он нужен нам для роста, защиты от инфекций.

- Самое большое богатство – это здоровье.

Чистая вода – для болезни беда.

- Витамины – наши враги.

Здоровье ребенка зависит от его поведения.

- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

- Обида, злость и грубость могут повлиять на здоровье.

- Подвижные игры, физкультминутки, гимнастика и гимнастика пробуждения помогают нам быть здоровыми.

- От улыбки станет всем светлей.

- Мыть руки нужно только перед едой.

«Чтобы быть здоровым…»

- нужно гулять на свежем воздухе;

- одеваться по погоде;

- кушать только то, что хочешь, сколько хочешь и, когда хочешь;

- можно смотреть на яркое солнце без очков;

- можно тереть глаза грязными руками;

- чистить зубы можно и через день;

- правильно сидеть за столом;

- поздно ложиться спать;

- употреблять свежие продукты;

- беречь зрение;

- не делать зарядку;

- закаляться;

- читать лежа и при плохом освещении;

- близко сидеть около экрана и т. п.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Если я не буду мыть фрукты, то…

Если я не буду мыть руки, то…

Если я не буду чистить зубы, то…

Если я не буду делать зарядку, то…

Если я не буду следить за своей осанкой, то…

Игра «Что полезно для здоровья, а что приносит вред»

Когда дети услышат правильный ответ – нужно хлопнуть в ладоши, а когда услышат неправильный ответ – просто сидеть(стоять). Как вариант- правильный ответ найти в таблице и закрыть его фишкой зеленого цвета, а неправильный ответ – закрыть красной фишкой.

*Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?

- закаляться;

- мало двигаться;

- кушать много сладостей;

- почаще улыбаться;

- делать утреннюю гимнастику;

- простужаться;

- мыть руки по мере загрязнения.

*Чего нельзя делать, чтобы оставаться здоровым?

-не чистить зубы;

- поздно ложиться спать;

- часто мыть руки;

- ссориться и злиться;

- соблюдать режим дня.

Речевая игра «Твоя внешность»

Цель: подобрать и назвать как можно больше слов существительных, характеризующих тело и лицо соответственно заданным местоимениям:

Мое… (тело, лицо, колено).

Моя… (спинка, голова, шея, ладонь)

Мой…(живот, нос, рот, язык, локоть, лоб)

Мои… (руки, ноги, глаза, брови, щеки, пальцы, ногти, пятки)

Во время игры дети показывают названную часть тела на себе или другом ребенке.

Покажите на таблице:

- «хватальцы и держальцы»;

- мотор нашего организма (сердце);

- предмет, помогающий нам соблюдать режим (часы);

- то, что назвали в честь самого сильного человека на земле (каша «Геркулес»;

- оно катится по блюдцу с золотой каемочкой»;

- то, без чего человек может прожить 3-5 дней, а верблюд 10 дней;

- о них говорят: «зеркало души нашей» (глаза)

Использование пословиц и поговорок.

-  Как вы понимаете смысл пословицы «Береги здоровье смолоду»?

- Какие еще знаете пословицы и поговорки о здоровье?

* «Что сегодня бережешь, завтра понадобиться»

* «Посмотри на вид и не спрашивай о здоровье»

* «Труд – здоровье, лень – болезнь»

* «Ходи больше – проживешь дольше»

Игра – беседа «Наша каша хороша»

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? –Так говорят о слабых. Каша полезная еда, которая поможет быть сильным и здоровым.

- Из чего варят каши? (из гречки –гречневую, из риса – рисовую и т.д.)

Приходим к совместному выводу, почему полезна каша. В ней сила земли, солнца и воды.

Какие еще пословицы и поговорки знаете про кашу? (за ответ –фишку)

* «Кашу маслом не испортишь»

* «Гречневая каша – мать наша, а хлеб – кормилец»

* Хороша кашка, да мала чашка»

* «Каша есть – зубов не надо».

Игровое упражнение «Покажи»:

- как ползает малыш;

- как папа делает зарядку;

- как бабушка солит капусту;

- как ходит очень старенький дедушка;

- как ты катаешься на самокате;

- как ты ешь кислый лимон;

- представь, что ты футбольный мяч и др.

Составление игровых заданий, игр и упражнений – это интересный и творческий процесс. Желаю Вам успехов.

 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий»

Практические советы по организации двигательного режима в группе старшего дошкольного возраста...

Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера для развития познавательной активности детей 4-5 лет

Актуальностью моей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера  как средства сенсорного развития, формирования     элементарных математических ...

«Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий»

Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негат...

Статья "Развитие познавательной активности детей на основе проектной деятельности"

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее ...


 

Комментарии

Сумкина Оксана Николаевна

Отличный, полезный материал как для воспитателей, так и для специалистов ДОУ. Как инструктор по физической культуре, обязательно возьму себе на заметку для дальнейшего использования в своей работе.Большое спасибо за находку!

Сыч Надежда Николаевна

Спасибо за оценку, коллега