«У ПРИРОДЫ ЗАГАДОК НЕМАЛО»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия в средней группе по ознакомлению с миром природы
с использованием загадок
Тема: «У ПРИРОДЫ ЗАГАДОК НЕМАЛО»
(Путешествие в осенний лес).
Воспитатель: ХОМИЧ Н.В.
2015-2016 учебный год
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: Продолжать формировать представления детей о мире природы посредством разгадывания загадок. Закреплять знания о характерных признаках поздней осени, сезонных изменениях в природе. Расширить первоначальные представления о лесе, его обитателях, о перелётных и зимующих птицах. Учить называть детёнышей диких животных, классифицировать их по группам.
2. Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям. Развивать связную речь, умение высказывать свои мысли. Способствовать развитию логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе отгадывания загадок.
3. Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Активизировать слова:
перелётные птицы, зимующие птицы, поздняя осень, заморозки, иней, туман, дикие животные.
Интеграция по образовательным областям:
познание, социализация, здоровье, коммуникация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за деревьями, за птицами, за сезонными изменениями в природе во время прогулок.
2. Беседы об осени, о диких животных, о жизни птиц осенью.
3. Рассматривание иллюстраций об осени.
4. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц.
5. Чтение сказок о животных, стихотворений об осени, разгадывание загадок.
6. Дидактические игры «Дикие животные», «Назови детёнышей», «Назови перелётных птиц».
7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др.
Оборудование:
загадки об осенних явлениях в природе, о животных, картинки с изображением диких животных и явлений природы, Медвежонок, листья, горшочек с угощением.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (здороваются).
Присядьте на свои места.
В: Мы сегодня будем беседовать о природе, о животных, будем разгадывать загадки. А у природы загадок немало.
Ребята, послушайте загадку:
ЕСЛИ ДОЖДИК МОРОСИТ,
У ДЕРЕВЬЕВ ГРУСТНЫЙ ВИД,
СЛЫШЕН ВЕТРА ШУМ И СВИСТ,
ГРУСТЕН ШЕЛЕСТ СТАРЫХ СОСЕН…
ЭТО ВРЕМЯ ГОДА - …………… ОСЕНЬ.
- Беседа о признаках осени:
В: Давайте поиграем с картинками. Вы внимательно слушайте вопросы и загадки и, если у вас есть картинки-отгадки, вы их покажите.
Загадки нам помогут вспомнить, какие явления чаще всего бывают в природе осенью?
ЗАГАДКИ:
1. Мелко, дробно зачастило
И всю землю замочило (ДОЖДЬ).
2.Белое молоко
Ночью на поля легло.
Утром солнышко пригреет,
Его по ветру развеет (ТУМАН).
3.Озорной повеса
Пролетел над лесом,
Крыльями взмахнул –
Лист с деревьев отряхнул (ВЕТЕР).
(Дети показывают картинки – отгадки).
- Люди как одеты осенью? (тепло)
- Какая сегодня погода? (Облачная)
- Что случилось с деревьями? (остались деревья голыми)
- Куда делись листочки? (листья опали)
- Куда улетели птицы? (В теплые края).
- Как называются улетающие на зиму птицы? ( перелётные).
- Почему они улетают? (Стало холодно, нет насекомых, которыми они питаются).
- Птицы, которые не улетают, как называются? (зимующие).
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Сейчас какой месяц? (ноябрь).
- Какой месяц осени самый холодный? (ноябрь).
-В ноябре наступают первые заморозки.
- Сейчас у нас на дворе ранняя или поздняя осень? (поздняя).
-Слушайте внимательно загадки, чтобы разгадав их узнать, какие явления бывают поздней осенью.
ЗАГАДКИ:
1. Зимнее стекло
На реку легло (ЛЁД).
2.Поздней осенью:
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке - бархат синий.
Это что такое? (ИНЕЙ).
3.Поздней осенью
Одевайся, друг, теплее,
Шарфик повяжи на шею.
Слышала вчера прогноз:
Обещали нам ……….(МОРОЗ).
В.: Ребята, по-моему, в раздевалке кто-то есть. К нам кто-то пришёл в гости. Давайте пригласим его к нам.
3. Приход героя:
Входит Медвежонок с горшочком.
М.: Ой, куда это я попал?
Дети: В детский сад.
В.: В гости к нам пришёл Мишутка,
Он расстроен не на шутку,
Отчего-то он не весел,
Отчего-то нос повесил.
Чем ты, Мишка, так расстроен,
Чем же ты обеспокоен?
М.: Ребята, я пришёл к вам за помощью. Отгадайте мою загадку и вы узнаете, из какого чудо-города я пришёл:
ГОРОД ЭТОТ НЕ ПРОСТОЙ,
ОН ДРЕМУЧИЙ И ГУСТОЙ,
ТАМ ДЕРЕВЬЕВ МНОГО РАЗНЫХ,
ТРАВ, ЛИШАЙНИКОВ, КУСТОВ,
ПТИЦ, ЗВЕРЕЙ, ГРИБОВ И ЯГОД,
И, КОНЕЧНО, КОМАРОВ.
ТАМ ВСЕГДА ПОЛНО ЧУДЕС –
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ ВАС В …………ЛЕС.
М: Правильно вы отгадали загадку. А вы знаете, ребята, что случилось в лесу?
М: ГРЯНУЛ ПЕРВЫЙ УЖ МОРОЗ,
ЛЕС СТОИТ НАШ ГОЛ И БОС,
ПТИЦЫ К ЮГУ УЛЕТЕЛИ,
ЗВЕРИ ШУБЫ ТЁПЛЫЕ НАДЕЛИ.
ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
ПОЧЕМУ ВСЁ ИЗМЕНИЛОСЬ?
В.: Потому что наступила поздняя осень.
В.: Поэтому, Мишутка, в лесу сейчас холодно и тихо, а в жизни животных и птиц произошли изменения. Все в лесу готовятся к наступлению зимы. А Мишутка пригласил нас в лес.
М: Я принёс для вас волшебные листья из леса. Они не простые, а с загадками.
Я предлагаю вам отгадать, о ком они будут.
ЗАГАДКИ:
1.Все в лесу мы обитаем,
Пищу сами добываем.
Мы сильные и ловкие
Мы дикие…………..животные.
В.: Почему животные, которые живут в лесу, называются дикими?
(Они сами добывают себе пищу, сами строят себе жилище, заботятся о своих детёнышах).
Мы будем отгадывать загадки и рассказывать о жизни животных.
2. Этот зверь лесной – в серой шубе меховой.
Зубами – щелк,
Кто это? (Волк)
ВОЛК – хищник, охотится на оленей, лосей, кабанов, зайцев, мышей полевок. За то, что нападает на домашний скот, его зовут «серый разбойник». Иногда лакомится ягодами.
3. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
МЕДВЕДЬ всеяден: питается ягодами, желудями, орехами, корнями, стеблями трав. Ест муравьёв, ящериц, лягушек, мышей. Любит мед, рыбу. К зиме наедает подкожный жир, а осенью залегает в спячку, в берлогу.
4.На спине иголки,
Длинные и колкие
А свернется он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
ЁЖ: Летом он спит на листьях или голой земле. На зиму роет глубокую нору, в которой спит всю зиму. Питается еж жуками, гусеницами, иногда ловит мышей и ужей, ест грибы и ягоды.
5.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
ЗАЯЦ – к зиме линяет, шерсть становится густая и белого цвета. Зимой питается корой деревьев, ветками.
6. В дупле живёт
Да орешки грызёт. (Белка)
БЕЛКА – зимой серая, летом рыжая. Питается: семенами, ягодами, орехами, грибами, насекомыми. Делает запасы под корнями, в дуплах и др. укромных местах на зиму. Живёт в дуплах или на ветвях деревьев строит шарообразное гнездо.
7. Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)
ЛИСА – хищница. Основа её питания: мыши, зайцы, крупные птицы – глухари, гуси. К зиме линяет: мех становится густым и тёплым.
В.: У вас на картинках изображены животные. Давайте сейчас животных, которые залегают в спячку, спрячем в лесной домик. А животных, которые не спят зимой - выпустим в лес.
(Дети распределяют животных на две группы).
В.: Отгадайте ещё загадку:
В.: КЛЕНОВЫЙ, ДУБОВЫЙ, БЕРЁЗОВЫЙ ЛИСТ
ДРУЖНО ЗА РУКИ ВЗЯЛИСЬ,
ЗАКРУЖИЛИСЬ, ПОНЕСЛИСЬ.
ПОЖЕЛТЕЛ И ЛЕС И САД.
ЧТО ЖЕ ЭТО?…………. ЛИСТОПАД.
4. Физкультминутка (Разбрасываю листья по полу).
Дружно мы гуляем, листья собираем. (Дети гуляют, собирают листья)
Листья расписные, листики сухие.
Листья расписные весело поднимем,
Все мы постараемся и помашем ими. (Машут над головой)
Листик желтый, листик красный покружись.
Вместе с нами покружись, не ленись. (Кружатся)
В.: Давайте сейчас на листики подуем, ветерок их закружит и они лягут красивым ковриком.
5. Дыхательная гимнастика «Листик».
Нужно глубоко вдохнуть,
Чтоб на листик нам подуть.
(сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока приятно;
- губы сложить «трубочкой», сделать выдох и подуть на листочки)
Дети складывают листья в определённое место для Мишки.
В.: Это, Мишка, для тебя мы постелили мягкую перинку, чтобы тебе сладко спалось.
М.: Спасибо, ребята. Я понял, почему в лесу всё изменилось. Поздней осенью все звери готовы к зиме. Уж осень проходит, спешит к нам зима. Лягу и я в мягкую и тёплую постельку. Я зимой люблю поспать, лапу вкусную сосать. А горшочек с угощением я для вас припас.
Воспитатель: В лесу надо идти осторожно и тихо, чтобы не спугнуть животных и птиц. Поздней осенью в лесу тихо и загадочно, все звери прячутся в свои тёплые домики. Давайте поиграем с животными в прятки.
6. Игра «Назови, кого не стало». Игра «Назови детёныша».
Воспитатель: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: «Назови, кого не стало». Когда вы отвернетесь, я спрячу одного из животных. Повернувшись, вы должны назвать то животное, которого не стало.(Спрашиваю у детей, куда делся медведь?- ушёл в берлогу. Куда делся ёжик?- ушёл спать в тёплый домик и т.д.).
Сколько белочек убежало в лес? (Три).
А сколько ежей легло спать в тёплую норку? (Два).
Каких животных было по одному? (Лиса, волк, медведь, заяц).
В.: Давайте ещё поиграем в игру:
За мамой лисицей крался………..ЛИСЁНОК,
За мамой ежихой катился………...ЕЖЁНОК,
За мамой медведицей шёл………..МЕДВЕЖЁНОК,
За мамой белкой скакали…………БЕЛЬЧАТА,
За мамой зайчихой косые………...ЗАЙЧАТА,
Волчиха вела за собою……………ВОЛЧАТ.
Вот и подошло наше путешествие в осенний лес к концу, пора возвращаться в детский сад.
7. Анализ занятия.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
Куда мы сегодня ходили с вами? Молодцы. Давайте попрощаемся с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка загадок для работы со старшими дошкольниками по теме: "Ознакомление с природой"
загадки и стихи о природе...
Картотека загадок про природу
загадки...
Картотека стихов, загадок, пословиц о природе, животном, растительном мирах.
Картотека стихов, загадок, пословиц о природе, животном и растительном мирах....
Картотека загадок о природе
По какой дорогеПолгода ездятИ полгода ходят? (Река) Два братцаВ воду глядятся,Век не сойдутся. (Река и берега) День и ночь кричит,А голос не устает. (Водопад) Посреди поляЛежит зеркало:...
Отчёт по реализации проекта "У леса загадок немало" в подготовительной группе в рамках проведения конкурса "Интеллектуальный проект"
отчёт по реализации проекта "У леса загадок не мало". Проект краткосрочный.Направлен на расширение знаний детей о лесе, его обитателях, растительном мире, о неизведанных тайнах и загадках....
Проект "У леса загадок немало"
На современном этапе, актуальная проблема нашего времени-проблема взаимодействия человека с природой. Этот аспект экологии не может оставаться в стороне от педагога. Большинство людей считают ле...
Консультация. "Использование загадок о природе – как средство формирования познавательного интереса к объектам природы".
Экологическое воспитание дошкольников требует постоянного изыскания таких форм и методов работы, которые способствовали бы лучшему усвоению детьми экологических знаний. Предметность, конкретность зага...