Описание опыта работы по направлению "Современные здоровьесберегающие технологии"
статья (младшая группа) на тему
В данной статье отражены основные направления работы воспитателя по теме "Здоровьесберегающие технологии".Дан теоретический материал по данному вопросу, описана система работы с детьми младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.obobshchenie_opyta_raboty.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Дугина Ирина Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 д. Малая Куликовка» Орловского района Орловской области
Обобщение опыта работы
Подготовила: Дугина И.Ю.
Орел
2016
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье –важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А.Сухомлинский.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Актуальность.
Наше будущее –это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.
Задача раннего формирования культуры здоровья весьма актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Статистика.
На сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается:
1.Физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;
2. К 6-7 годам лишь каждый пятый ребенок может считаться абсолютно здоровым.
3.Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.
Проблема.
Поэтому, передо мной встала проблема, как плодотворнее решить задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитание здорового дошкольника является приоритетным направлением в моей работе.
В соответствии с этим, особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. В своей работе с детьми я активно применяю нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Я не ставлю перед собой цель подстегнуть детей к достижению высоких результатов, намного важнее помочь им проявить потенциальные возможности, приобщить их к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, необходимо определить понятие «технология». Технология –это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным –педагогическая. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –это технологии, направленные на решение приорететной задачи дошкольного образования –задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Применительно к ребенку –обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Применительно ко взрослым –содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- системно организованная совокупность программ, приемов, методов, организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
- качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов;
- технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; -здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; -здоровьесберегающие технологии в детском саду;
-технологии валеологического просвещения родителей.
Мне хочется подробнее остановится на некоторых из вышеприведенных технологий, применительно к моей работе в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепления здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становления физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Технологии социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий –обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду –это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры и ли культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий –становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий –учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения
Технологии валеологического просвещения родителей –это технологии, направленные на обеспечения валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Новизна опыта заключается в реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности и использование данных технологий в НОД:
-внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;
-использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
-использование ИКТ для боллее наглядной демонстрации здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии чаще всего используют по следующим направлениям:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2.Технологии обучения здоровому образу жизни;
3.Коррекцинные технологии.
Для наглядности и удобства планирования своей педагогической деятельности я представила здоровьесберегающие технологии в нижеприведенной таблице.
Педагогические здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Технологии обучения здоровому образу жизни | Коррекционные технологии |
-Стретчинг -Динамические паузы -Подвижные и спортивные игры -Релаксация -Гимнастика (пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз и др.) -Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая | -Физкультурные занятия -Проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия -Коммуникативные игры -Серия занятий «Уроки здоровья» -Точечный массаж | -Технологии музыкального воздействия -Арт-терапия -Сказкотерапия -Цветотерапия -Психогимнастика -фонетическая ритмика |
Опираясь на вышеизложенные теоретические сведения, организацию оздоровительной работы строю с учетом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 12 д.Малая Куликовка» , разработанной на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье.
Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
- повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.
В систему моей оздоровительной работы включаю следующие здоровьесберегающие технологии:
- Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
- Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.
- Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
- Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.
- Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
- Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера).
- Я широко использую босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, следочки).
- Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном). Для этого использую спокойную классическую музыку, звуки природы.
- Игровой массаж. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек.
- Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.
-Элементы Су-Джок терапии (методика оздоровления, основанная на представлении восточной философии о том, что на стопах и кистях расположены активные точки, соответствующие внутренним органам и частям тела –данный вид терапии я использую в качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кистей рук и стоп.
- Обширное умывание – как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Провожу его после сна.
- Фитонциды - это образуемые растениями вещества. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших. Данный вид аромотерапии я использую в период эпидемии ГРИППа и ОРВИ.
Также не могу не рассказать об использовании в своей работе с детьми уникальных технологий Базарного В.Ф. Несколько слов хочется рассказать об авторе этой программы. Базарный В.Ф. –русский ученый, педагог-новатор. Более 30 лет посвятил предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Являясь руководителем Научно –внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На её базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.
Первая технология –режим «динамических поз», или вертикализация позы. Первый –использование настольной конторки, второй –там, где это возможно менять позу детей. За столами –сидя, стоя, на ковре –сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках в носочках.
В своей работе с детьми я использую второй вариант. Силами родителей для детей были сшиты массажные коврики. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Деткам очень нравится ходить в носочках по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек –это так легко, просто, доступно, результативно. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
Следующая технология –построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки; то птицы перелетные прилетели весной, а под ними геометрическая фигура.
Опыт показал, что такие занятия как формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром и миром природы, развитие речи, художественная литература эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.
В 2016-2017 учебном году в основу работы моей кружковой деятельности легли также здоровьесберегающие технологии. Цель работы моего кружка «Малышок-здоровячок» -охрана здоровья детей и формирование основ здорового образа жизни. Задачи: 1) сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; 2) воспитание культурно-гигиенических навыков; 3) формирование первоначальных знаний ЗОЖ; 4) формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; 5) приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 6) приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; 7) формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Также немаловажными для меня являются оздоровительные задачи моей кружковой деятельности:
- Повышать приспособляемость организма и работоспособность органов и систем растущего организма.
- Содействовать закаливанию организма.
- Обеспечивать пропорциональное развитие всех мышечных групп.
- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение, преждупреждающее возникновение плоскостопия и искревление осанки.
Особенность занятий кружка заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей. Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет 45%.
Для достижения положительных результатов по данной теме, естественно могут быть препятствия, то есть возникать трудности в работе. Это в первую очередь не возможность охвата всех детей группы каждым видом здоровьесберегающих технологий. Так как состояние здоровья некоторых детей требует только индивидуального подхода. И, конечно же, не мало важной причиной является непонимание некоторых родителей в необходимости закаливания организма и применение данных технологий. Первоначально они с недоверием относятся к советам, поэтому нужно какое- то определённое время, что бы наладилась совместная работа семьи и ДОУ.
Для положительного результата стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий, через создание информационных стендов, папок – передвижек.
Положительный эмоциональный настрой дают праздники, проводимые совместно с родителями.
Родители моих воспитанников также активно принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-оздоровительного оборудывания ( массажные коврики, ребристые дорожки, игры на развитие дыхания ,ловкости, быстроты).
Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих.
С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеку подвижных игр, картотеку комплексов гимнастики после дневного сна, картотеку пальчиковых игр, картотеку дыхательной гимнастики, игры с массажными мячами и нестандартным оборудованием.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. - Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 д. Малая Куликовка» Орловского района Орловской области
Описание опыта работы
Подготовила: Дугина И.Ю.
Орел
2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и зр...
Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...
"Описание опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в совместных с родителями физкультурных занятиях»
Совместные с родителями занятия. В статье описан опыт работы по данной теме....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
из опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий
материал по использованию нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей....
Из опыта работы об использовании здоровьесберегающих технологий
В своей работе я использую разработанную в МБДОУ программу «Мозаика здоровья. Цель программы: профилактическая и оздоровительная работа с детьми в дошкольном учреждении, через здоровьесберегающие техн...
- Мне нравится (1)