Консультация с элементами практикума "Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста"
консультация на тему
Изложенный в консультации материал поможет начинающим воспитателям правильно организовать и провести режимные моменты. Представлен материал для речевого сопровождения (стихи, потешки, песенки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_s_elementami_praktikuma_avtosohranennyy.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2127»
Консультация с элементами практикума
«Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста»
Подготовила и провела
воспитатель Бэби Академии «На Новокосинской»
Ершова Т.С
Москва
2016 г.
Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка во сне, пище, отдыхе. Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичное повторение и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюдение правильного режима дня (чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности) предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания.
Организация режимных мероприятий важна для воспитания ребенка, так как в ходе различных моментов, связанных с приемом пищи, выполнением гигиенических процедур, происходит формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение норм и правил поведения в обществе, формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования. У детей формируются такие качества, как активность, самостоятельность, умение выполнять действия в коллективе, поддерживать отношения с другими детьми, координировать свою деятельность с их действиями.
Немаловажную роль в четкой организации жизни группы играет тесный контакт воспитателя и его помощника (няни). Ведь, несмотря на возрастающую самостоятельность, дети всегда нуждаются в постоянном контроле и помощи взрослого. Продуманность в распределении обязанностей между воспитателем и его помощником при проведении ими режимных процессов помогает уложиться в соответствующие временные отрезки и значительно увеличивает время для игр детей. Обеспечивается также охрана жизни и здоровья детей: они не остаются без присмотра в раздевальной и умывальной комнатах, во время выхода на прогулку и т.д. Принцип распределения обязанностей между персоналом группы таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее педагогические требования; в частности, он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться; всегда находится там, где находится основная масса детей.
При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил.
1.Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
2.Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3.Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4.Формирование культурно-гигиенических навыков.
5.Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6.Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7.Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон детей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Следует обратить внимание:
- все навыки формируются постепенно;
- лучший пример для подражания – взрослый;
- у ребенка есть свои вкусы и привычки;
- в игре обучение проходит легче.
Следует избегать:
- необоснованного поторапливания и одергивания детей;
- публичного осуждения ребенка за неумение;
- излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;
- затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.
К режимным моментам относятся:
Прием детей.
Утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Подготовка к занятиям.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Подготовка к обеду, обед.
Организация сна детей.
Организация подъема детей и закаливающих процедур.
Подготовка к полднику, полдник.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Подготовка к ужину, ужин.
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
Прием детей воспитателем может осуществляться в группе или на участке. Самое главное — это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.
Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.
Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.
Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.
В утренний отрезок времени воспитатель отводит детей на гимнастику в физкультурный зал. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.
Организация питания детей
Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи. Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Важно использовать стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой – правую». Можно провести соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». (Тексты художественного слова прилагаются)
Воспитатель усаживает детей за столы так, чтобы сначала сели часто болеющие и те, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из-за стола нужно постепенно. Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать. В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребенка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно или уговаривать. Это может привести к стойкой негативной реакции, которая станет привычкой. Нужно создавать условия, при которых появится желание принимать пищу.
Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи, поиграть перед обедом в спокойные игры.
Хорошо организовать конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.
Подготовка к прогулке
Перед прогулкой предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Напомнить, уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей; проследить, чтобы каждый ребенок сел около своего шкафчика; следить за тем, чтобы дети не разбрасывали одежду, а брали ее в последовательности одевания. Объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность. Сначала надо достать из шкафчика и надеть колготки (рейтузы), затем свитер (кофту), шапку, в последнюю очередь пальто, завязать шарф, убрать сменную обувь в шкафчик. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». Для закрепления последовательности одевания используем приемы: «Волшебные часы»(последовательность одевания в рисунках); «Поможем Мишке одеться»; игру «Найди следующую картинку».
Прогулка
Необходимо создать интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок.
Игровой материал для прогулки готовится заранее. Проводим подвижные игры, запланированные воспитателем и игры на выбор детей.
Во время труда детей на участке уделяем внимание мотивации их деятельности, помогаем распределять обязанности, подготовить оборудование и убрать его после работы, дать оценку деятельности детей.
Воспитатель должен помнить, что за 30 минут до конца прогулки нужно перевести детей на более спокойную деятельность. В это время можно провести наблюдение, словесные игры, беседы.
В раздевальной комнате следить за тем, чтобы все дети раздевались самостоятельно, аккуратно убирали вещи в шкафчик. Воспитывать бережное отношение к личным вещам. При необходимости предложить ребенку навести порядок в шкафчике.
Требования к организации дневного сна
Первыми ложатся в постель дети с ослабленным здоровьем.
Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:
- снимают обувь;
- носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;
- шорты помещают на сиденье стула;
- юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;
- колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;
- последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.
Внимание! Переодевание – это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Руководя процессом переодевания, воспитатель может похвалить ребенка, одобрить его или сделать замечание.
Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню.
Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п.
В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель, (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают пижаму, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле кровати.
В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой – в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (младшая группа).
Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон – это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть.
Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка – оно должно быть носовое.
Во время сна один из воспитателей должен постоянно находиться в спальне с детьми.
Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели).
Необходимо помнить, что пробуждение – серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей – и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут пижамы, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.
Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры.
Дети старших групп помогают застилать постель покрывалами.
Вечерняя прогулка, уход детей домой
Организуется аналогично пунктам «Подготовка к прогулке».
На вечерней прогулке в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.
ВАЖНО! Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но, рассказывая родителям о нем, обязательно вначале необходимо похвалить его за успехи и достижения, пусть даже самые незначительные. И только потом поговорить о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. Воспитатель должен осуществлять индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.
Приложение
Использование художественного слова
Умывание
***
Чище мойся, воды не бойся.
***
Таня, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.
***
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
***
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
***
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
***
Замарашка – Кирилл
Это где же ты ходил?
Мы на шее лук посадим,
Репу на ладошках,
На щеках картошку.
***
Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики – Антошке,
Сашеньке – ладошки.
***
Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываться по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши –
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
***
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
***
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
***
Кран, откройся,
Нос, умойся.
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка,
Шейка, мойся хорошенько!
Мойтесь сразу, оба глаза.
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
Одевание, причесывание
***
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Нюша-копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась.
Нюша к завтраку пошла,
Нюша к ужину пришла.
***
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
***
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Что мы делаем расческой?
Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.
***
Вот они сапожки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Если дождик пойдет,
Наденем калошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
***
Завяжу потуже шарф,
Будем делать снежный шар.
Шар покачу,
Гулять хочу.
***
Мы не любим неопрятных,
Нерасчесанных ребят,
С ними даже поросята
Подружиться не хотят.
***
Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брату
Целый день ходить лохматым.
***
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса –
Всему городу краса».
***
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший.
Ванечка – пригожий.
Еда
***
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил – так убери.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот – еда.
Не осталось и следа.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
***
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
***
«Не хочу есть манную кашу!» -
Кричала девочка Маша.
«Правильно, - думала каша.-
Хорошая девочка Маша».
***
Посадим на ложку
Капусту, картошку – и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке – гляди!
***
Сидит в ложке,
Свесив ножки. (Лапша)
***
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
***
Сначала он в поле большом колосится,
Потом в амбаре крестьянском хранится.
Затем он в пекарне печется
И мягким, пушистым на стол подается.
***
Я красива, я кругла,
Меня бабушка пекла,
Маслом поливала,
Маком посыпала.
Сон
***
Спали-почивали,
Весело ли встали?
***
Тишина у пруда,
Не качается вода,
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
***
Потягушечки, потягушечки
Поперек толстушечки,
А в ручки хватушечки,
А в ножки ходушечки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
***
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька.
Открыла ставенку.
«Засыпай, бай-бай»
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка!
***
Я лягу на кровать
Перестану болтать.
Глазки закрываются,
Что начинается?
***
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все вокруг спать должны.
Наши дети тоже.
***
Ах ты, душечка!
Ах ты, душечка!
Ах ты, белая
Моя подушечка.
На тебя ложусь щекой,
За тебя держусь рукой.
***
Наступает ночка,
Ты устала, дочка,
Ждет тебя кроватка,
Спи, дочурка, сладко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности организации и проведения режимных моментов с детьми младшего возраста"
quot;Особенности организации и проведения режимных моментов с детьми младшего возраста"...
Консультация для педагогов "Развитие ФЭМП в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов "Развитие Фэмп в режимнйх моментах с детьми старшего дошкольного возраста...
«Игровые приёмы организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста»
laquo;Игровые приёмы организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста"
Консультация подготовлена для воспитателей с целью ознакомления с методикой, особенностями подвижных игр на улице, планированием проведения подвижных игр....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ с детьми ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...