"Школа мяча"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Лобунцова Ольга Александровна

Программа работы кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад №4 «Ручеёк»»

пгт. Суземка  Брянской обл.

Программа работы кружка

по физическому воспитанию

«Школа мяча»

(для детей 5-7 лет)

 Программу составила: 

Воспитатель по физической культуре: Лобунцова О. А.

                                                                                   2014 – 2015 уч. год

                               Пояснительная записка

Актуальность: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Проблема: Отсутствие интереса родителей к играм; поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним; дефицит движений у детей дошкольного возраста.

Цель: Обогащение двигательного опыта детей 5-7 го года жизни

Задачи:

1. Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.

2. Освоение элементов спортивных игр: в футбол, баскетбол, пионербол,  волейбол, мини-футбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

3. Познакомить дошкольников с историей игр.

4.  Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

5.  Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, разучить индивидуальную тактику.

6. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

7. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

8. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.

Количество занятий:  1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 34 занятия в учебном году (с 3недели сентября  по май). Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Место проведения: спортивный зал МБДОУ, спортивная площадка.

Срок реализации: 1 год.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Организация образовательной деятельности:

На занятиях и вне занятий:                  

  Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.

  Дети должны освоить технику игры в волейбол (пионербол), баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)

  Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча, перебрасывание мяча через сетку.

  Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.

Работа с родителями:

Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.

Совместная деятельность детей и родителей  эмоции от игр с мячом.

Организация фотовыставки «Школа мяча».

Наглядная информация для родителей:

• Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)

• Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.)

• Папка «Физкультура – это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)

• Пополнение картотек «Подвижные игры»

                                                  Используемая литература:

  1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. «Игры с элементами спорта для детей 5-7 лет», Издательство «ГНОМ и Д», 2004г.
  2. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1983
  3. Николаева Н.И. «Школа мяча» -  издательство «Детство-пресс», 2008.
  4. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010
  5. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.

\

                                         Тематическое планирование (подготовительная группа)

Ф         У         Т         Б         О         Л

СЕНТЯБРЬ

Цель месяца: Обследование детей. Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном  зале. Знакомство с мячом. Подготовить детей к обучающему процессу. Правила игры, совершенствование ударов по мячу, остановки мяча, ловли и отбивания вратарем. Двусторонняя игра.

               1 неделя

              2 неделя

                3 неделя

                   4 неделя

Задачи:  Познакомить детей с историей появления футбола, названием и особенностями этой игры (играем с мячом ногами).

Содержание занятия: «Мячи шалунишки» - ходьба и бег за катящимися мячиками, остановка мячей ногой; ходьба и бег в колонне с мячом в руках.

Задачи:  Формировать элементарные для футбола действия с мячом (удары по неподвижному мячу ногой, остановка движущегося мяча, ведение, удар по воротам).

Содержание занятия: ОРУ «Ловкие мячики»; «Догони» - удар ногой по неподвижному мячу.

Задачи: Познакомить детей с условиями игры в футбол.

Содержание занятия: «Прикати» - один ребёнок катит мяч руками, другой останавливает ногой и ударяет обратно; «Не потеряй» - ведение мяча вокруг обруча.

Задачи: Создать представление об элементах техники игры в футбол (удары по неподвижному мячу, остановка мяча, ведение, удар по воротам).

Содержание занятия: «Ловкие ножки» - ведение мяча по прямой; «У ребят порядок строгий» - ходьба и бег.

ОКТЯБРЬ

Цель месяца: Научиться управлять мячом, чувствовать его. Воспитывать интерес к действиям с мячом, желание играть вдвоём, втроём. Развивать координационные способности, точность, выносливость.

                    1 неделя

                  2 неделя

                  3 неделя

                4 неделя

Задачи: Воспитывать интерес к действиям с мячом, желание играть вдвоём, втроём. Развивать координационные способности, ловкость, глазомер.  

Содержание занятия: ОРУ «Весёлые ребята»; «Гонка мячей» - ведение мяча в разных направлениях.

Задачи: В процессе овладения действий с мячом совершенствовать технику ходьбы и бега.

Содержание занятия: «Попади в ворота» - удар по неподвижному мячу, догнать на четвереньках подлезая в ворота; «Какого мяча нет?».

Задачи: учить игровому взаимодействию.

Содержание занятия: «Мяч под сетку» - две команды ударом ноги посылают мяч на сторону противника; «Нарисуй мячик» - рисование пальцем в воздухе мячей разного размера.

Задачи: Развивать координационные способности, точность, выносливость.

Содержание занятия: «Прокати» - прокатить мяч по скату руками, догнать его, остановить ногой, обратно – ведение мяча ногой; «Ловкие ребята» - ведение мяча между кубиками.

Б      А      С      К      Е      Т      Б      О      Л

НОЯБРЬ

Цель месяца: правила игры, техника передвижения с мячом, повороты и остановки. Игра по упрощенным правилам мини баскетбола.

                 1 неделя

             2 неделя

               3 неделя

             4 неделя

Задачи: Познакомить детей с историей появления баскетбола.  Формировать многообразие действий с мячом (катание, бросание, ловля, перебрасывание, забрасывание из разных исходных положений – сидя, стоя на коленях, стоя на ногах).

Содержание занятия: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками; «Подними мяч» - ходьба, бег врассыпную, по сигналу быстро поднять мяч, лежащий на полу.

Задачи: воспитывать интерес к играм с мячом, желание играть вдвоём, втроём.

Содержание занятия: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди; «Наши ножки ловко бегают по дорожке» - прокатить мяч двумя руками по скату, пробежать за ним по скату.

Задачи: развивать согласованность движений, глазомер.

Содержание занятия: отбивание мяча о пол одной рукой; «Поздоровались» - ходьба и бег врассыпную с мячом в руках перед грудью, по сигналу найти себе пару, остановиться, поднять мяч вверх, потянуться руками друг к другу, касаясь мячами.

Задачи: в процессе освоения действий с мячом развивать основные движения – ходьбу, бег, прыжки, лазанье.

Содержание занятия: «Обезьянки» - пролезание через обручи прямо и боком; «Птички в гнёздышках» - прыжки, бег врассыпную, «Быстрей к своему мячу» - пролезть под дугу и встать возле своего мяча (большой, маленький).

                                                   

ДЕКАБРЬ

Цель месяца: Научить точности передачи мяча партнеру, закрепление правил игры в баскетбол.

               1 неделя

              2 неделя

                  3 неделя

                4 неделя

Задачи: познакомить детей с названием и инвентарём для игры в баскетбол, создать общее представление о действиях в этой игре (стойка, передача мяча, ведение мяча на месте и в движении).

Содержание занятия: бросание мяча в корзину двумя руками от груди; «Не отдам мяч» - прыжки, ноги вместе, ноги врозь.

Задачи: Создавать ситуации, побуждающие к коллективным действиям с мячом.

Содержание занятия: «У кого мячей меньше» - перебрасывание мячей командами на сторону противника; «Треугольник» - прокатывание или передача мяча в тройках; «Лови – не зевай» - ловля мяча после броска двумя руками вверх.

Задачи: воспитывать целеустремлённость, желание достичь положительного результата, доброжелательное отношение друг к другу.

Содержание занятия: «Прыг-скок, побежал дружок» - ведение мяча в движении; броски мяча в корзину двумя руками из-за головы; «Кого назвали, тот и ловит» - ловля мяча, брошенного педагогом.

Задачи: развивать координацию движений, точность, ловкость.

Содержание занятия: броски мяча в вертикальную цель с расстояния 2 м.; бросание и ловля мяча с расстояния 1,5 – 2м.; «Попади в корзину» - бросок мяча двумя руками от груди в корзину; «Чьё звено быстрее» - передача мяча по кругу.

П     И     О     Н     Е     Р     Б     О     Л

ЯНВАРЬ

Цель месяца: Контролировать мяч в движении. Совершенствовать технику игры. Научить точности передачи мяча партнеру, обучение игры в пионербол.

                       2 неделя

                      3 неделя

         4 неделя

Задачи: познакомить детей с историей появления игры; развивать ловкость, глазомер, быстроту, равновесие.

Содержание занятия: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками, с дополнительным заданием; «Бросай – не зевай» - бросок мяча вниз двумя руками и ловля его после отскока.

Задачи: упражнять в переброске мяча друг другу; развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом.

Содержание занятия: Перебрасывание мяча через сетку (веревку) двумя руками и ловля его после отскока от пола; «Стой» - кружение с мячом в руках, по сигналу – постоять на одной ноге.

Задачи:

Развивать ловкость, координацию и равновесие в упражнениях с мячом; в бросании мяча друг другу.

Содержание занятия: Бросание мяча друг другу стоя в шеренгах двумя руками из-за головы; ходьба по гимнастической скамейке с мячом в руках, над головой.

ФЕВРАЛЬ

Цель месяца: правила игры, техника владения мячом, движения и остановки. Игра по упрощенным правилам в пионербол. Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах, тройках и т.п.

                 1 неделя

                   2 неделя

                3 неделя

                 4 неделя

Задачи: упражнять детей в бросании мяча друг другу; развивать координацию движений, точность, ловкость.

Содержание задания: «Лови – не зевай» - ловля мяча после броска двумя руками вверх; «Треугольник» - прокатывание или передача мяча в тройках

Задачи: формировать многообразие действий с мячом (катание, бросание, ловля, перебрасывание, забрасывание из разных исходных положений – сидя, стоя на коленях, стоя на ногах.

Содержание занятия: бросание и ловля мяча друг другу с расстояния 2 м.; «Играй, играй – мяч не теряй» - катание мяча в разные стороны, по сигналу поднять мяч вверх; перебрасывание мяча через сетку (шнур) команде соперника.

Задачи: формировать элементарные для игры действия с мячом; учить игровому воздействию.

Содержание занятия: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; передача мяча друг другу двумя руками из-за головы (сидя, стоя на коленях, стоя); «Пролезь быстрее» - с мячом в руках пролезть через дуги.

Задачи: Научить точности передачи мяча партнеру, продолжать обучение игры в пионербол.

Содержание занятия: «Снайперы» - метание мячей в вертикальную цель правой и левой рукой; «Кто дальше» - метание мячей на дальность; Подбрасывание мяча правой и левой рукой вверх и ловля его двумя руками.

В       О       Л       Е       Й       Б       О       Л

МАРТ

Цель месяца: упражнения на освоение ловли и передачи мяча. Комбинации из освоенных элементов. Развивать ловкость в действиях с мячом. Научиться управлять мячом, чувствовать его.

                   1 неделя

                  2 неделя

                   3 неделя

                  4 неделя

Задачи: познакомить детей с историей появления игры; упражнять в освоении и ловле мяча; развивать ловкость в действиях с мячом.

Содержание занятия: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками; отбивание мяча о пол одной рукой; прокатывание мяча между предметами, подталкивая двумя руками.

Задачи: совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах; совершенствовать технику игры; развивать ловкость в упражнениях с мячом.

Содержание занятия: упражнения на освоение техники приема и передачи мяча в волейболе

Игра в пионербол по упрощенным правилам.

Задачи: совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах; контролировать мяч в движении.

Содержание занятия: бросание малого мяча вверх одной рукой и ловля его двумя руками; отбивание мячей при переброске друг другу, стоя в шеренгах.

Задачи: развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом; Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах; Развивать ловкость, умения принимать решения в процессе игры.

Содержание занятия: увеличение расстояния при переброске мячей в парах (от 1 до 2 м); переброска мячей через сетку (шнур); отбивание мяча о пол одной рукой.

АПРЕЛЬ

Цель месяца: упражнения на освоение ловли и передачи мяча. Комбинации из освоенных элементов. Игра в волейбол по упрощенным правилам. Упражнения на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек в волейболе.

                 1 неделя

                    2 неделя

                  3 неделя

                    4 неделя

Задачи: совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах; развивать ловкость, умения принимать решения в процессе игры; совершенствовать технику игры.

Содержание занятия: броски мяча в вертикальную цель с расстояния 2 м; «Не отдам мяч» - прыжки, ноги вместе, ноги врозь; «Подними мяч» - ходьба, бег врассыпную, по сигналу быстро поднять мяч, лежащий на полу.

Задачи: постепенное увеличение высоты сетки (шнура); упражнять в прыжках в высоту с места;

Содержание занятия: перебрасывание мяча друг другу, стоя в тройках (двое бросают друг другу, третий старается поймать мяч); «Кто выше прыгнет?» - прыжки в высоту с места.

Задачи: упражнять в переброске мяча друг другу; развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом.

Содержание занятия: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; передача мяча друг другу двумя руками из-за головы (сидя, стоя на коленях, стоя); «Пролезь быстрее» - с мячом в руках пролезть через дуги.

Задачи: воспитывать интерес к играм с мячом, желание играть вдвоём, втроём.

Содержание занятия: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди; «Наши ножки ловко бегают по дорожке» - прокатить мяч двумя руками по скату, пробежать за ним по скату.

М     И     Н     И    -    Ф     У     Т    Б     О     Л

МАЙ

Цель месяца: Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах. Развивать ловкость в действиях с мячом.

                 1 неделя

                  2 неделя

                  3 неделя

                  4 неделя

Задачи: формирование многообразных действий с мячом (катание, бросание, ловля, забрасывание из разных исходных положений – сидя, стоя на коленях, стоя на ногах; развивать внимание, координацию, равновесие.

Содержание занятия: ОРУ «Ловкие мячики»; «Догони» - удар ногой по неподвижному мячу.

Задачи: создать представление об элементах техники игры в мини - футбол (удары по неподвижному мячу, остановка мяча, ведение, удар по воротам).

Содержание занятия: «Прикати» - один ребёнок катит мяч руками, другой останавливает ногой и ударяет обратно; «Не потеряй» - ведение мяча вокруг обруча.

Задачи: в процессе овладения действий с мячом совершенствовать технику ходьбы и бега.

Содержание занятия: «Попади в ворота» - удар по неподвижному мячу, догнать на четвереньках подлезая в ворота; «Какого мяча нет?».

Задачи: развивать координационные способности, точность, выносливость; правила игры, обучение действиям с мячом, остановки мяча, ловли и отбивания вратарем.

Содержание занятия: «Ловкие ножки» - ведение мяча по прямой; «У ребят порядок строгий» - ходьба и бег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами школы мяча «Путешествие в Королевство волшебных мячей» для детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, поддержание интереса к спортивным играм и  уп...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"

Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...

Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

«Школа мяча» Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет

laquo;ШКОЛА МЯЧА»Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...