Проект "У леса загадок немало"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
На современном этапе, актуальная проблема нашего времени-проблема взаимодействия человека с природой. Этот аспект экологии не может оставаться в стороне от педагога. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, о том, что в лесу много разных жителей. Негативная позиция взрослых оказывает влияние на формирование личности ребёнка дошкольника, у детей всё меньше проявляется любопытства к лесу. А чаще наблюдается равнодушие и жестокое отношение к живым существам.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с пред школьного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект "У леса загадок немало" | 61 КБ |
Отчёт о реализации проекта | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«У леса загадок немало»
в подготовительной группе «Буратино»
МБДОУ детский сад №12 «Рябинка»
Старший воспитатель: Курбатова О.А.
Воспитатель : Новокрещенова В.А.
В мире великом много чудес.
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда, крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?
Часто гуляя с детьми в парке, они обращают внимание на красоту природы, но дети редко обращают внимание на деревья, растущие рядом. Однажды мы рассматривали с детьми шишки от сосны, ели и кедра. Дети обратили внимание , что они разные, от разных деревьев, но называются одним словом-шишки. Возникло много вопросов: Как растут шишки? для чего дереву шишки? Есть ли семена у других деревьев? Чьи в лесу шишки? Так и возникла идея проекта «У леса загадок не мало», в процессе работы которого ,нам удалось разгадать загадки старого леса.
Дошкольный возраст-это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Трудно представить себе воспитание и развитие без привлечения в помощники педагогу природы - этого естественного источника красоты, здоровья. Если ребёнок научится любить природу: лес , животных, насекомых, цветы, научится ценить окружающий мир.
На современном этапе, актуальная проблема нашего времени-проблема взаимодействия человека с природой. Этот аспект экологии не может оставаться в стороне от педагога. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, о том, что в лесу много разных жителей. Негативная позиция взрослых оказывает влияние на формирование личности ребёнка дошкольника, у детей всё меньше проявляется любопытства к лесу. А чаще наблюдается равнодушие и жестокое отношение к живым существам.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с пред школьного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Проблема проекта: отсутствие знаний о лесе, о жизни его обитателей тайнах и загадках , которые таит в себе лес. Отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Вид: информационно-творческий,краткосрочный
Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.
Задачи проекта:
• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям детей и взрослых.
• Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
• Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала)
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Формировать элементарные экологические знания о лесе.
Расширить знания о взаимосвязи лесных обитателей, о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о жизни насекомых.
Способствовать умению отгадывать загадки и придумывать самостоятельно.
Воспитывать бережное отношение к лесу у детей и взрослых
1 этап подготовительный
Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.
Задачи:
планирование и проектирование мероприятий по подготовке к проектной деятельности,
разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
создание предметно - развивающей среды,
создание педагогической модели взаимодействия " педагог - - - узкие специалисты - библиотека - школа",
создание системы мониторинга.
II этап - практический.
Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей углубленных знаний жизни леса, его обитателях, позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.
Задачи:
проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников ,совершенствование взаимодействие с организациями социума.
III этап - заключительный
Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований
Задачи:
анализ проведенной работы.
Основные мероприятия по реализации проекта
На практическом этапе дети рассматривали картины о лесе: «С кем дружит ель?», « Как растёт сосна?», «Еловый лес?», «Берёзовая роща», делали выставку иллюстраций вместе с детьми и родителями «Что такое лес?», составляли рассказы по картинам русских художников «Лес» , «Золотая сень в лесу», «Одинокая сосна», что способствовало обогащению словаря детей, расширению знаний о жизни деревьев в лесу.
Беседы с детьми «Зелёная аптека», «Какая бывает кора у деревьев?», «Съедобные и ядовитые грибы», «Какие бывают листья», «Правила поведения в лесу» , «Какие насекомые живут в лесу?» «Животные нашего леса» помогли сформировать у детей углубленные знания о растительности леса, его обитателях
Занятия на тему «Лесное путешествие» ,«Лес-наше богатство», экскурсиив сквер, «К дубу», «В гости к берёзке»- . Учили детей понимать, что лес – наше богатство.» Помогли понять красоту природы, формировали эстетические чувства. Развивали интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировали бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
сформировали представление о разнообразии насекомых, умению вести себя при встрече с ними, о разнообразии лекарственных и ядовитых растениях. Вызвали положительный эмоциональный настрой, бережное отношение ко всему живому.
Дети отгадывали и придумывали загадки, узнали, где зимуют ежи и зайцы, почему кукует кукушка? Познакомились с пословицами: «Лес наше богатство», 2Лес-друг человека», объясняли смысл этих поговорок.
В процессе художественного творчества: пластилинографии «Каким бывает лист?», картинки-раскраски «Лесные загадки», аппликация «Птицы в лесу», рисование «Клёны». « Звери в лесу», «Ели и елки» дети узнали об особенностях жизни в лесу животных и насекомых, деревьях, их внешнем виде, закрепляли навыки творчества, используя разные техники рисования и лепки, получали эстетическое наслаждение.
Дети с увлечением играли в дидактические игры: лото «Грибы, ягоды», «Зелёная аптека», «От какого дерева лист», «Найди дерево», в подвижные игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Зайцы и волк». Водили хороводы «Лиса по лесу ходила». «Во зелёном лесу» .инсценировке «В лесу родилась ёлочка», сюжетно-ролевая игра «Поход в лес». Доставили удовольствие и положительные эмоции, театрализованные игры «Кот и лиса», «Теремок»
Трудовая деятельность позволила детям проявить творчество и фантазию , сформировать положительный настрой , узнать какие чудеса можно творить с природным материалом леса. Дети изготовили макет птиц, заготовили с помощью родителей природный материал, мастерили поделки из природного материала: ёжик букет из листьев , розы из листьев клёна, смешной лесовик, весёлые птички-невелички.
Прослушивание на музыкальном занятии звуков леса. Это вызвало эстетические чувства и качества.
Работа с социумом: взаимодействие с библиотекой, школой №8 Встреча с работниками библиотеки подарила детям много впечатлений о книгах, о лесе. Лесном царстве -государстве, его лесных жителях. Интересным было знакомство с «Краской книгой» Саратовской области. Дети очень заинтересовались редкими растениями и животными, исчезающими видами. Учитель и школьники участвовали в заключительном этапе проекта в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда? подготовили вопросы знатокам игры.
Домашние задания родителям: Родители приготовили презентацию «Правила поведения детей в лесе», книгу для чтения и рассматривания «Лесные правила», эмблему «Берегите лес», альбом «Птицы нашего леса», цветные трафареты «Птицы», участие в создании коллажа «Лес в жизни человека»
Заключительный этап проекта:
Выставка детского творчества «За что мы любим лес»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Где вопросы знатокам задавали сказочные герои, родители, ученики школы№8, библиотекарь, музыкальный руководитель. В игре был настоящий чёрный ящик с загадками, музыкальная пауза. Дети показали свою эрудицию, находчивость, сплочённость в команде, интеллект, умение логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы. Дети выиграли со счётом 10:0
В ходе работы над проектом у детей:
• развивалась поисково-познавательная деятельность:
учились планировать этапы своих действий, аргументировали свой выбор;
- находили разные способы решения проблемных ситуаций.
• Совершенствовался уровень накопленных практических навыков:
- находить нужный материал (в библиотеке, дома и т. д.) ;
- развивался художественный вкус, навыки дизайна (раскраски) ;
• активизировалась речь;
• поддерживался интерес детей к деятельности сверстников;
• воспитывалось бережное отношение к лесу.
Прослеживалось взаимодействие с родителями:
• помощь родителей в поисках нужной информации,
участие в мероприятиях «Что? Где? Когда?», инсценировка «В лесу родилась елочка», автор Б. Дружинин,
• оформление альбомов – продукта деятельности.
.
Во время проектной деятельности дошкольников взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, действовать, находить и решать элементарные познавательные проблемы,
Во время проектной деятельности детей следует обратить внимание на создание комфортной образовательной среды, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес.
Участвуя в проектной деятельности, дошкольники обогащают социальный опыт. Это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребенка, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются в условиях совместной деятельности. Ребенок учится работать в коллективе: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость, всему этому он учится. Также формируется уверенность в себе, общительность, открытость, любознательность, активность.
Результат работы:
- у детей увеличился интерес к общению с природой
- произошли позитивные изменения в речи детей
- дети более чутко и бережнее относятся к лесу и его обитателям
- сформированы элементарные экологические представления о лесе, осознанное отношение к природе, понятие -в природе всё взаимосвязано.
- повышен уровень знаний о лесе, его обитателях.
- налажена сплочённость в коллективе.
Берегите лес! В нём много тайн и загадок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реализация проекта познавательное и речевое развитие: рассматривание картин, составление рассказов «С кем дружит ель» , «Как растут сосны»
Выставка книг о лесе и обитателях, рассматривание альбомов, составление кроссвордов, загадывание загадок , заучивание стихов
Художественное творчество лепка «Каким бывает лист?», картинки-раскраски «Лесные загадки», аппликация «Птицы в лесу», рисование «Клёны». « Звери в лесу», «Ели» Дидактические игры: лото «Грибы, ягоды», «Зелёная аптека», «От какого дерева лист», «Найди дерево»,
Изготовления макета птиц, заготовка природного материала, поделки из природного материала
Взаимодействие с социумом Изготовление книги «Правила поведения в лесу» эмблема «Берегите лес», трафареты «Птицы леса» Знакомство с Красной книгой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наши младшие друзья" для второй младшей группы и технологическая карта к нему
Данный проект - это единая система системы, которая включает в себя предварительную работу, работу с родителями, с детьми. Запланированные направления деятельности с детьми способствуют формиров...
Педагогический проект «Леса нашего, нет краше»
«Леса нашего, нет краше»Хочется поделиться с вами нашим проектом «Леса нашего, нет краше», который мы разрабатывали совместно с ребятками. Познание в младшем возрасте носит эмоциональн...
Отчёт по реализации проекта "У леса загадок немало" в подготовительной группе в рамках проведения конкурса "Интеллектуальный проект"
отчёт по реализации проекта "У леса загадок не мало". Проект краткосрочный.Направлен на расширение знаний детей о лесе, его обитателях, растительном мире, о неизведанных тайнах и загадках....
Проект "Мир загадок"
Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта....
Проект "Страна загадок для детей"
Проект...
Презентация проекта "Составление загадок"
Презентация проекта "Составление загадок"...
- Мне нравится (4)