Работа по развитию речи дошкольников
методическая разработка на тему
В данном документе представлено описание мастер-классов, проведённых педагогами МДОУ "Детский сад" пгт. Изъяю для своих коллег, с целью обмена опытом работы и внедрения его в свою повседневную педагогическую деятельность: "Тренируем язычки", "Пальчиковая гимнастика", "Оригами".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabr_razvitie_rechi_-_kopiya.doc | 263.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад" пгт. Изъяю
В декабре 2015 г. в МДОУ "Детский сад" пгт. Изъяю осуществлялось проведение открытых занятий, мастер-классов среди педагогов ДОУ и посещение заместителем заведующего ДОУ непосредственно образовательной деятельности воспитателей с детьми с целью контроля реализации одной из годовых задач работы МДОУ на 2015-2016 учебный год - развития монологической формы устной речи детей.
02 декабря 2015 г. мастер-класс для педагогов "Тренируем язычки" провела воспитатель подготовительной к школе группы Онопченко Ирина Ивановна.
Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Поэтому целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционно го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
2. У педагога должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал.
3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?
Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихотворные комплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки-подсказки, картины-образы, адаптированные истории и сказки, например, «Сказки о весёлом язычке».
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.
03 декабря 2015 г. воспитатель I младшей группы ДОУ Ружина Светлана Николаевна представила для коллег мастер-класс по пальчиковой гимнастике.
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование:
- массажные мячи гладкие по количеству участников;
- массажные мячи с колючками по количеству участников;
- крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;
- палочки от фломастеров, одинаковые по размеру по 2 на каждого.
Теоретическое обоснование темы.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. » В. Сухомлинский.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему неинтересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравится детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми, мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста, во всех дошкольных учреждениях Китая применяется пальчиковая гимнастика, поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека.
Совет взрослым:
Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» не что иное, как оздоровительный и тонизирующий массаж кистей рук.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Описывая работу той самой «Сороки-вороны» на раздаче каши деткам, не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик, слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем – указательный, который отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.
Работа с предложенным материалом.
Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр:
- пальчиковые игры с предметами;
- активные игры со стихотворным сопровождением;
- игры-манипуляции;
- пальчиковые игры на основе сказок;
- пальчиковые игры с элементами самомассажа;
- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Первый вид – пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу,
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
Карандашик я возьму –
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр – он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»:
Этот пальчик – Сонечка,
Этот пальчик – Тонечка,
По середочке – Сергей,
Рядом с братцем – Алексей,
А этот пальчик – Гришка, пальчик-шалунишка!
Ать, два, ать, два,
Было пять, осталось - два.
Ну-ка, ну-ка, посмотри,
Было пять, осталось, три!
Чтобы пальчики назвать, нужно их пересчитать!
Этот пальчик – Сонечка,
Этот пальчик – Тонечка,
По середочке – Сергей,
Рядом с братцем – Алексей,
А этот пальчик – Гришка, пальчик-шалунишка!
Следующий вид пальчиковых игр – это игры-манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д. Например:
Пальчиковая игра «Крышки»:
В тапки пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)
Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку (пальчики шагают).
04 декабря 2015 г. мастер-класс для коллег по пальчиковой гимнастике провела воспитатель старшей группы ДОУ Павлюк Елена Ивановна. Она дополнила выступление воспитателя Ружиной С.Н., рассказав о различных видах и формах проведения пальчиковой гимнастики. Сама Елена Ивановна осуществляет проведение гимнастики для развития мелкой моторики рук детей уже шестой год, постоянно обновляя ассортимент упражнений, используя различные источники - сеть Интернет, книги, журналы, телевизионные передачи. Павлюк Е.И. в 2013 г. прошла аттестацию на присвоение I квалификационной категории и в своем профессиональном портфолио подробно изложила суть, методы и приемы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста, которые постоянно использует в своей работе.
Одним из новых приемов, применяемых Еленой Ивановной в повседневной работе с детьми, является использование пальчикового кукольного театра и теневого театра с обыгрыванием детьми под руководством взрослого различных знакомых сказок. Детали пальчикового кукольного театра являются связанными Еленой Ивановной из шерстяной пряжи, которые дети надевают на пальцы, изображая таким образом героев сказок. Помимо непосредственного массажа кончиков пальцев детей, решается еще и такая важная задача обучения и воспитания в детском саду, как речевое развитие воспитанников, поскольку дети, вживаясь в роль, стараются не просто озвучить своих героев, но и придать их голосам различную интонационную окраску. Теневой же театр позволяет детям развивать не только моторику рук, но и фантазию, воображение. Также Елена Ивановна работает и с оригами, поскольку складывание бумаги тренирует не только мышцы пальцев рук, но и способствует развитию пространственного воображения детей, сосредоточенности, внимательности и усидчивости дошкольников.
Подводя итоги мастер-классов, представленных педагогами МДОУ пгт. Изъяю для своих коллег, следует отметить хорошую подготовку воспитателей и очевидность наличия регулярной работы с детьми с использованием вышеперечисленных приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы по развитию речи дошкольников
Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная ре...
Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого нед...
Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...
Организация работы по развитию речи дошкольников. Работа со сказкой.
В презентации представлены основные этапы орагнизационной работы воспитателя, старшего воспитателя или методиста по речевому развитию в детском саду. Представлен перечень...
«Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» опят работы
laquo;Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...