Журнал по ЗОЖ для педагогов и родитей "Советы доктора Айболита"
статья на тему
В журнале расскрыта педагогическая деятельность педагогов по здоровьесбережению детей в зимний период в виде консультаций, статей, сказок и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zhurnal_zozh.zip | 486.67 КБ |
2_zhurnal_zozh.zip | 2.31 МБ |
3_zhurnal_zozh.zip | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Список источников
- http://meditsinskij-sajt.ru/
- http://www.medical-enc.ru/
- http://studall.org/
- http://lostsky.ru/
- Ольга Анисимович, педагог-психолог, специально для детского портала "Солнышко". Опубликовано 11 марта 2004 г
- М. Матвеева, С.В. Хрущев “Спинку прямо!” с.14-15, газета “Здоровье детей” №12, 2003.
- Ю.Ф. Змановский “К здоровью без лекарств”, Москва, “Советский спорт”, 1990.
- Ю.А. Фролова, г. Тобольск “Вредным привычкам скажем - нет”. С.65-68. “Классный руководитель” №8 – 2
- П.А.Синявский «Сказка про лекарственные растения»
- ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10-1.htm
- Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
- 2.Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- 3.Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.
- методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко. В статье использованы материалы сборника «Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику», издат. «Патриот», Москва, 1999г.и книги Living Without Asthma, А.Е. Новожилов, 2002г.
Журнал для родителей «Советы доктора Айболита»
редакторы: воспитатели компенсирующей группы №8
Котрунова Т.И.
Русова А.Г.
принято на педагогическом совещании №2
формат А4
уч. издание
тираж 1 экземпляр
МБДОУ «Детский сад№11 комбинированного вида «Катюша»
г. Воркуты
ул. Димитрова, 16
Предварительный просмотр:
Все процедуры необходимо проделывать с утра до 11.00 в течении 7-10 дней каждый месяц (в один месяц по одной процедуре).
- Настойка элеуторококка (1 капля на 1 год жизни)
- Сок моркови (50,0г)
- Сок свёклы (50,0г)
- «Флорента» - 1 ч.л. на ¼ стакана воды, курс 10 дней
- «Аевит» (витамины)
- Рыбий жир
- Оротат калия (курс лечения 10 дней)
- 100г – дрожжи, 1 ст.л. – сах. песка, 1 ч.л. – какао растопить, добавить 100г тёртого ореха (Применять по 1 десертной ложке в день)
- 100г изюма, 100г кураги, 100г грецких орехов, лист столетника перемолоть, добавить 100г мёда и сок 1 лимона (Принимать по 1 столовой ложке в день)
Бронхит, сопровождающийся сухим кашлем с трудно отделяемой мокротой, можно лечить тёртым луком с мёдом (1:1). Принимают смесь по 1 ст.л. 4 раза в день во время еды.
При гриппе свежим соком лука смазывают слизистую оболочку носа или вдыхают его пары через нос в течении 2-3 минут 3-4 раза в день. Особенно эффективно это лечение в начале заболевания. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тёртым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 минут 3 раза в день.
Кашица из запечённого лука способствует созреванию абсцессов, фурункулов и отхождению из них гноя. Тёплую кашицу накладывают на фурункул и прибинтовывают. Повязку меняют 2 раза в день.
Свежий сок лука является хорошим ранозаживляющим средством при гнойных, долго не заживающих язвах и ранах. Он способствует ликвидации зудящих высыпаний на коже, угрей и веснушек.
Сок и кашицу лука используют для укрепления и предупреждения выпадения волос, втирая в кожу головы на ночь. Процедуру проводят через день в течении 3-4 недель.
Грипп – чрезвычайно заразное острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами интоксикации и слабым дыханием верхних дыхательных путей.
Доступные методы профилактики гриппа: в домашних условиях
- Избегать массового скопления людей
- Применять препараты, содержащие витамин С (аскорбиновая кислота ½ драже 3 раза в день или сироп шиповника 1 ч.л. 3 раза в день)
- Смазывание носа оксолиновой мазью
- Вдыхание паров лука и чеснока
- Настойка элеуторококка 2 раза в день утром и в обед за 30 минут (1 капля на год жизни детей)
- 300г грецких орехов, 300г кураги, 300г изюма, 2 лимона с цедрой пропустить через мясорубку. Добавить 300г мёда. Применять по 1-2 ч.л. в день
- Чеснок натереть на тёрке, смешать с мёдом (1:1). Принимать детям по 1 ч.л., взрослым по 1 ст.л., запивая водой, перед сном.
- Смазывать заднюю стенку глотки растительным маслом (оливковым, персиковым, абрикосовым, маслом шиповника). Для этого 2-3 раза в день закапывайте масло в нос (половину пипетки в каждую ноздрю), после этого сразу же лягте на спину, чтобы масло прошло через полость носа и, достигнув задней стенки глотки, смазало её. Достаточно полежать 5-10 минут.
Острый ларингит – это воспаление слизистой оболочки гортани. В результате голос хрипнет, иногда полностью пропадает голос на несколько дней. Беспокоят саднение в гортани, кашель.
При этом заболевании необходим голосовой покой. В первые 3-4 дня хороший эффект дают ножные ванны (1 ст.л. порошка горчицы на 5 литров горячей воды) и согревающие компрессы на область гортани. Смочите чистую мокрую тряпочку тёплой водой, наложите её на область гортани, сверху вощённую бумагу или часть полиэтиленового пакета, затем слой ваты и всё прибинтуйте.
Хорошо пить тёплое молоко с содой (1/2 ч.л. пищевой соды на стакан тёплого молока). Для разжижения слизи, скапливающейся в гортани и на голосовых складках, рекомендуются ингаляции с пищевой содой. Противовоспалительное и успокаивающее действие оказывают ингаляции смесью лекарственных препаратов и масел в аэрозольной упаковке «Каметон» или «Ингалипт».
Фарингит – воспаление слизистой оболочки задней стенки глотки. Его первые симптомы: ощущение першения, сухости, царапанья в глотке. Может повыситься температура тела.
При остром фарингите уменьшить неприятные ощущения в горле помогают полоскания йодно-содовым раствором (1/2 ч.л. пищевой соды и 2-3 капли 5%настойки йода на ½ стакана воды). Полоскать горло 3-4 раза в день. Для полоскания можно использовать тёплый отвар листьев эвкалипта (1/2 ст.л. на стакан воды), настойку эвкалипта (10-15 капель на стакан тёплой воды).
Положительный терапевтический эффект дают ингаляции с отварами различных лекарственных растений: ромашки, шалфея, липового цвета. Горячий отвар налейте в чайник и дышите через бумажную воронку в течении 5-7 минут. Вдох делайте ртом, а выдох через нос.
Предварительный просмотр:
Самомассаж губ и языка — это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Они способствуют активизации кровообращения в области речевых органов, что усиливает в них обмен веществ и, следовательно, улучшает их работу.
Упражнения, которые мы вам предлагаем, представляют собой нечто среднее между массажем речевых органов и артикуляционной гимнастикой. С одной стороны, они действительно включают в себя массажные движения, а с другой — выполняются самим ребенком. Показывать малышу приемы самомассажа следует так же, как артикуляционные упражнения: сидя перед зеркалом так, чтобы маленький ученик видел в отражении свое лицо и лицо взрослого и мог сравнивать движения взрослого со своими. Выполнять самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.
Итак, для начала предложите малышу поиграть с забавной обезьянкой - нужно будет повторять все движения, которые она показывает.
Упражнения для губ | Упражнения для языка |
Песенка обезьянки Расскажите ребенку, что обезьянки умеют петь смешные песенки, и что одну из них вы тоже знаете: Смешную песенку я знаю И на губах ее сыграю! Покажите малышу, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-Б-Б...» (движения пальца — сверху вниз). Ребенок тут же захочет сам исполнить эту веселую смешную песенку. | Любопытный язычок Расскажите ребенку, что у обезьянок язык очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта наружу. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение. |
Расческа Расскажите ребенку, что во рту у обезьянки есть необыкновенная расческа, и сейчас вы покажете, как ею можно причесаться. Для этого слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами. Предложите ребенку пригладить свои губки. | Накажем непослушный язычок Скажите ребенку, что язычок обезьянки провинился. Он вышел один без разрешения на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки «Та, та, та...» Предложите малышу повторить упражнение. |
Спрячь губки Покажите ребенку, как обезьянка умеет прятать губы. Для этого подогните губы и втяните их внутрь; удерживайте губы в таком положении, слегка прикусив их зубами. Пусть малыш так же спрячет свои губки. | Пожалеем язычок Жаль нам стало и обезьянку, и ее язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки «ПЯ, ПЯ, ПЯ...» Предложите малышу повторить это упражнение. |
- Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активные движения из-за значительного снижения подвижности губ и языка.
- Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымыты, ногти — коротко пострижены. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.
- Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2-3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 2-4 раза. Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, а когда это станет возможным, нужно заменить пассивную гимнастику активной.
- Ниже приводится описание пассивных артикуляционных упражнений для детей любого возраста, которые можно проводить без помощи специалиста. Выполнение этих упражнений вы легко можете превратить в веселую игру.
Упражнения для губ | Упражнения для языка |
Хоботок Указательными и большими пальцами обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок». Для этого сдвиньте уголки губ к центру - навстречу друг другу. | Поднимание языка Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе. |
Покажем верхние зубки (поднимание верхней губы) Указательными пальцами обеих рук приподнимите (не отгибайте, а сдвиньте) верхнюю губу ребенка, так чтобы были видны не только верхние зубы (резцы), но и верхняя десна. Покажем нижние зубки (опускание нижней губы) | Вытягивание языка изо рта Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Левой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка. |
Улыбка Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку. Для этого потяните уголки губ от центра в стороны. Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка гак, чтобы была видна нижняя десна. | Отведение языка в стороны Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребенка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ. |
Утиный клювик Захватите большими и указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед, как утиный клювик. Можете предложить ребенку произнести «БА» в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ. Выполняйте каждое упражнение 3-5 раз подряд. Чтобы заинтересовать малыша, можно во время выполнения гимнастики читать ребенку стишок: Наши губки не простые, Наши губки золотые, Смышленые, Ученые, Замечательные! Расскажите малышу, что он изображает смешную цирковую обезьянку, которая репетирует свое выступление перед публикой. |
Активная артикуляционные гимнастика — это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка.
Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.
Артикуляционные упражнения бывают статическими и динамическими.
Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3-10 секунд. Чем старте ребенок, тем дольше он может удерживать язык или губы в заданном положении. Чтобы помочь малышу, вы можете считать вслух, например, вот так: «Раз, два, три — от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» | Динамические упражнения основаны на многократном повторении одного и того же движения. Эти упражнения развивают умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому их нужно выполнять в быстром темпе под счет взрослого: «Раз-два, раз-два...» или же по команде. Например, в упражнении «Качели», когда нужно поднимать и опускать язык, можно вместо «Раз-два» подсказывать: «Вверх-вниз, вверх-вниз». |
Все артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом так, чтобы ребенок мог видеть и лицо взрослого, движения которого он копирует, и собственное лицо. Следите, чтобы малыш правильно выполнял все движения. Если же ему не удается повторить за вами какое-то упражнение, нужно помочь ему, вернувшись к аналогу этого упражнения в пассивном варианте (выполнить движение при помощи пальцев или чайной ложечки).
Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста
С ребенком младшего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой возникновения дефектов речи.
Для начала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы. Расскажите малышу, что язычок очень подвижный и ловкий и умеет выполнять самые разные движения.
В первую очередь предложите игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.
Артикуляционная гимнастика не должна превратиться лишь в череду утомительных и скучных упражнений. Она должна быть веселой игрой, увлекшись которой, малыш будет учиться незаметно для себя. Только тогда речевая моторика ребенка будет развиваться быстро и успешно.
Не нужно стремиться к тому, чтобы за одно занятие выполнить с малышом все упражнения комплекса. Лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения. Главное условие эффективных занятий — хорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем об этом попросит он сам. Тогда у вас будет уверенность, что и в следующий раз малыш охотно согласиться заняться этим не слишком простым, но увлекательным для него делом.
Птенчик (статическое артикуляционное упражнение) Предложите малышу поиграть: он будет птенчиком, а вы — мамой-птичкой. Скажите «птенчику», что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как именно) и подержать его так несколько секунд. (Положение губ, как при произнесении звука [а}.) Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение: Ротик шире открывай – Кушай, птенчик, не зевай! | Хоботок (статическое артикуляционное упражнение) Покажите малышу, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали хоботок слоника (положение губ, как при утрированном произнесении звука (у|). Попросите малыша повторить упражнение, удерживая губы «хоботком» 3-5 секунд. Выполнять упражнение можно под такой стишок: Губки в трубочку сложи — Хоботок всем покажи. |
Улыбка (статическое артикуляционное упражнение) Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков [и], [с], [3]. Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука [и]). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2-5 секунд. Расскажите ему стихотворение: Улыбнись мне поскорей, Тяни губки до ушей! | Колечко (статическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы (положение 1уб, как при произнесении звука [о]), и вытягиваете их вперед. Удержите губы в таком положении 2-5 секунд, а потом предложите ребенку самому сделать такое же колечко. Расскажите стихотворение: Губки круглые сложи И колечко покажи. |
Малыш плачет (динамическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Хоботок» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд. | Веселый и грустный (динамическое артикуляционное упражнение) Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного (движение губ, как при последовательном произнесении звуков [и]-[у]). Сменить положение губ надо 2-5 раз. |
Шарик (статическое и динамическое артикуляционные упражнения) Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2-5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение: Шарик надувай, Воздух выпускай. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у доктора Айболита". Развлечение ко Дню здоровья для детей младшего дошкольного возраста
Это развлечение для младших дошкольников я проводила на прощадке около детского сада. Этот сценарий можно адаптировать для музыкального зала. Праздник не требует предварительной подготовки с детьми....
Конспект занятия по развитию речи по теме "Советы доктора Айболита"
Развлечения детей 1младшей группы По теме «Советы доктора Айболита» ...
Советы доктора Айболита
Спортивное развлечениедля детей средней группы...
Конспект занятия с детьми раннего возраста "Путешествии с Доктором Айболитом"
Здесь мной представлены: конспект с детьми раннего возраста.Тема :"Сюжетно- отобразительная игра детей раннего возраста"...
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Советы Доктора Айболита
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....
Учебно-методическое пособие "Ростовая кукла "Доктор Айболит". Картотека дидактических игр и бесед с доктором Айболитом для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Ростовая кукла «Айболит» Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через различные виды деятельности посредством театрализации.Задачи:- развивать игровые, познавате...