Конспект занятия на тему «Разговор по душам на тему: «Курить - здоровью вредить!».
классный час на тему

Кривицкая Светлана Александровна

Возрастная категория: 9 – 15 лет

Оборудование: альбомные листы, фломастеры или карандаши

Предварительная работа: анализ собранной информации, подготовка костюмов, плакатов и декораций;

Цель занятия: выработать у воспитанников  негативное отношение к курению

Задачи:

- информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости

- выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению

- научить подростка критическому осмыслению рекламы табачных изделий

Ключевые слова: никотин, зависимость

Методический материал:

1.   анкета «Курение или … здоровье»

2.   таблица «Органы-мишени поражения табачным дымом»

3.   плакаты  «Что происходит при курении сигареты»

4.   ролевая игра

5.   плакат антирекламы  сигарет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_razgovor_po_dusham.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятии на тему  «Разговор по душам на тему:
«Курить - здоровью вредить! »

Возрастная категория: 9 – 15 лет

Оборудование: альбомные листы, фломастеры или карандаши

Предварительная работа: анализ собранной информации, подготовка костюмов, плакатов и декораций;

Цель занятия: выработать у воспитанников  негативное отношение к курению

Задачи:

- информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости

- выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению

- научить подростка критическому осмыслению рекламы табачных изделий

Ключевые слова: никотин, зависимость

Методический материал:

  1. анкета «Курение или … здоровье»
  2. таблица «Органы-мишени поражения табачным дымом»
  3. плакаты  «Что происходит при курении сигареты»
  4. ролевая игра
  5. плакат антирекламы  сигарет.

Ход мероприятия

Педагог: Здравствуйте, ребята. Как бы вы отреагировали, если к вам подошел бы человек и спросил: «Ты не хотел бы купить яда? Прекрасный яд медленного действия, он разрушит твои легкие и клетки мозга, увеличит риск появления раковых опухолей и гастрита, пародонтоза и облысения»? Конечно, такое приобретение никому не пришлось бы по вкусу. А ведь эту покупку ежедневно в настоящее время совершают более 60% мужчин и 20% женщин. Вы догадались, что речь идет о курении. К сожалению, закурить первую в жизни сигарету некоторые ребята пробуют уже в 10-14 лет, а кто-то и раньше.

Давайте выясним, почему подростки начинают курить? (ответы ребят, комментарии воспитателя):

  • из любопытства;
  • чтобы казаться взрослее;
  • за компанию;
  • потому что курит папа (мама, старший брат, сестра и т. д.);
  • потому что это модно (красиво).

А почему же курение называют вредной привычкой и борются с ним во всем мире?

Слово нашему эксперту - Профессору Факту: Курение - это не безобидное занятие, а настоящая наркомания, тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Поэтому курение часто называют медленной или невидимой смертью. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 миллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000г. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма. Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения»...

Писатель Л. Дюма - младший: «...я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь». Л.Н. Толстой, бросив курить, сказал так: «я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове ...». Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколько бы еще он сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.

Величайший шахматист А. Алехин уверен: «...никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность выиграть матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».

Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой Владислав Третьяк говорит: «Если курить, значит полжизни спортивной отнять у себя. Как стать большим мастером в спорте? В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал. Второе - нужно очень мною трудиться. Третье самое главное в жизни спортсмена это отказаться от курения». Многократный чемпион страны по конькам И. Аниканов писал: «Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем - отказаться от пой вредной привычки». Прислушайтесь к этому совету.

Педагог: Скажите, ребята, кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу? (ответы ребят, комментарии воспитателя)

Педагог приглашает ребят поучиться отработке очень важного психологического навыка: умению говорить «нет», твердо, но негрубо отказывать. Этот навык может пригодиться не только в случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите (пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т. д.). Педагог предлагает двум воспитанникам выйти к доске и разыграть сценку, в которой один предлагает другому закурить. Весь отряд должен внимательно следить за диалогом. И потом высказать суждение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.

Примерный диалог - можно предложить ребятам, если самим им трудно найти аргументы:

У меня есть сигареты. Давай закурим?

Я недавно болел.

Почему?

Меня увидят родители, они не    разрешат курить.

А мы отойдем за угол.

Я недавно болел, курить мне вредно.

Ну, ты же не умрешь от одной сигареты. Я же курю, и ничего.

  А я наши сигареты не курю. Слышал, что они противные.

А у меня хорошие, иностранные, и запах приятный.

  А я не умею прикуривать.

Я тебе помогу.

   А запах останется, родители будут ругать.

У меня есть жевательная резинка, а руки просто вымоешь. Не трусь. Ты же мужчина!

  Не хочу.

Педагог: А как бы вы ответили? Как поступили? Согласитесь, ни разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу». Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас, ведь он не уважает ваших желаний. Причины, которые были названы, случайны и неубедительны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем. Таким аргументом может стать ваше знание о вреде алкоголя. Слово нашему Профессору Пюполькину.

Профессор Пилюлькин: Ученые установили ...

  • Люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаше заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких.
  • Продолжительность жизни курильщиков на 70% короче некурящих.
  • Табак попадает в кровь и безжалостно поражает почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
  • Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их почти 1200!
  • Курение в два раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков достаточно полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, прекращалось дыхание.
  • Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.
  • При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердца, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

Подумай о том, что мы тебе рассказали. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то в далеком будущем, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься.

Педагог: К счастью, многие даже длительное время курившие люди приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Тогда не лучше ли вовсе не начинать? Давайте беречь здоровье свое и своих близких! И вместо сомнительного удовольствия от курения, получать удовольствие от занятий спортом и умных книг, веселого общения и интересных фильмов. Помните, что ваше здоровье - в ваших руках!

Профессор Пилюлькин и Профессор Факт предлагают создать рекламный буклет: «Курить - здоровью вредить!». (Ребята рисуют рекламные плакаты, предлагают свои пословицы и поговорки. Педагог создает рекламный буклет, знакомит с ним воспитанников, использует в индивидуальной работе). С целью раскрытия подростками субъективных качеств в различных видах деятельности, развития у них рефлексивной позиции и навыков обратной связи, в рамках воспитательно-профилактического направления предлагается провести в ходе санаторной смены ряд упражнений:

Мозговой штурм «Причины употреблении и отказа от ПАВ» (15 мин.).

Ведущий делит ватман или доску на 2 части, просит подростков назвать причины употребления психоактивных веществ и записывает их слева. Затем он просит подумать и назвать причины, по которым человек может отказаться от пробы ПАВ, и записывает их справа.

Причины употребления

Причины отказа

- Любопытство;

- Желание получить новые ощущения, удовольствие;

- Желание уйти от проблем, забыться;

- Назло родителям;

- Быть как все;

- Расслабиться, снять эмоциональное напряжение.

- Желание быть здоровым, красивым;

- Желание иметь здоровых детей;

- Любовь к жизни и к себе;

- Любовь к родителям, не желание причинять им горе;

- Наличие цели (учеба, работа);

- Желание сохранить материальное благосостояние;

- Занятия спортом и наркотики не совместимы;

- Страх одиночества;

- Любовь;

- Страх заболеть СПИДом;

- Религиозный запрет.

После заполнения таблицы можно подумать вместе с ребятами, как причины из левой половины можно нейтрализовать, удовлетворить, не прибегая к помощи ПАВ.

- Помните! Только сам человек может сказать себе - «Нет!»

- Но, чтобы быть в безопасности не достаточно вовремя сказать, «нет».

- Важно уметь решать свои проблемы, а не прятаться от них.

- Нужно уметь общаться и отстаивать свою точку зрения.

- Надо уметь ставить перед собой цели и достигать их.

- Необходимо знать, где могут оказать тебе помощь.

- А главное надо ценить свою жизнь, себя, потому, что ты этого достоин!

Ролевая игра.

Человек: От учебы уже мозги плавятся, я не знаю, и зачем она мне вообще нужна, не представляю. Преподаватели придираются, дома всегда достается, не знаю, куда себя деть... Тут уже и телевизор надоел, глаза от него болят. И друзья мои, куда - то все подевались, сам не знаю, где они все делись.

Сигарета: Эй, дружище, здорово! Подружись со мной!

Человек: А ты кто такая?

Сигарета: Я - сигарета! Затянись хотя бы раз и жизнь покажется намного ярче, а аромат соединит с миром.

Человек: Ну, что - ж в принципе, можно попробовать.

Сигарета: Будем дружить?! Класс!

Появляется бутылка.

Бутылка: Слушай друг, попробуй выпить, сразу жизнь станет намного прекраснее, как брызги шампанского. У тебя будет столько друзей...

Человек: Я же хочу иметь много друзей.

Появляется шприц.

Шприц: Я твой друг.

Человек: А ты кто такой?

Шприц: Я - шприц. Уколись хотя бы раз, и ты почувствуешь такое блаженство.

Человек: Да, я хочу испытать блаженство. Друг!

Появляется желудок, (держится за живот, хромает)

Человек: О, а ты кто такой?

Желудок: Я твой желудок! Остановись! Ты посмотри, что ты со мной делаешь! Твои друзья действуют на меня так, что я даже разогнуться не могу. Они все наполнены ядом, который убивает меня...

Все: Да ладно, что ты рассказываешь (желудку). Да что ты его слушаешь (человеку).

Появляется печень

Человек: А ты кто такой?

Печень: Я твоя печень! Если ты не перестанешь водиться с этой тройкой, ты потеряешь меня.

(Все выгоняют печень)

Появляются почки

Почки: Ох, ох, ох (хором).

1-я: Как все болит, нет никаких сил...

2-я: И во всем этом все твои дружки виноваты...

Сигарета: Что за ерунда, хандра, вон...

Появляются 2 парня - легкие

Человек и все: О, еще кто-то!

Легкие: Кашляют хором, задыхаются...

1-й, 2-й: Мы задыхаемся, пощади нас.

Человек друзьям: Что-то мне и впрямь плохо дышится!

Все: Да ты, что, это тебе кажется!

Появляется сердце

Сердце: У меня нет сил. Я скоро остановлюсь!

Человек: Это ж мое сердце! Если оно остановится, я умру...

Разум: Подожди, не надо умирать!

Человек: Я понял, кто мне больше всех доставляет вреда в этой жизни. Это вы во всем виноваты. Вон!

У бутылки в руках «двойной» плакат: одна сторона - «Мы приносим вам радость». Человек его резко переворачивает плакат, где написано «мы медленно убиваем вас».

Подводятся итоги занятия. Курение вредно для здоровья. При курении возникает зависимость, в результате чего трудно бросить курить. Самый лучший способ отказа от курения - не начинать это делать.

 

Итог:

- педагог продолжил формирование здорового образа жизни среди воспитанников санатория «Бригантина»;

- воспитатель выработал у подростков негативное отношение к  курению;

- подростки проинформированы о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости;

- воспитанники научились отстаивать свою точку зрения, отличать истинные ценности от фальшивых стандартов и стереотипов, рассмотрели способы отказа от курения; осознали самоответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

- ребята научились критическому осмыслению рекламы табачных изделий.

Литература для педагогов:

Ратбиль О.С., Комаров Ю.М.. Курение. - М: Медицина, 1988

Койфман М. Обвиняется эмигрант из Табаго. - Алма-Ата: Казахстан, 1987        .

Спасибо, не курю!/ Составители: И. Заикин, А.Никитин. - М.: Молодая гвардия, 1990

Культура здоровья, как предмет образования. Сборник научно-методических работ. - Херсон: Олди, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Курить – здоровью вредить ».

ЧАС ОБЩЕНИЯ      « Курить – здоровью вредить »....

Курить – здоровью вредить!

Курение табака – одна из вреднейших привычек, и бороться с ней надо как с социальным злом. Проблема не из легких, порой трудно убедить человека, что сигарета – далеко не безобидная вещь, какою кажется...

Проект "Курить-здоровью вредить"

Проект "Курить-здоровью вредить"...

Конкурсная игровая программа "Курить - здоровью вредить"

Данная методическая разработка предназначена для проведения массового мероприятия с конкурсной программой.Цель программы: пропаганда здорового образа жизни.Задачи программы: формирование негативного о...

Беседа "Курить здоровью вредить"

Курение вредит здоровью еще и потому что: из радиоактивных элементов, которые проникают в организм курильщика, наибольшую опасность представляет полоний-210. Указанный элемент впитывается табачны...

Родительское собрание "Курить - здоровью вредить"

Цель: Информирование родителей о курении как одной из вредных привычек.Задачи:1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и рёшения в семье проблемы курения ребенка;2. Предоставить родителям ...