Конспект занятия на тему «Разговор по душам на тему: «Курить - здоровью вредить!».
классный час на тему
Возрастная категория: 9 – 15 лет
Оборудование: альбомные листы, фломастеры или карандаши
Предварительная работа: анализ собранной информации, подготовка костюмов, плакатов и декораций;
Цель занятия: выработать у воспитанников негативное отношение к курению
Задачи:
- информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости
- выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению
- научить подростка критическому осмыслению рекламы табачных изделий
Ключевые слова: никотин, зависимость
Методический материал:
1. анкета «Курение или … здоровье»
2. таблица «Органы-мишени поражения табачным дымом»
3. плакаты «Что происходит при курении сигареты»
4. ролевая игра
5. плакат антирекламы сигарет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_temu_razgovor_po_dusham.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятии на тему «Разговор по душам на тему:
«Курить - здоровью вредить! »
Возрастная категория: 9 – 15 лет
Оборудование: альбомные листы, фломастеры или карандаши
Предварительная работа: анализ собранной информации, подготовка костюмов, плакатов и декораций;
Цель занятия: выработать у воспитанников негативное отношение к курению
Задачи:
- информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости
- выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению
- научить подростка критическому осмыслению рекламы табачных изделий
Ключевые слова: никотин, зависимость
Методический материал:
- анкета «Курение или … здоровье»
- таблица «Органы-мишени поражения табачным дымом»
- плакаты «Что происходит при курении сигареты»
- ролевая игра
- плакат антирекламы сигарет.
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Как бы вы отреагировали, если к вам подошел бы человек и спросил: «Ты не хотел бы купить яда? Прекрасный яд медленного действия, он разрушит твои легкие и клетки мозга, увеличит риск появления раковых опухолей и гастрита, пародонтоза и облысения»? Конечно, такое приобретение никому не пришлось бы по вкусу. А ведь эту покупку ежедневно в настоящее время совершают более 60% мужчин и 20% женщин. Вы догадались, что речь идет о курении. К сожалению, закурить первую в жизни сигарету некоторые ребята пробуют уже в 10-14 лет, а кто-то и раньше.
Давайте выясним, почему подростки начинают курить? (ответы ребят, комментарии воспитателя):
- из любопытства;
- чтобы казаться взрослее;
- за компанию;
- потому что курит папа (мама, старший брат, сестра и т. д.);
- потому что это модно (красиво).
А почему же курение называют вредной привычкой и борются с ним во всем мире?
Слово нашему эксперту - Профессору Факту: Курение - это не безобидное занятие, а настоящая наркомания, тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Поэтому курение часто называют медленной или невидимой смертью. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 миллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000г. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма. Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения»...
Писатель Л. Дюма - младший: «...я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь». Л.Н. Толстой, бросив курить, сказал так: «я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове ...». Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколько бы еще он сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.
Величайший шахматист А. Алехин уверен: «...никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность выиграть матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».
Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой Владислав Третьяк говорит: «Если курить, значит полжизни спортивной отнять у себя. Как стать большим мастером в спорте? В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал. Второе - нужно очень мною трудиться. Третье самое главное в жизни спортсмена это отказаться от курения». Многократный чемпион страны по конькам И. Аниканов писал: «Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем - отказаться от пой вредной привычки». Прислушайтесь к этому совету.
Педагог: Скажите, ребята, кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу? (ответы ребят, комментарии воспитателя)
Педагог приглашает ребят поучиться отработке очень важного психологического навыка: умению говорить «нет», твердо, но негрубо отказывать. Этот навык может пригодиться не только в случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите (пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т. д.). Педагог предлагает двум воспитанникам выйти к доске и разыграть сценку, в которой один предлагает другому закурить. Весь отряд должен внимательно следить за диалогом. И потом высказать суждение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.
Примерный диалог - можно предложить ребятам, если самим им трудно найти аргументы:
У меня есть сигареты. Давай закурим? | Я недавно болел. |
Почему? | Меня увидят родители, они не разрешат курить. |
А мы отойдем за угол. | Я недавно болел, курить мне вредно. |
Ну, ты же не умрешь от одной сигареты. Я же курю, и ничего. | А я наши сигареты не курю. Слышал, что они противные. |
А у меня хорошие, иностранные, и запах приятный. | А я не умею прикуривать. |
Я тебе помогу. | А запах останется, родители будут ругать. |
У меня есть жевательная резинка, а руки просто вымоешь. Не трусь. Ты же мужчина! | Не хочу. |
Педагог: А как бы вы ответили? Как поступили? Согласитесь, ни разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу». Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас, ведь он не уважает ваших желаний. Причины, которые были названы, случайны и неубедительны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем. Таким аргументом может стать ваше знание о вреде алкоголя. Слово нашему Профессору Пюполькину.
Профессор Пилюлькин: Ученые установили ...
- Люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаше заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких.
- Продолжительность жизни курильщиков на 70% короче некурящих.
- Табак попадает в кровь и безжалостно поражает почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
- Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их почти 1200!
- Курение в два раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков достаточно полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, прекращалось дыхание.
- Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.
- При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердца, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
Подумай о том, что мы тебе рассказали. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то в далеком будущем, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься.
Педагог: К счастью, многие даже длительное время курившие люди приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Тогда не лучше ли вовсе не начинать? Давайте беречь здоровье свое и своих близких! И вместо сомнительного удовольствия от курения, получать удовольствие от занятий спортом и умных книг, веселого общения и интересных фильмов. Помните, что ваше здоровье - в ваших руках!
Профессор Пилюлькин и Профессор Факт предлагают создать рекламный буклет: «Курить - здоровью вредить!». (Ребята рисуют рекламные плакаты, предлагают свои пословицы и поговорки. Педагог создает рекламный буклет, знакомит с ним воспитанников, использует в индивидуальной работе). С целью раскрытия подростками субъективных качеств в различных видах деятельности, развития у них рефлексивной позиции и навыков обратной связи, в рамках воспитательно-профилактического направления предлагается провести в ходе санаторной смены ряд упражнений:
Мозговой штурм «Причины употреблении и отказа от ПАВ» (15 мин.).
Ведущий делит ватман или доску на 2 части, просит подростков назвать причины употребления психоактивных веществ и записывает их слева. Затем он просит подумать и назвать причины, по которым человек может отказаться от пробы ПАВ, и записывает их справа.
Причины употребления | Причины отказа |
- Любопытство; - Желание получить новые ощущения, удовольствие; - Желание уйти от проблем, забыться; - Назло родителям; - Быть как все; - Расслабиться, снять эмоциональное напряжение. | - Желание быть здоровым, красивым; - Желание иметь здоровых детей; - Любовь к жизни и к себе; - Любовь к родителям, не желание причинять им горе; - Наличие цели (учеба, работа); - Желание сохранить материальное благосостояние; - Занятия спортом и наркотики не совместимы; - Страх одиночества; - Любовь; - Страх заболеть СПИДом; - Религиозный запрет. |
После заполнения таблицы можно подумать вместе с ребятами, как причины из левой половины можно нейтрализовать, удовлетворить, не прибегая к помощи ПАВ.
- Помните! Только сам человек может сказать себе - «Нет!»
- Но, чтобы быть в безопасности не достаточно вовремя сказать, «нет».
- Важно уметь решать свои проблемы, а не прятаться от них.
- Нужно уметь общаться и отстаивать свою точку зрения.
- Надо уметь ставить перед собой цели и достигать их.
- Необходимо знать, где могут оказать тебе помощь.
- А главное надо ценить свою жизнь, себя, потому, что ты этого достоин!
Ролевая игра.
Человек: От учебы уже мозги плавятся, я не знаю, и зачем она мне вообще нужна, не представляю. Преподаватели придираются, дома всегда достается, не знаю, куда себя деть... Тут уже и телевизор надоел, глаза от него болят. И друзья мои, куда - то все подевались, сам не знаю, где они все делись.
Сигарета: Эй, дружище, здорово! Подружись со мной!
Человек: А ты кто такая?
Сигарета: Я - сигарета! Затянись хотя бы раз и жизнь покажется намного ярче, а аромат соединит с миром.
Человек: Ну, что - ж в принципе, можно попробовать.
Сигарета: Будем дружить?! Класс!
Появляется бутылка.
Бутылка: Слушай друг, попробуй выпить, сразу жизнь станет намного прекраснее, как брызги шампанского. У тебя будет столько друзей...
Человек: Я же хочу иметь много друзей.
Появляется шприц.
Шприц: Я твой друг.
Человек: А ты кто такой?
Шприц: Я - шприц. Уколись хотя бы раз, и ты почувствуешь такое блаженство.
Человек: Да, я хочу испытать блаженство. Друг!
Появляется желудок, (держится за живот, хромает)
Человек: О, а ты кто такой?
Желудок: Я твой желудок! Остановись! Ты посмотри, что ты со мной делаешь! Твои друзья действуют на меня так, что я даже разогнуться не могу. Они все наполнены ядом, который убивает меня...
Все: Да ладно, что ты рассказываешь (желудку). Да что ты его слушаешь (человеку).
Появляется печень
Человек: А ты кто такой?
Печень: Я твоя печень! Если ты не перестанешь водиться с этой тройкой, ты потеряешь меня.
(Все выгоняют печень)
Появляются почки
Почки: Ох, ох, ох (хором).
1-я: Как все болит, нет никаких сил...
2-я: И во всем этом все твои дружки виноваты...
Сигарета: Что за ерунда, хандра, вон...
Появляются 2 парня - легкие
Человек и все: О, еще кто-то!
Легкие: Кашляют хором, задыхаются...
1-й, 2-й: Мы задыхаемся, пощади нас.
Человек друзьям: Что-то мне и впрямь плохо дышится!
Все: Да ты, что, это тебе кажется!
Появляется сердце
Сердце: У меня нет сил. Я скоро остановлюсь!
Человек: Это ж мое сердце! Если оно остановится, я умру...
Разум: Подожди, не надо умирать!
Человек: Я понял, кто мне больше всех доставляет вреда в этой жизни. Это вы во всем виноваты. Вон!
У бутылки в руках «двойной» плакат: одна сторона - «Мы приносим вам радость». Человек его резко переворачивает плакат, где написано «мы медленно убиваем вас».
Подводятся итоги занятия. Курение вредно для здоровья. При курении возникает зависимость, в результате чего трудно бросить курить. Самый лучший способ отказа от курения - не начинать это делать.
Итог:
- педагог продолжил формирование здорового образа жизни среди воспитанников санатория «Бригантина»;
- воспитатель выработал у подростков негативное отношение к курению;
- подростки проинформированы о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости;
- воспитанники научились отстаивать свою точку зрения, отличать истинные ценности от фальшивых стандартов и стереотипов, рассмотрели способы отказа от курения; осознали самоответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
- ребята научились критическому осмыслению рекламы табачных изделий.
Литература для педагогов:
Ратбиль О.С., Комаров Ю.М.. Курение. - М: Медицина, 1988
Койфман М. Обвиняется эмигрант из Табаго. - Алма-Ата: Казахстан, 1987 .
Спасибо, не курю!/ Составители: И. Заикин, А.Никитин. - М.: Молодая гвардия, 1990
Культура здоровья, как предмет образования. Сборник научно-методических работ. - Херсон: Олди, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Курить – здоровью вредить ».
ЧАС ОБЩЕНИЯ « Курить – здоровью вредить »....
Курить – здоровью вредить!
Курение табака – одна из вреднейших привычек, и бороться с ней надо как с социальным злом. Проблема не из легких, порой трудно убедить человека, что сигарета – далеко не безобидная вещь, какою кажется...
Проект "Курить-здоровью вредить"
Проект "Курить-здоровью вредить"...
Конкурсная игровая программа "Курить - здоровью вредить"
Данная методическая разработка предназначена для проведения массового мероприятия с конкурсной программой.Цель программы: пропаганда здорового образа жизни.Задачи программы: формирование негативного о...
Беседа "Курить здоровью вредить"
Курение вредит здоровью еще и потому что: из радиоактивных элементов, которые проникают в организм курильщика, наибольшую опасность представляет полоний-210. Указанный элемент впитывается табачны...
Родительское собрание "Курить - здоровью вредить"
Цель: Информирование родителей о курении как одной из вредных привычек.Задачи:1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и рёшения в семье проблемы курения ребенка;2. Предоставить родителям ...