Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"
материал по развитию речи
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра
Ашинского района Челябинской области
«Игровая форма работы
в развитии речи дошкольников
с использованием фольклорного материала»
выполнила
воспитатель МКДОУ № 6 города Миньяра
первой квалификационной категории
Климова Ольга Олеговна
Миньяр
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I Роль фольклорного творчества в воспитании детей……………4
1.1 Жанры фольклора…………………………………………………………..4
2.1 Место детского фольклора в развитии речи………………………………7
Глава II Описание собственного педагогического опыта………………..9
2.1 Работа по развитию речи средствами фольклора…………………………9
2.2 Влияние художественной литературы на развитие дошкольника……….13
Глава III Формирование речи детей………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………….......19
Приложения…………………………………………………………………….20
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2-3 лет»……………………………………………………………………………….20
Консультация для воспитателей: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора»……………..22
Конспект НОД по коммуникации в 1 младшей группе на тему «Путешествие по сказке «Колобок»……………………………………………25
Введение
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого произведения народного творчества практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа.
Многое в нем создавалось специально для детей. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "пестушки", "потешки". Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры "Кошки-мышки", 'Гуси-лебеди", "Горелки" и т.п.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и что некрасиво.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.
Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений. Влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития ребенка.
Благодаря резкому разграничению добра и зла образы фольклора всегда ясны и доступны детям, им легко определить свои симпатии и антипатии.
Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется важное место произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений.
Глава I Роль фольклорного творчества в воспитании детей
1.1 Жанры детского фольклора и их характеристика
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое видение мира. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, "словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами". В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
М. Горький писал: "Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой". Целесообразно выделить следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
Колыбельные песни
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать). Отсюда же - колыбель, коляска. В народном обиходе было и название "байка" - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять).
В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнёт забавляться со своими куклами, как мать её учит правильно "байкать". Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи.
Всё это даёт основание утверждать, что колыбельная песня вызвана к жизни бытовыми, педагогическими надобностями народа. Колыбельная песня - элемент повседневного бытия.
Пестушки
Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознает необходимость этой процедуры. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:
Потягунюшки, порастунюшки,
А в руки фатунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в роток говорок,
А в ножки ходунюшки,
А в голову разумок.
Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма ("Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки"), и для развития двигательных функций ребенка ("А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки"), и для умственного и нравственного развития ("А в роток говорок, А в голову разумок").
В колыбельных песнях или забота о судьбе ребенка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживания матери; в потешках значительное место занимают учительный и развлекательный элементы. Ни то, ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания.
Пестушки кратки. Обычно это одно простое распространенное или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается редко и является исключением ("Ножки, ножки, куда вы бежите? - В лесок по мошок...").
К пестушкам относятся заговоры-шутки. Купают ребенка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:
С гуся вода,
С гуся вода,
С Пети худоба,
С Пети худоба.
Если ребенок ушибся, что бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место или поглаживая его, приговаривает:
У сороки боли,
У Сереженьки заживи.
У вороны боли,
У Сереженьки заживи.
Все эти заговоры носят подчеркнуто шуточный характер, но в силу веры ребенка в могущество матери помогают, успокаивают его.
Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
Потешки
Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.
Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребенка, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т.д.
Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.
И в наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных потешек: "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока", "Идет коза рогатая" и некоторых других.
Прибаутки
Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать "смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей.
1.2 Место детского фольклора в развитии речи
Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
В русской народной сказке заключено богатое содержание и языковые средства выразительности (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и другие), например: красна девица; ясный сокол; травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное. Дети используют это в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления куклы или укладывания ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".
Практика показывает: для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретают игры, забавы с использованием фольклора. Мы стараемся вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве "Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленька... "
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь.
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке, на дубочке.
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.
Уже в раннем возрасте очень важно ускорить процесс появления первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Воспитание и обучение детей нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста помогает им овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой работы.
Глава II Описание собственного педагогического опыта
2.1 Работа по развитию речи средствами фольклора
Свою работу в детском саду по развитию речи детей средствами детского фольклора мы строили на следующих основных принципах:
- интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);
- активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
- на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
- на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
- бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно. Такая атмосфера стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.
Детский фольклор в работе по развитию речи детей использовался в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности и, как показала наша работа с детьми, эффективно способствовало развитию связной речи, словаря, грамматики, звуковой культуры речи.
В своей работе мы исполняли колыбельные песни перед дневным сном в младшей группе, а затем продолжили эту работу в средней и старшей группах. Дети младшей группы с большим интересом восприняли эту форму общения с ними воспитателей. Внимательно слушали колыбельные, быстро засыпали. А иногда некоторые дети и шалили с той целью, чтобы воспитатель подошел именно к ним и спел колыбельную песню.
После исполнения колыбельных перед дневным сном воспитатели отмечали, что во второй половине дня дети были более спокойными, внимательными к просьбам, замечаниям взрослых.
Мы проводили работу с воспитателями, направленную на повышение уровня знаний, умений и навыков использования произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе детского сада. Также мы проводили работу с родителями, рекомендовали родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи.
В своей работе мы сочетали различные виды деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной). Были проведены такие занятия, как: "Пошел котик на торжок", "Уж как я ль мою коровушку люблю", "Коровка и бычок", "Коза-хлопота", "Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор", "Огуречик, огуречик" и другие.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, и интересом играют в подвижные игры. Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «В воробья», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка», «Золотые ворота», «Птички», «Крута гора», «Змейка», «Каравай»,»Летят-не летят», «Утка и волк»..
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
С детьми работу строю на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать: например - петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.
Ещё один прием, используемый мною - динамический акцент на фрагментах текста. Например, говоря о петушке - «масляно головушка», приводим в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.
Используем малые формы фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем его приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Для того чтобы вызвать положительный настрой, используем загадку, обыгрываем песенкой.
Если посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна. Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего ДОУ в продуктивной деятельности, во время проведения режимных моментов, закаливающих мероприятий, при проведении оздоровительных мероприятий. Обучая детей одеваться, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.
Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки,
Этот- с левой ножки.
Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем потешками как:
Ай, лады, лады, лады, Водичка, водичка, умой мое личико,
Не боимся мы воды, Чтобы глазки блестели,
Чисто умываемся, Чтобы щечки краснели,
Деткам улыбаемся. Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Все это помогло детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда педагог читает потешку, начинают кушать с удовольствием.
Умница Сашенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, мною стал подбираться более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей - «Дочки-матери». Дети укладывают кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учат их ходить и ритмично приговаривать ходушку.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в какой-либо роли в различных нарядах, они с интересом рассматривают наш костюм.
Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.
Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малышей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.
2.2 Влияние произведений художественной литературы на развитие дошкольника.
Художественное слово играет важную роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно уже в дошкольном детстве вызвать у детей интерес и любовь к литературным произведениям.
Художественные литературные произведения становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня познавательной, художественной деятельности детей, их нравственному воспитанию.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются постепенно усложняющиеся задачи, выполнение которых обусловливает положительные результаты воздействия на детей художественной литературы. Эти задачи направляются к постепенному повышению уровня восприятия детьми литературных произведений.
С течением времени при активном воспитательном воздействии у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, к тому, о чем в них рассказывается, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большое удовлетворение. Сказки, рассказы, стихи становятся для детей источником познания мира, возникновения чувств.
Отгадывание и придумывание загадок оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи и анализировать ее.
Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа "люли-люли-люленьки", "баю-баю-баеньки" и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка.
Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствуют особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Среди программных произведений особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. Многие народные песенки и авторские стихотворения отвечают потребностям маленьких детей в игре. В этих играх могут участвовать одновременно все малыши («Наши уточки с утра...», «Заяц Егорка», «Три веселых братца» и др.). Используя стихотворение, воспитатель может играть с желающими детьми, например, педагог читает стихотворение, а дети повторяют звукоподражания, сопровождая их соответствующими движениями.
В течение года мы знакомим детей с русскими народными и авторскими сказками. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия.
Практика показывает, что наибольший эффект достигается, если воспитатель сочетает рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании либо оперирует с этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (при помощи фланелеграфа).
Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. По моим наблюдениям, использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, а также помогает ребенку вспомнить текст сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. (Но это не означает исключить рассказывание сказки без показа.)
После первого рассказывания воспитатель обычно помогает детям вспомнить содержание сказки, дает параллельно задания, которые позволяют им сменить позу, выполнить двигательное упражнение (показать, как тянули репку; попрыгать, как лягушата, и т. п.).
Восприятие некоторых сказок происходит успешнее, если проводится предварительная подготовка. Например, перед тем как рассказать сказку, воспитатель показывает иллюстрации и характеризует животных. Целесообразно заканчивать занятия самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций. В ходе этой игры дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному персонажу сказки.
При повторении сказок желательно обучать детей элементам драматизации. Это доставляет малышам много радости. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируя голоса и поведение животных (пищат, мычат, прыгают и т. п.).
Повторное чтение я организую по-разному:
- использую те же приемы и наглядный материал, что и при первом чтении;
- читаю произведение, не прибегая к наглядности;
- использую дополнительный наглядный материал. Например, к детям в гости могут прийти игрушечные коты и попросить прочитать про них стихи («Как у нашего кота», «Пошел кот под мосток», «Пошел котик на торжок»);
- вставляю в текст имена присутствующих при чтении детей: «Наша Маша (Оля, Настя) маленька», «Самому ли съесть или Бореньке (Кирюшеньке, Андрюшеньке) снесть» и т.п.
Глава III Формирование речи детей с использованием фольклорного материала
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Детей следует учить обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.
Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенка что-то заинтересовало или ему просто приятно находиться около воспитателя, он начнет повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.
Практика показывает, что дети третьего года жизни склонны к подражанию и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи. Дети легко «заражаются» настроением товарищей и с удовольствием подражают их действиям. У детей этого возраста яркие, красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их. Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о проказах котенка, о забавном попугае ит.п.
Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной , неторопливой. Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т. п.), и когда проводит игры и занятия со всей группой(вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет, гуляет по детскому саду и участку).
Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать также, а стремиться сделать это очень хорошо, с настроением. Хорошо выполненное действие усиливает радость малыша, и он стремиться неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
Заключение
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. С колыбельными песнями знакомят детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. Мероприятия с использованием русского фольклора мною рассматриваются не как традиционная форма обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.
Таким образом, использование в непосредственно образовательной деятельности малых форм фольклора, делает мероприятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Список литературы
- Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. М. 1983. 47 с.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М. 1987. 82с.
- Михайлова М.А. У наших у ворот развесёлый хоровод. Ярославль 2001. 63с.
- Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. 49 с
- Русское народное поэтическое творчество / Под. ред. А.М.Новиковой. М.1986. 24с.
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» / Под. ред. Орловой Л.К. Владимир 1995. 74с.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.1998. 49с.
Приложения №1
Консультация для родителей
«Особенности речевого развития детей 2-3 лет»
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться ни сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.
Рекомендации:
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи. С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку. Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Малыши, конечно, уже знают основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте их внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свои действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Приложение №2
Консультация для воспитателей: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Это общая задача состоит из ряда отдельных задач:
- расширение, обогащение и активизация словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование правильной разговорной речи;
- развитие связной речи.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.
Свою практическую деятельность с детьми младшего возраста строю на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомления с природой, различные игры); активного включения детей.
Применяю такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого используем потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоцио-нальный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их услышать и запомнить.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяем большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, используем различные методические и игровые приемы.
«Доскажи словечко»
Это куколка Акулька, у нее кроватка - ...(люлька).
В печку слазить очень рад, а зовут его...(ухват).
У нее доска и палка — это бабушкина...(прялка).
Кашу варит всем дружок, круглобокий...(чугунок).
«Словесное лото, или кому что»
Карточки с картинками (бабушка, прялка, люлька, хозяйка, ухват, чугун, коромысло, ведро, младенец и др.).
Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.
Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот некоторые из их:
Направо пойдешь — клад найдешь,
Налево пойдешь — коня потеряешь,
Прямо пойдешь — сам пропадешь.
Утро вечера мудренее.
Не по дням, а по часам. От мала до велика.
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее мы пытались решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушке десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!»
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется прогова-ривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произно-сить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, соз-вучий.
Пошел медведь к броду — бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду!
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов и многое другое.
Основой связной речи является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это можно найти в фольклорных диалогических текстах. Например, «Курочка — рябушечка».
Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабаты-вать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
«Солнышко! Солнышко!
Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!»
Нельзя не отметить влияние русских народных игр на воспитание яркой выразительности, эмоциональности речи детей. Их еще называют игры с приговорами. Дети их очень любят.
Разберем игру «Девица-девица».
Участники: девица-водящий и группа детей.
Дети. Девица-девица, сходи по водицу!
Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!
Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)
Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появлялся оттенок насмешки, интонационная выразительность.
К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька-Мурысонька», «Кривой петух», «Трух-трух», «Я — хитрая лисица».
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.
Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Конспект НОД по коммуникации в 1 младшей группе на тему «Путешествие по сказке «Колобок»
Интеграция образовательных областей: «познание», «социализация», «физическая культура», «музыка», «художественное творчество», «художест-венная литература»
Программное содержание:
1. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав послед-ние слова текста.
2. Развитие координации, мелкой и общей моторики.
3.Формирование коммуникативных навыков.
4. Воспитывать внимание и заботу к окружающим.
Материал и оборудование: мягкие игрушки: колобок, лиса, заяц, волк, мед-ведь; прищепки, картонное солнышко, ватман, картинки по сказке колобок.
Методы и приемы: словесный, наглядный
Музыкальное сопровождение: музыка
Ход непосредственно организованной деятельности
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (правильно колобок) сегодня мы с вами будем путешествовать по сказке, которая называется «Колобок». Пора отправляться в путешествие. Садимся в поезд руки сжали в локтях и будем ехать, какой звук издает поезд (чух-чух). Все едут, останавливаются на поляне, где сидит заяц спрятанный под листом.
Вот мы и приехали на поляну. Кого в сказке встретил колобок первого на своем пути? Правильно, зайчика. Давайте мы его поищем. Вот он спрятался под листом. Зайчик хочет поиграть с нами в игру. Поиграем с зайчиком?
Игра «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Со слова «хлоп» дети хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов «скок- скок».
(дети подпрыгивают на обеих ногах).
Колобок зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку колобка, и дети убегают на свои места.
Воспитатель. Вот мы и поиграли с зайчиком, говорим ему до свиданья и садимся обратно в поезд.
На этой полянке нас встречает волк, ведь его колобок второго встретил в сказке. (Появляется игрушка волка.) ребята волк хочет вас попросить, чтоб вы ему помогли. Он замерз, а солнышко спрятало свои лучики. Нам с вами надо вот такому солнышку (показ круга из картона) надеть вот такие лучики (прищепки). Поможем волку? ( Дети на круг прикрепляют прищепки.) Вот молодцы, какое красивое солнышко у нас получилось, давайте его подарим волку.
Воспитатель. Готовы дальше ехать? Как вы думаете, мы сейчас кого следующего встретим на полянке? Правильно медведя. Готовы ехать к медведю? Сели в поезд и поехали (звучит музыка).
Вот мы и приехали, посмотрите, здесь нас встречает мишка. Давайте с мишей поиграем.
Пальчиковая игра «Медведь»
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял.
(Медленно засовывать платочек в кулачок одним пальцем, затем с силой вытянуть платок.)
Воспитатель. А сейчас мы отправляемся вместе с колобком в гости к лисичке, которая хотела съесть колобка в сказке, но наша лисичка не такая, она любит играть и веселиться. Садимся на поезд и едем.
Приехали на поляну, а там лисичка сестричка хочет, чтоб мы поиграли на музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах: ложках, бубне, погремушках и др.
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела
Мужу трое, себе двое, а детишкам по лаптишкам.
Лисичка хотела сделать картину, но у нее не получилось и она хочет, чтобы мы ей помогли. Поможем? Посмотрите, что на картине изображено? ( Дом, бабушка, дедушка и колобок.) как вы думаете, какую сказку хотела нарисовать лисичка? Правильно «Колобок». Давайте вспомним, каких животных мы с вами сегодня видели? Заяц, волк, медведь, лиса. А где эти животные все живут? В лесу. Посмотрите, у меня есть картинки этих животных, а на большой картине их силуэты. Нам нужно их правильно приложить. ( Дети с воспитателем прикладывают картинки.) Молодцы, красивая получилась картина, лисичка довольна и хочет с вами немного отдохнуть. Давайте ляжем на спинку и представим, как шумят листочки в лесу (релаксация под музыку).
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие пора нам возвращаться, садимся на поезд и едем. Вот мы и на месте, вам понравилось путешествовать с колобком? Кого мы с вами встретили на пути? (зайца, волка, медведя, лису) а с кем мы вместе путешествовали? (С колобком)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
Консультация для педагогов «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...
Презентация "Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников"
Презентация предназначена для воспитателей детских садов....
Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
Консультация "Современные формы работы по развитию речи дошкольников"
Цель данной консультации оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности....
Формы работы по развитию речи дошкольников
Данная Презентация раскрывает важный вопрос классификации форм работы воспитателя по развитию речи дошкольников. Предназначена для воспитателей детских образовательных учреждений....
Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».
Консультация для педагогов на тему:«Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»....