из опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий
консультация (старшая группа) на тему

Светлана Алексеевна Гребнева

материал по использованию нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ДЕТСКИЙ САД № 40 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Воспитатель ВКК

Гребнева Светлана Алексеевна

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности воспитанников

"Здоровье свыше нам дано,

Учись, малыш, беречь его".

      Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

      В ФГОС дошкольного образования говорится о физическом развитии, что оно включает в себя приобретение опыта в двигательном поведении детей: в том числе связанном с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость и способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

    На  сегодняшний  день  наиболее  актуальными  в  деятельности  любого ДОУ являются  вопросы  физкультурно-оздоровительной  работы,  основная  задача  которой  —  способствовать  укреплению  здоровья,  совершенствованию  физического  развития  ребенка, развитию двигательной активности.   И начинать эту  работу следует  с  детьми  раннего  возраста,  т.  к.  фундамент  здоровья  человека  закладывается  уже  в  раннем  детстве.

     Оздоровительная  работа  с  дошкольниками  в  последние  десятилетия  приобрела  особую  актуальность,  что  связано со  стабильной  тенденцией  ухудшения  здоровья  всего  населения  России,  в  том  числе  и  детей.

  Ежегодно учебный год я начинаю с мониторинга развития воспитанников. Мониторинг физического развития показал следующие результаты:

      Мною было отмечено, что  у большинства воспитанников отдельные компоненты физического развития неразвиты. Наблюдая за детьми, я отметила, что если  в организованной деятельности дети проявляли двигательную активность, то в самостоятельной деятельности были малоподвижны: с неохотой играли в подвижные игры,  редко брали физкультурное оборудование, отдавали предпочтение настольным играм.  

    Движение –   это основа любой деятельности    ребенка. Но при этом исследования врачей, педагогов показывают значительное сокращение объема двигательной деятельности детей. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья детей дошкольного возраста, ослаблению имуннозащитных сил организма, способствует задержке физического развития.

   Работая над проблемой развития двигательной активности воспитанников, я изучила методическую литературу,  Э. Степаненкова, Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Адашкявичене Э.Й.), посетила курсы повышения квалификации  по теме «Методика организации и реализации двигательного режима в условиях ДОО в соответствии с ФГОС ДО». Руководствуясь мнением специалистов в области физического воспитания дошкольников, опираясь на собственные наблюдения за детьми,  поставила цель, что  нужно развивать  двигательную активность воспитанников.  Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

- повысить интерес детей к различным видам  двигательной деятельности;

-увеличить объем двигательной активности детей;

- побуждать детей к самостоятельной двигательной активности;

- создание системы двигательной активности в течение дня.

-создание развивающей предметно-пространственной среды.

    Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаю необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

     Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

•утренняя гимнастика;

•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.

      Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

      Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.  В самостоятельной деятельности детей используются  разнообразные подвижные игры и упражнения,  способствующие всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, эти игры обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

     В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

    Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

     Важным направлением в формировании у воспитанников двигательной активности является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

   При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей развитию двигательной активности дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений, потребностей и возможностей.

        Здоровый ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем успешнее идет развитие.

    Наряду с традиционным физкультурным оборудованием, которое способствует разностороннему физическому развитию ребенка развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, в своей работе  по развитию двигательной активности я использую нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

   Моя задача - насыщение пространства  недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

   Это красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.

    Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, я вызываю интерес, желание поиграть с новыми для детей атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Нестандартное физкультурное оборудование служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

    Нестандартное физкультурное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

   Для изготовления этого оборудования я выбрала современные предметы, которые привлекли меня необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Дети сами с удовольствием принимают участие в изготовлении нового оборудования.

Ход  мастер-класса

Деятельность педагога

Деятельность слушателей

-Педагог представляет материалы, из которых изготавливается нестандартное физкультурное оборудование.

-Педагог представляет оборудование с названием «Баранки»:

«Мы бараночки покрутим,

Еще лучше делать будем-

Поворот и поворот,

А потом наоборот».

-Вашему вниманию предлагаю оборудование «Гусеничка»:

«Давай с тобой попрыгаем

И ножками подвигаем.

Раз прыжок и два шажок

Поактивнее дружок»

- Для ОРУ я предлагаю использовать оборудование «Гантель»:

«Силачи мы, силачи

В руках держим гантели.

На пол не бросаем

Выше поднимаем».

 - Для закрепления понятий «право-лево»  в своей работе я использую «Волшебный коврик»:

«Это легкая забава –

Все узнают лево-право.

Нам известно всем давно

Здесь стена, а здесь окно».

-Педагог представляет оборудование «Лыжи»:

«Ах, лыжи мои, лыжи, —

Без вас я сам не свой.

Ну что на свете ближе

Мне снежною зимой?»

-Для самостоятельной двигательной деятельности детей я приготовила детям «Моталочки»:

«Ты крутись моя крутилка,

Ты крутись моталочка.

Оказалась рыбка

У меня на палочке.»

-Педагог демонстрирует оборудование «Ручки-ножки»:

«Раз, два, раз, два,

Шагает дружно детвора,

Шире шаг – не зевай

Руки – ноги переставляй».

Педагог представляет  участникам мастер – класса другие виды нестандартного оборудования:

-«Массажеры»;

-набивные мячи и мешочки;

- «кольцебросы»;

-Султанчики;

- «бильбоке»;

- «ветерок в бутылке»;

- «косички»;

-« массажные коврики».

Слушатели внимательно рассматривают, высказывают свое мнение.

Слушатели выполняют упражнение с использованием «Баранок» в соответствии с текстом.

Слушатели строятся друг за другом и выполняют  движения по «Гусеничке».

Слушатели берут в руки по две гантели, выполняют движения совместно с педагогом.

Слушатели пробуют  постоять сначала на левой ноге, затем на правой.

Слушатели примеряют лыжи и пробуют делать скользящий шаг.

Слушатели пробуют несколько вариантов «моталочек».

Слушатели выполняют движения в наклоне.

      Решающая роль по формированию личностного потенциала и двигательной активности ребенка принадлежит семье. Родители  полноправные участники всех мероприятий ДОУ. Родители принимали непосредственное участие в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования, приносили бросовый материал  в детский сад.

     В конце года я  еще раз провела мониторинг физического развития воспитанников.

   

     Если проанализировать мою работу по развитию двигательной активности можно отметить положительные изменения.

     Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность  детей, разнообразилась игровая деятельность.

    Двигательная активность стала более целенаправленной.

Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.

Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.

Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.    Можно сделать вывод, что использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста, позволило повысить уровень физического развития детей.

Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системной комплексной работы с внедрением здоровьесберегающих технологий

МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ  КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Опыт работы по внедрению здоровьесберегающей технологии

laquo;Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.Н. Ефименко....

« Обобщение опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Консультация для воспитателей «Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий»

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Состояние здоровья детей требует систематической р...