Культурно-гигиенические навыки дошкольников
презентация на тему
В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является состояние здоровья народонаселения. Одним из основных путей решения этой проблемы, является целенаправленное воспитание с детства разумного отношения к здоровью. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу.
«Здоровье детей - это будущее нашей страны». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.
Соблюдение и укрепления здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены.
Современные программы воспитания и обучения в детском саду обеспечивают целенаправленность в работе по здоровьесбережению детей. На первое место они выдвигают формирование здорового образа жизни.
Известно, что самые прочные привычки, формируется в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Дети в младшем дошкольном возрасте понимают, что такое болезнь, но выразить, что такое здоровье не могут. Поэтому и отношения у них практически нет.
В среднем возрасте понятие о здоровье - это «нет болезни». Отношение к болезни у большинства детей негативное. Что значит «чувствовать себя здоровым» и «быть здоровым» они объяснить не могут. Отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. Но большинство детей в этом возрасте знают, что нужно делать, чтобы не болеть (не мочить ноги, не есть снег). Они осознают угрозу здоровью со стороны окружающей среды (холодно, дождь, ветер, снег) и от своих действий (промочил ноги, ел снег).
В старшем дошкольном возрасте, благодаря приобретённому опыту, отношение к здоровью меняется. В этом возрасте дети, но прежнему соотносят здоровье с болезнью, но четко определяют угрозу здоровью от своих действий (нельзя есть грязными руками, надо мыть овощи, фрукты) и от внешней среды. Дети, которых правильно воспитывают, соотносят понятия «здоровье» с выполнением правил личной гигиены, а занятие утренней гимнастикой и физкультурой - укреплением здоровья.
Таким образом, формирование положительного отношения к своему здоровью становиться основой для формирования, в дальнейшем, потребности в здоровом образе жизни.
Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.
Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка.
По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить.
Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте.
Личная гигиена
Первая младшая группа: при напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.
Вторая младшая группа: при мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытираться полотенцем, вешать его на определенное место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком.
Средняя группа: тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле закрывает рот платком, отворачивается.
Старшая группа: следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напоминания полощет рот после еды. Просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы, самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.
Подготовительная группа: выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее.
Дошкольник может успешно освоить все гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически, выполнять их правильно и быстро.
Умения следить за внешним видом
Первая младшая группа: снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.
Вторая младшая группа: самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, выворачивает на лицевую сторону, старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослому.
Средняя группа: большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережет одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает).
Старшая группа: совершенствует навыки, полученные ранее, чистит пальто, учится стирать носки, платок. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает одежду в шкаф, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвентарем. Тактично говорит товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогает устранить их.
Подготовительная группа: быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, пришивает пуговицу, стирает платок, носки, фартук. Должен всегда быть опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.
Ø Первым и основным условием развития у ребёнка потребности в здоровом образе жизни является гигиенически организованная среда обитания.
Ø Вторым условием воспитания у детей потребностей в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретения детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.
Ø Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своём организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Воспитание гигиенических навыков и привычек, положительных взаимоотношений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни в ДОУ:
· Занятия физкультурой (спорт), участие детей в спартакиадах, днях здоровья, спортивных кружках, спортивных праздниках;
· Лечебно-профилактические мероприятия;
· Учебно-воспитательная работа;
· Оздоровительные мероприятия: комплексное закаливание, лечебная физкультура, проветривание;
· Внедрение новых технологий, использование новых подходов и методик по физическому воспитанию;
· Работа с родителями:
- совместная работа по закаливанию;
- физкультурные праздники «Семья и Я»;
- родительские собрания, беседы, фотовыставки;
- дни открытых дверей;
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, в дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»).
Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn_prezentatsiya.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Здоровье детей - это будущее нашей страны».
Навыки аккуратной еды
Средняя группа: тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле закрывает рот платком, отворачивается.
Средняя группа: большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережет одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает).
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...
"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"
Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников.
Мастер-класс провела воспитатель Гостенина Е.Е. на заседании родительского клуба на тему" Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников"....
1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников....