"Школа мяча"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад №4 «Ручеёк»»
пгт. Суземка Брянской обл.
Программа работы кружка
по физическому воспитанию
«Школа мяча»
(для детей 5-7 лет)
Программу составила:
Воспитатель по физической культуре: Лобунцова О. А.
2014 – 2015 уч. год
Пояснительная записка
Актуальность: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Проблема: Отсутствие интереса родителей к играм; поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним; дефицит движений у детей дошкольного возраста.
Цель: Обогащение двигательного опыта детей 5-7 го года жизни
Задачи:
1. Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.
2. Освоение элементов спортивных игр: в футбол, баскетбол, пионербол, волейбол, мини-футбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
3. Познакомить дошкольников с историей игр.
4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, разучить индивидуальную тактику.
6. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
7. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
8. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 34 занятия в учебном году (с 3недели сентября по май). Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Место проведения: спортивный зал МБДОУ, спортивная площадка.
Срок реализации: 1 год.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Организация образовательной деятельности:
На занятиях и вне занятий:
Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.
Дети должны освоить технику игры в волейбол (пионербол), баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)
Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча, перебрасывание мяча через сетку.
Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.
Работа с родителями:
Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.
Совместная деятельность детей и родителей эмоции от игр с мячом.
Организация фотовыставки «Школа мяча».
Наглядная информация для родителей:
• Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)
• Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.)
• Папка «Физкультура – это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
• Пополнение картотек «Подвижные игры»
Используемая литература:
- Волошина Л. Н., Курилова Т. В. «Игры с элементами спорта для детей 5-7 лет», Издательство «ГНОМ и Д», 2004г.
- Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1983
- Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008.
- Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010
- Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
\
Тематическое планирование (подготовительная группа)
Ф У Т Б О Л
СЕНТЯБРЬ
Цель месяца: Обследование детей. Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале. Знакомство с мячом. Подготовить детей к обучающему процессу. Правила игры, совершенствование ударов по мячу, остановки мяча, ловли и отбивания вратарем. Двусторонняя игра.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: Познакомить детей с историей появления футбола, названием и особенностями этой игры (играем с мячом ногами). Содержание занятия: «Мячи шалунишки» - ходьба и бег за катящимися мячиками, остановка мячей ногой; ходьба и бег в колонне с мячом в руках. | Задачи: Формировать элементарные для футбола действия с мячом (удары по неподвижному мячу ногой, остановка движущегося мяча, ведение, удар по воротам). Содержание занятия: ОРУ «Ловкие мячики»; «Догони» - удар ногой по неподвижному мячу. | Задачи: Познакомить детей с условиями игры в футбол. Содержание занятия: «Прикати» - один ребёнок катит мяч руками, другой останавливает ногой и ударяет обратно; «Не потеряй» - ведение мяча вокруг обруча. | Задачи: Создать представление об элементах техники игры в футбол (удары по неподвижному мячу, остановка мяча, ведение, удар по воротам). Содержание занятия: «Ловкие ножки» - ведение мяча по прямой; «У ребят порядок строгий» - ходьба и бег. |
ОКТЯБРЬ
Цель месяца: Научиться управлять мячом, чувствовать его. Воспитывать интерес к действиям с мячом, желание играть вдвоём, втроём. Развивать координационные способности, точность, выносливость.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: Воспитывать интерес к действиям с мячом, желание играть вдвоём, втроём. Развивать координационные способности, ловкость, глазомер. Содержание занятия: ОРУ «Весёлые ребята»; «Гонка мячей» - ведение мяча в разных направлениях. | Задачи: В процессе овладения действий с мячом совершенствовать технику ходьбы и бега. Содержание занятия: «Попади в ворота» - удар по неподвижному мячу, догнать на четвереньках подлезая в ворота; «Какого мяча нет?». | Задачи: учить игровому взаимодействию. Содержание занятия: «Мяч под сетку» - две команды ударом ноги посылают мяч на сторону противника; «Нарисуй мячик» - рисование пальцем в воздухе мячей разного размера. | Задачи: Развивать координационные способности, точность, выносливость. Содержание занятия: «Прокати» - прокатить мяч по скату руками, догнать его, остановить ногой, обратно – ведение мяча ногой; «Ловкие ребята» - ведение мяча между кубиками. |
Б А С К Е Т Б О Л
НОЯБРЬ
Цель месяца: правила игры, техника передвижения с мячом, повороты и остановки. Игра по упрощенным правилам мини баскетбола.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: Познакомить детей с историей появления баскетбола. Формировать многообразие действий с мячом (катание, бросание, ловля, перебрасывание, забрасывание из разных исходных положений – сидя, стоя на коленях, стоя на ногах). Содержание занятия: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками; «Подними мяч» - ходьба, бег врассыпную, по сигналу быстро поднять мяч, лежащий на полу. | Задачи: воспитывать интерес к играм с мячом, желание играть вдвоём, втроём. Содержание занятия: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди; «Наши ножки ловко бегают по дорожке» - прокатить мяч двумя руками по скату, пробежать за ним по скату. | Задачи: развивать согласованность движений, глазомер. Содержание занятия: отбивание мяча о пол одной рукой; «Поздоровались» - ходьба и бег врассыпную с мячом в руках перед грудью, по сигналу найти себе пару, остановиться, поднять мяч вверх, потянуться руками друг к другу, касаясь мячами. | Задачи: в процессе освоения действий с мячом развивать основные движения – ходьбу, бег, прыжки, лазанье. Содержание занятия: «Обезьянки» - пролезание через обручи прямо и боком; «Птички в гнёздышках» - прыжки, бег врассыпную, «Быстрей к своему мячу» - пролезть под дугу и встать возле своего мяча (большой, маленький). |
ДЕКАБРЬ
Цель месяца: Научить точности передачи мяча партнеру, закрепление правил игры в баскетбол.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: познакомить детей с названием и инвентарём для игры в баскетбол, создать общее представление о действиях в этой игре (стойка, передача мяча, ведение мяча на месте и в движении). Содержание занятия: бросание мяча в корзину двумя руками от груди; «Не отдам мяч» - прыжки, ноги вместе, ноги врозь. | Задачи: Создавать ситуации, побуждающие к коллективным действиям с мячом. Содержание занятия: «У кого мячей меньше» - перебрасывание мячей командами на сторону противника; «Треугольник» - прокатывание или передача мяча в тройках; «Лови – не зевай» - ловля мяча после броска двумя руками вверх. | Задачи: воспитывать целеустремлённость, желание достичь положительного результата, доброжелательное отношение друг к другу. Содержание занятия: «Прыг-скок, побежал дружок» - ведение мяча в движении; броски мяча в корзину двумя руками из-за головы; «Кого назвали, тот и ловит» - ловля мяча, брошенного педагогом. | Задачи: развивать координацию движений, точность, ловкость. Содержание занятия: броски мяча в вертикальную цель с расстояния 2 м.; бросание и ловля мяча с расстояния 1,5 – 2м.; «Попади в корзину» - бросок мяча двумя руками от груди в корзину; «Чьё звено быстрее» - передача мяча по кругу. |
П И О Н Е Р Б О Л
ЯНВАРЬ
Цель месяца: Контролировать мяч в движении. Совершенствовать технику игры. Научить точности передачи мяча партнеру, обучение игры в пионербол.
2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: познакомить детей с историей появления игры; развивать ловкость, глазомер, быстроту, равновесие. Содержание занятия: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками, с дополнительным заданием; «Бросай – не зевай» - бросок мяча вниз двумя руками и ловля его после отскока. | Задачи: упражнять в переброске мяча друг другу; развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом. Содержание занятия: Перебрасывание мяча через сетку (веревку) двумя руками и ловля его после отскока от пола; «Стой» - кружение с мячом в руках, по сигналу – постоять на одной ноге. | Задачи: Развивать ловкость, координацию и равновесие в упражнениях с мячом; в бросании мяча друг другу. Содержание занятия: Бросание мяча друг другу стоя в шеренгах двумя руками из-за головы; ходьба по гимнастической скамейке с мячом в руках, над головой. |
ФЕВРАЛЬ
Цель месяца: правила игры, техника владения мячом, движения и остановки. Игра по упрощенным правилам в пионербол. Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах, тройках и т.п.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: упражнять детей в бросании мяча друг другу; развивать координацию движений, точность, ловкость. Содержание задания: «Лови – не зевай» - ловля мяча после броска двумя руками вверх; «Треугольник» - прокатывание или передача мяча в тройках | Задачи: формировать многообразие действий с мячом (катание, бросание, ловля, перебрасывание, забрасывание из разных исходных положений – сидя, стоя на коленях, стоя на ногах. Содержание занятия: бросание и ловля мяча друг другу с расстояния 2 м.; «Играй, играй – мяч не теряй» - катание мяча в разные стороны, по сигналу поднять мяч вверх; перебрасывание мяча через сетку (шнур) команде соперника. | Задачи: формировать элементарные для игры действия с мячом; учить игровому воздействию. Содержание занятия: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; передача мяча друг другу двумя руками из-за головы (сидя, стоя на коленях, стоя); «Пролезь быстрее» - с мячом в руках пролезть через дуги. | Задачи: Научить точности передачи мяча партнеру, продолжать обучение игры в пионербол. Содержание занятия: «Снайперы» - метание мячей в вертикальную цель правой и левой рукой; «Кто дальше» - метание мячей на дальность; Подбрасывание мяча правой и левой рукой вверх и ловля его двумя руками. |
В О Л Е Й Б О Л
МАРТ
Цель месяца: упражнения на освоение ловли и передачи мяча. Комбинации из освоенных элементов. Развивать ловкость в действиях с мячом. Научиться управлять мячом, чувствовать его.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: познакомить детей с историей появления игры; упражнять в освоении и ловле мяча; развивать ловкость в действиях с мячом. Содержание занятия: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками; отбивание мяча о пол одной рукой; прокатывание мяча между предметами, подталкивая двумя руками. | Задачи: совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах; совершенствовать технику игры; развивать ловкость в упражнениях с мячом. Содержание занятия: упражнения на освоение техники приема и передачи мяча в волейболе Игра в пионербол по упрощенным правилам. | Задачи: совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах; контролировать мяч в движении. Содержание занятия: бросание малого мяча вверх одной рукой и ловля его двумя руками; отбивание мячей при переброске друг другу, стоя в шеренгах. | Задачи: развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом; Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах; Развивать ловкость, умения принимать решения в процессе игры. Содержание занятия: увеличение расстояния при переброске мячей в парах (от 1 до 2 м); переброска мячей через сетку (шнур); отбивание мяча о пол одной рукой. |
АПРЕЛЬ
Цель месяца: упражнения на освоение ловли и передачи мяча. Комбинации из освоенных элементов. Игра в волейбол по упрощенным правилам. Упражнения на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек в волейболе.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах; развивать ловкость, умения принимать решения в процессе игры; совершенствовать технику игры. Содержание занятия: броски мяча в вертикальную цель с расстояния 2 м; «Не отдам мяч» - прыжки, ноги вместе, ноги врозь; «Подними мяч» - ходьба, бег врассыпную, по сигналу быстро поднять мяч, лежащий на полу. | Задачи: постепенное увеличение высоты сетки (шнура); упражнять в прыжках в высоту с места; Содержание занятия: перебрасывание мяча друг другу, стоя в тройках (двое бросают друг другу, третий старается поймать мяч); «Кто выше прыгнет?» - прыжки в высоту с места. | Задачи: упражнять в переброске мяча друг другу; развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом. Содержание занятия: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; передача мяча друг другу двумя руками из-за головы (сидя, стоя на коленях, стоя); «Пролезь быстрее» - с мячом в руках пролезть через дуги. | Задачи: воспитывать интерес к играм с мячом, желание играть вдвоём, втроём. Содержание занятия: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди; «Наши ножки ловко бегают по дорожке» - прокатить мяч двумя руками по скату, пробежать за ним по скату. |
М И Н И - Ф У Т Б О Л
МАЙ
Цель месяца: Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах. Развивать ловкость в действиях с мячом.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Задачи: формирование многообразных действий с мячом (катание, бросание, ловля, забрасывание из разных исходных положений – сидя, стоя на коленях, стоя на ногах; развивать внимание, координацию, равновесие. Содержание занятия: ОРУ «Ловкие мячики»; «Догони» - удар ногой по неподвижному мячу. | Задачи: создать представление об элементах техники игры в мини - футбол (удары по неподвижному мячу, остановка мяча, ведение, удар по воротам). Содержание занятия: «Прикати» - один ребёнок катит мяч руками, другой останавливает ногой и ударяет обратно; «Не потеряй» - ведение мяча вокруг обруча. | Задачи: в процессе овладения действий с мячом совершенствовать технику ходьбы и бега. Содержание занятия: «Попади в ворота» - удар по неподвижному мячу, догнать на четвереньках подлезая в ворота; «Какого мяча нет?». | Задачи: развивать координационные способности, точность, выносливость; правила игры, обучение действиям с мячом, остановки мяча, ловли и отбивания вратарем. Содержание занятия: «Ловкие ножки» - ведение мяча по прямой; «У ребят порядок строгий» - ходьба и бег. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами школы мяча «Путешествие в Королевство волшебных мячей» для детей старшего дошкольного возраста.
Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, поддержание интереса к спортивным играм и уп...
Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"
Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...
Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...
«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом
laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...
«Школа мяча» Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет
laquo;ШКОЛА МЯЧА»Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет...
« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста
laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр с мячом «Школа мяча» для детей 3-4 лет
игры с мячом для детей 3-4 лет...