Консультация "Музыкотерапия для дошкольников"
материал
Использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya_dlya_doshkolnikov.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия в детском саду.
«Использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка».
Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.
Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.
«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». В эпоху Средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения эпидемии болезни – так называемой пляски Святого Витта. Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма (тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула).
Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к 17 в., а широкие экспериментальные исследования – к 19в. Большое значение музыке в системе лечения психических больных придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые.
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно- психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована.
Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебиением: медленнее и тише – тем спокойнее ритм сердечных сокращений.
Музыка также снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.
У каждого ребенка есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Его окружает огромное количество различных жанров, стилей, направлений. Как же разобраться в этом обилии музыкального материала, выделить наиболее полезное для организма ребенка?
Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые 3 года жизни человека помогает мозгу формировать представление об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.
Детские песни: - «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
- «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
- «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
- «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
- «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
- «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)
- «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев) - «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
- «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
- «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
- «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
- «Танец маленьких утят» (французская народная песня) .
Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса. Какие же?
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Переключение внимания во время изучения трудового учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.
5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Используя музыку на занятиях по развитию речи, математическому развитию, ручному труду, конструированию, рисованию, воспитатель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми.
При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности.
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Так, на занятии по формированию математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания звучащие музыки является фоновым.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма – ситуация отрыва от дома и родителей. А детский сад – это их второй дом. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др. Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:
1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
2) лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;
3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
Музыка для релаксации: - Альбиони Т. «Адажио»
- Бетховен Л.»Лунная соната»
- Глюк К. «Мелодия»
- Григ Э. «Песня Сольвейг»
- Дебюсси К. «Лунный свет»
- Римский-Корсаков Н. «Море»
- Сен-Санс К. «Лебедь»
- Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
- Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
- Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...