из опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий
консультация (старшая группа) на тему
материал по использованию нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нестандартное физкультурное оборудование | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ДЕТСКИЙ САД № 40 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Воспитатель ВКК
Гребнева Светлана Алексеевна
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности воспитанников
"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его".
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
В ФГОС дошкольного образования говорится о физическом развитии, что оно включает в себя приобретение опыта в двигательном поведении детей: в том числе связанном с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость и способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
На сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого ДОУ являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы, основная задача которой — способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка, развитию двигательной активности. И начинать эту работу следует с детьми раннего возраста, т. к. фундамент здоровья человека закладывается уже в раннем детстве.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.
Ежегодно учебный год я начинаю с мониторинга развития воспитанников. Мониторинг физического развития показал следующие результаты:
Мною было отмечено, что у большинства воспитанников отдельные компоненты физического развития неразвиты. Наблюдая за детьми, я отметила, что если в организованной деятельности дети проявляли двигательную активность, то в самостоятельной деятельности были малоподвижны: с неохотой играли в подвижные игры, редко брали физкультурное оборудование, отдавали предпочтение настольным играм.
Движение – это основа любой деятельности ребенка. Но при этом исследования врачей, педагогов показывают значительное сокращение объема двигательной деятельности детей. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья детей дошкольного возраста, ослаблению имуннозащитных сил организма, способствует задержке физического развития.
Работая над проблемой развития двигательной активности воспитанников, я изучила методическую литературу, Э. Степаненкова, Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Адашкявичене Э.Й.), посетила курсы повышения квалификации по теме «Методика организации и реализации двигательного режима в условиях ДОО в соответствии с ФГОС ДО». Руководствуясь мнением специалистов в области физического воспитания дошкольников, опираясь на собственные наблюдения за детьми, поставила цель, что нужно развивать двигательную активность воспитанников. Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
-увеличить объем двигательной активности детей;
- побуждать детей к самостоятельной двигательной активности;
- создание системы двигательной активности в течение дня.
-создание развивающей предметно-пространственной среды.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаю необходимостью определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
•утренняя гимнастика;
•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. В самостоятельной деятельности детей используются разнообразные подвижные игры и упражнения, способствующие всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, эти игры обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).
Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Важным направлением в формировании у воспитанников двигательной активности является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей развитию двигательной активности дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
2) особенностей его эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений, потребностей и возможностей.
Здоровый ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем успешнее идет развитие.
Наряду с традиционным физкультурным оборудованием, которое способствует разностороннему физическому развитию ребенка развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, в своей работе по развитию двигательной активности я использую нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
Моя задача - насыщение пространства недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
Это красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.
Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, я вызываю интерес, желание поиграть с новыми для детей атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Нестандартное физкультурное оборудование служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.
Нестандартное физкультурное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.
Для изготовления этого оборудования я выбрала современные предметы, которые привлекли меня необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Дети сами с удовольствием принимают участие в изготовлении нового оборудования.
Ход мастер-класса
Деятельность педагога | Деятельность слушателей |
-Педагог представляет материалы, из которых изготавливается нестандартное физкультурное оборудование. -Педагог представляет оборудование с названием «Баранки»: «Мы бараночки покрутим, Еще лучше делать будем- Поворот и поворот, А потом наоборот». -Вашему вниманию предлагаю оборудование «Гусеничка»: «Давай с тобой попрыгаем И ножками подвигаем. Раз прыжок и два шажок Поактивнее дружок» - Для ОРУ я предлагаю использовать оборудование «Гантель»: «Силачи мы, силачи В руках держим гантели. На пол не бросаем Выше поднимаем». - Для закрепления понятий «право-лево» в своей работе я использую «Волшебный коврик»: «Это легкая забава – Все узнают лево-право. Нам известно всем давно Здесь стена, а здесь окно». -Педагог представляет оборудование «Лыжи»: «Ах, лыжи мои, лыжи, — Без вас я сам не свой. Ну что на свете ближе Мне снежною зимой?» -Для самостоятельной двигательной деятельности детей я приготовила детям «Моталочки»: «Ты крутись моя крутилка, Ты крутись моталочка. Оказалась рыбка У меня на палочке.» -Педагог демонстрирует оборудование «Ручки-ножки»: «Раз, два, раз, два, Шагает дружно детвора, Шире шаг – не зевай Руки – ноги переставляй». Педагог представляет участникам мастер – класса другие виды нестандартного оборудования: -«Массажеры»; -набивные мячи и мешочки; - «кольцебросы»; -Султанчики; - «бильбоке»; - «ветерок в бутылке»; - «косички»; -« массажные коврики». | Слушатели внимательно рассматривают, высказывают свое мнение. Слушатели выполняют упражнение с использованием «Баранок» в соответствии с текстом. Слушатели строятся друг за другом и выполняют движения по «Гусеничке». Слушатели берут в руки по две гантели, выполняют движения совместно с педагогом. Слушатели пробуют постоять сначала на левой ноге, затем на правой. Слушатели примеряют лыжи и пробуют делать скользящий шаг. Слушатели пробуют несколько вариантов «моталочек». Слушатели выполняют движения в наклоне. |
Решающая роль по формированию личностного потенциала и двигательной активности ребенка принадлежит семье. Родители полноправные участники всех мероприятий ДОУ. Родители принимали непосредственное участие в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования, приносили бросовый материал в детский сад.
В конце года я еще раз провела мониторинг физического развития воспитанников.
Если проанализировать мою работу по развитию двигательной активности можно отметить положительные изменения.
Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность.
Двигательная активность стала более целенаправленной.
Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата. Можно сделать вывод, что использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста, позволило повысить уровень физического развития детей.
Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системной комплексной работы с внедрением здоровьесберегающих технологий
МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и зр...
Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...
Опыт работы по внедрению здоровьесберегающей технологии
laquo;Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.Н. Ефименко....
« Обобщение опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Консультация для воспитателей «Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий»
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Состояние здоровья детей требует систематической р...